«Фотографии и прочее» — $1840. На что ректор ЕГУ тратил деньги университета

Деньги • Сергей Харитонов
На днях стало известно, что ЕГУ лишился гранта от Совета министров Северных стран. Решение, принятое после аудита от компании Deloitte, фактически ставит крест на беларуском «университете в изгнании». Экс-президент Ассоциации выпускников ЕГУ Серж Харитонов получил копию аудиторского отчёта и радует читателей KYKY рассказом о том, как стрелять себе в ногу и при этом выглядеть замечательно.

5 августа 2015 года терпение Совета министров Северных стран и трастового фонда ЕГУ лопнуло, и они заказали у литовского аудитора Deloitte отчёт о том, как университет распоряжается финансовой помощью. Вскоре документ был подготовлен. Он указал на вероятность двойного обналичивания расходов ректора ЕГУ, вероятное сокрытие налогов, вероятное нарушение внутренних уставов, налогового и трудового законодательств и профессиональной этики.

Совет министров Северных стран получил отчёт Deloitte в октябре 2015 года. Один из нынешних сотрудников ЕГУ передал его копию мне. Документ читается как детектив. Утечка произошла спустя всего год после избрания Гарри Поллика ректором ЕГУ, несмотря на миф о полной лояльности сотрудников университета к администрации.

В марте 2016 года был анонсирован второй отчет Deloitte. Его до сих пор нет в публичном доступе, но руководство ЕГУ заявило, что будет оспаривать выводы, к которым пришла аудиторская компания. Также известно, что Nordic Council решил прекратить финансирование ЕГУ. Существование университета, изгнанного из Беларуси в 2004 году, теперь под большим вопросом.

«Золотой парашют» для ректора

За неполных три года Гарри Поллик сменил три должности внутри ЕГУ и поставил на грань банкротства второй университет в своей карьере. С его именем связана череда скандалов, способствовавших сокращению поступающих студентов почти вдвое. Уходя, Nordic Council оставил в трастовом фонде ЕГУ достаточное количество средств, чтобы дотянуть до конца 2016 года. Совет министров Северных стран возобновит финансирование при одном условии — Поллик должен уйти.

По информации от источников внутри ЕГУ, Поллик покинет ЕГУ уже этим летом. На повестке дня вопрос: уйдет Гарри по-пацански: с «золотым парашютом» и non-disclosure agreement — или по справедливости: с узелочком за плечами и кульком семечек — решать всем ангажированным в эту историю сторонам. В первую очередь — беларусам, которые верят в проект национального европейского университета.

Политика нынешнего Управляющего совета ЕГУ является позорным провалом европейской и литовской внешних политик в отношении беларуско-европейского сотрудничества. Под носом литовского МИДа захвачен актив, который составляет значительную часть портфолио литовской внешней политики в Восточной Европе. При получении финансов руководство ЕГУ презентует университет как национальный публичный проект, но все остальное время Управляющий совет и менеджмент ведут себя так, будто университет – это их частная компания.

Учитывая, что в феврале 2016 года к команде Управляющего совета ЕГУ присоединился бывший посол Литовской республики в США Жигимантас Павилионис, который сейчас курирует вопросы Восточного партнерства, это также обращение к нему.

Жигимантас Павилионис, фото: Delfi

Изначально инициативный, доктор Павилионис вкатился в ЕГУ как рыцарь на белом коне, готовясь развести тучи руками. Но, кажется, растерял весь пыл, так как перед ним выросла перспектива до конца года вкатиться на коне в парламент. Господин Павилионис, вот вам повод увеличить свой политический капитал: возьмите быка за рога и наведите порядок в литовском публичном проекте под названием ЕГУ.

«Поставщик услуг»

В апреле 2013 года наиболее ярые лоббисты Поллика из Управляющего совета ЕГУ, Дэн Дэвидсон и Энн Лонсдейл были назначены членами комиссии по поиску провоста (первого вице-ректора). На тот момент срок их мандатов в Управляющем совете истек, а, следовательно, входить во «внутренний» комитет по поиску они уже не могли.

Несмотря на то, что был объявлен поиск первого вице-ректора, в интервью с Deloitte 15 октября 2015 года Гарри Поллик подтвердил, что был принят на работу в ЕГУ не в качестве вице-ректора, а качестве «поставщика услуг» — в этом же статусе он проходил во внутренней документации ЕГУ.

1 декабря 2013 года академик Михайлов собственноручно подписал с Гарри Полликом контракт о поставке услуг с 1 марта до 31 июня 2014 года. Документ был настолько детализирован, что его объем составил 1 (одну) страницу. Установленная компенсация Гарри Поллика — 550 евро в день плюс расходы, плюс расходы на путешествия, плюс аренда недвижимости. Никаких условий о практической оценке результатов работы, никакой процедуры приёма его услуг, никаких ограничений на расходы, никаких процедур их одобрения. В интервью с Deloitte 15 октября 2015 года Поллик вообще отрицал наличие каких бы то ни было внутренних инструкций по ограничениям на расходы в отношении членов Управляющего совета. Не работа, а сказка про золотую антилопу и кровавый режим.

Дэвид Гарри Поллик, фото: ЕГУ

При этом Поллик продолжал чарджить, а университет продолжал платить Поллику до конца сентября 2014 года, то есть вдвое дольше, чем действовал контракт.

33 рабочих дня в месяц

В своем письме 26 февраля 2014 года ректор Михайлов оценил компенсацию
«поставщика услуг» примерно в $200 тысяч. Это почти в два раза больше, чем было направлено на развитие всей преподавательской команды в 2013/2014 финансовом году.

Оплата услуг провоста Поллика осуществлялась по факту предъявления им чеков за работу, которая в среднем за полгода составила 28 дней в месяц. При этом около $35 тысяч в июне и июле 2014 года были выплачены Поллику без каких-либо ссылок на затраченное им время. То есть, в среднем за полгода работы в ЕГУ Гарри Поллик ежемесячно отдыхал всего два раза. Дальше — больше: в марте 2014 Гарри Поллик так старался помочь ЕГУ, что предоставил инвойс, в котором он отработал за месяц от звонка до звонка 33 дня. Типичные для договора о найме условия о защите интересов нанимателя, детальное описание обязанностей наемного сотрудника, kpi и условия контроля качества предоставленных услуг прописаны не были. Не оказалось там и требуемых Советом министров Северных стран обязательных условий о предупреждении мошеннических схем в отношении грантов для ЕГУ.

Зарплата космонавта

В июне 2014 года Гарри Поллик и проректор Александр Колбаско решили, что ЕГУ нужен новый супергерой. В сентябре Анатолий Михайлов взлетел на высокую орбиту и продолжил бороздить академическое пространство уже в статусе президента ЕГУ. Кстати, устав университета такого статуса не предусматривает. Поллик стал исполнять обязанности ректора.

Анатолий Михайлов, фото: Delfi

Михайлову на этом «Поле чудес» выпал сектор «Приз», и с 1 октября 2014 года ему была назначена почетная зарплата в размере 82 250 евро. 19 сентября Дэну Дэвидсону были предоставлены полномочия подписать с Гарри Полликом контракт, по которому ежегодная компенсация и.о. ректора беларуского университета в изгнании с 500 студентами-очниками должна была составить без малого 230 тысяч евро.

Двести тридцать тысяч евро, Карл! Для сравнения масштаба — это примерно столько же, сколько получает за год в Стокгольме председатель совета директоров банковской группы Swedbank Андерс Зундстём, управляющий глобальной компанией с более чем 10 миллионами корпоративных и частных клиентов, которые каждый день приходят в 500 офисов компании в Европе, Северной Америке, Азии и Африке.

Две большие курсовые разницы

По контракту, подписанному 29 сентября 2014 года, компенсация Поллика была всё же снижена до 14,5 тысяч евро в месяц. Стоит упомянуть, что даже при такой заоблачной ставке для регионального академического руководителя, Поллик по договоренности с ЕГУ получал зарплату в долларах — несмотря на то, что по контракту должен был получать её в евро.

К осени 2015 года евро сильно просел, и председатель Управляющего совета ЕГУ Даниель Тарщиц счел, что разница в курсах плохо повлияла на доходы Поллика. 25 сентября 2015 года университет взял на себя обязательство... Доплатить и.о. ректора более 16 тысяч евро курсовой разницы, набежавшей с момента подписания договора.

Никаких документов об утверждении этой договоренности общим собранием соучредителей ЕГУ (номинальные владельцы университета) парни из Deloitte не нашли. Некоторые расчеты на тему были предоставлены Финансовым директором American Councils Джоном Хендерсоном. Но цифры там другие.

Дэвид Поллик на вручении студентам дипломов, фото: ЕГУ

Тем временем Управляющий совет ЕГУ продолжил крутить барабан и назначил комитет по поиску ректора при поддержке Кристины Вивас — секретарши Дэна Дэвидсона, которая годом ранее первой связалась с Полликом по рекомендации доктора Ричарда Экмана, приютившего Гарри после его позорного ухода из Bimringham-Southern, о чем уже рассказывал KYKY.

В два смычка

Народ говорит, что «добрае цяля двух матак смокча». Если отчет Deloitte содержит достоверную информацию, выходит, что Гарри Поллик не упустил шанс как следует подоить одновременно и европейских, и американских налогоплательщиков. Из документа следует, что он выставлял инвойсы и получал возврат одних и тех же расходов сразу от двух организаций: ЕГУ и American Councils for International Education, основателем и членом Управляющего совета которого является Дэн Дэвидсон.

За лето 2015 года «поставщик услуг» получил от «Американских советов» более $100,000 различных компенсаций за свои расходы, связанные с работой в университете — при этом деньги поступали на тот же счет, на который Поллик получал зарплату в ЕГУ. Никаких подтверждений указанных расходов Deloitte не получил. Если таких подтверждений действительно нет, можно предположить, что Гарри Поллик нарушил не только договор о найме в ЕГУ, но и налоговое законодательство.

Иногда суммы, которые выплачивал ЕГУ, были обозначены как расходы Дэна Дэвидсона и Грегори Принса — членов Управляющего совета университета. По словам сотрудников ЕГУ, никаких подтверждающих документов в отношении инвойсов American Councils получено не было. Несмотря на это, в середине июля 2015 года университет выплачивает Дэвидсону и Принсу компенсацию в размере $52 080. Проведенный Deloitte анализ расходов показал, что сумма, выставленная American Councils в 2015 году значительно превосходит подобные расходы за предыдущий финансовый год.

Отрицалово

Никаких сведений о том, что получение дополнительной компенсации Полликом от американских советов было санкционировано ЕГУ, как того требует внутренний кодекс по этике и политика предупреждения конфликта интересов, нет. 15 октября 2015 года во время интервью с Deloitte Поллик сообщил, что узнал об этих документах в сентябре. На следующий день президент Михайлов сообщил Deloitte, что требования о санкционировании ЕГУ внешних платежей вступили в силу в 2013 — еще со времени, когда Поллик работал в ЕГУ в качестве консультанта.


Во время общения с Deloitte Гарри Поллик отрицает любые сторонние платежи и внешние доходы, кроме зарплаты, получаемой в ЕГУ. 29 сентября 2015 он предоставил на этот счёт письменную декларацию. По информации от нынешних сотрудников ЕГУ, Поллик также отрекается от платежей American Councils при общении с донорами и администрацией ЕГУ. Что это означает, если документы Deloitte реальны? Думаем, вы понимаете сами.

Оставляем читателям самостоятельную возможность углубиться в детали расходов спасателя ЕГУ. Вот тут будут постепенно появляться материалы. Рекомендуем обратить внимание на графу «расходы на наземный транспорт» и, к примеру, выставленный ЕГУ счет за августовские каникулы в Чикаго. «Фотографии и прочее» — $1840. Счастливый Гарри — бесценно.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Дмитрий Потапенко: «Предприниматель – не сволочь и не урод, а человек, который создает страну»

Деньги • Алиса Петрова

В конце 2015 года интернет облетело видео, где российский бизнесмен Дмитрий Потапенко, не стесняясь в выражениях, разнес экономическую политику России. В апреле предприниматель приезжал в Минск – KYKY встретился с ним, и попытался узнать: если бы у него были полномочия, что он изменил бы в Беларуси?