Как беларуский бизнес погряз в дебиторской задолженности. Объясняем на ленивцах

Деньги • редакция KYKY
Есть такая неприятная штука – дебиторская задолженность. Ты поставил кому-то продукцию или оказал услуги, и ждёшь честно заработанных денег. А партнёр не платит. Не потому, что он жадный или нечестный. А потому, что кто-то не платит ему. KYKY объясняет, как это происходит, при помощи гифок с ленивцами.

В каждом кризисе обязательно кто-то виноват. Это могут быть ЦРУшники из госдеповских катакомб, инопланетяне с Нибиру или вероломные ленивцы.

Пути выхода из кризиса очевидны: закрыть посольство США и объявить НЛО пятой колонной. Но вот незадача: просроченных платежей от этого меньше не становится. Директора беларуских предприятий жалуются на нехватку оборотных средств. Говорят, еще чуть-чуть, и бизнес свалится ко всем чертям.

Хоть в СМИ пока не было ни одной новости про то, что компания обанкротилась из-за дебиторки, для бизнеса это реальная проблема. Просроченные платежи растут каждый месяц, работники по несколько месяцев не получают зарплату, суды переполнены. А у должников у самих денег нет – вот и прячутся.

Все компании в Беларуси обязаны вести расчеты в беларуских рублях. А это значит, что хитрых, которые надеются на рост или падение иностранной валюты, более чем хватает. Например, ты рассчитывал, что закупишься комбикормом в Словакии, а потом выгодно продашь его. Но потом Петр Петрович внезапно объявляет, что девальвации не будет – и на следующий день ты понимаешь, что будешь есть этот комбикорм сам.

Государство может сквозь пальцы смотреть на то, что у компании не хватает средств, чтобы купить сырьё, рассчитаться за электроэнергию, выдать зарплату. Но когда не хватает денег даже на то, чтобы заплатить налоги с более чем скромного оборота… Налоговый инспектор придет к вам.

В теории, если будет совсем плохо, могут и из любимого офиса выселить, за неуплату аренды.

В мировой практике взысканием долгов занимаются коллекторские агентства. В Беларуси их практически нет, поэтому компании справляются своими силами. Люди-то по большей части интеллигентные. Максимум – могут показать когти, но никак не всаживать их в должника.

Чтобы оттянуть момент изъятия и без того скромной прибыли, надо вспомнить все, чему вас учили на парах по философии. Что бы мы делали, не будь на Земле Канта и его учения? Демагогия прокатывает! Правда, кормя кредитора «завтраками», как ленивца молочком, помните: терпение у него все равно когда-нибудь лопнет.

Яркий пример – случай в Слониме, где кредитор решил вспомнить шальную юность и заповеди «Солнцевских». Он рекрутировал «черных» коллекторов, которые вывезли бизнесмена-должника в лес и заставляли переписать машину на них.

Если ваша фирма не может платить, можно заняться ее «реорганизацией». Это законно, но нечестно по отношению к дебиторам: формально старого юридического лица не существует, ООО «Вектор» внезапно превращается в ЧУП «Виктор», и искать старого директора, чтобы взыскать долг, проблематично. Почесывая живот, и отгоняя от себя мысль, что поступил он в общем по-мудацки, директор вопрошает: «Долги? Какие долги?»

В Беларуси нет законов, которые могли бы защитить бизнес в ситуации, когда дебитор реорганизует свою фирму, чтобы не возвращать долг. Государство при такой схеме не страдает, потому что свои налоги оно в любом случае получит. Вот оно и «спит», не принимает никаких правовых мер. Зачем?

Если должны не вы, а вам, то ускорить процесс расчета можно посылкой с муляжом окровавленной головы коня. Даже если должник не смотрел «Крёстного отца», он поймет, о чем идет речь. Можно даже самостоятельно вручить подарок с таким же дружелюбным выражением лица, как у этого ленивца.

Можно, на худой конец, обратиться к закону. Он, конечно, в беларуских реалиях не Судья Дредд, но если суд постановит оплатить по счетам, то должникам придется что-то сочинять. К слову, за 2015 год количество обращений в суды по взысканию дебиторской задолженности выросло в два раза. Правда, исполняются добровольно только 15% судебных решений.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Мы тоже люди, чаем поили этих стоявших с 6 утра». Участники акций – о настоящей цене скидок

Деньги • Аня Перова

Открытие нового фастфуда или сетевого магазина – рядовому белорусу, похоже, без разницы, куда идти, если обещано хоть что-то бесплатное. Или не обещано. Но вдруг дадут? KYKY вспоминает акции в Минске, которые собирали толпы. А маркетолог Евгения Карпова объясняет желание брендов сыграть на любви человека к халяве.