Один день в минском офисе Viber

Деньги • Алиса Петрова
Приложением Viber сегодня пользуется порядка 500 миллионов человек. Cтартап «выстрелил» пять лет назад, позволив людям совершать звонки в любую точку земного шара, не тратясь на роуминг. KYKY побывал в минском офисе компании Viber Media, где ведётся разработка приложения. И ещё раз убедился: чем успешнее компания, тем легче и свободнее атмосфера внутри.

Говорят, из офиса Viber Media по вечерам красивый вид на закат. Их просторный угловой балкон находится на солнечной стороне, поэтому в разгар дня здесь слишком жарко. У работников Вайбера есть правило: нельзя курить на балконе с часу до четырёх. Ведь рядом находится кухня, а сигаретный дым мешает обедающим сотрудникам. Пока я стою на балконе, ко мне выходит один из разработчиков, парень из iOS-команды – Саша Андрошук.

Рассказывает, что во всех новых бизнес-центрах неподалеку только айтишные конторы. «Здесь целый айти-кластер образовывается». Внизу, между двумя зданиями находится милая улочка с фонарями. «Когда всё достроят, уберут мусор, поставят лавочки, посадят цветы и деревья – будет шикарный бульварчик, где можно тёплым летним вечером отдыхать. И надеюсь, что в здании напротив не будет очередного магазина мебели и писсуаров, а будут бары и кафе. Ближайшие жилые дома довольно далеко, поэтому потенциальные бары могут работать до двух спокойно», – говорит мне Саша.

Офис Viber находится в центре Минска, на улице Платонова 20б, и занимает весь седьмой этаж бизнес-центра. Интерьер делал дизайнер из Израиля – Игорь Портной. Как правило, рабочий день начинается в районе десяти часов, и заканчивается около семи вечера. Но график гибкий: можно приехать на работу раньше, можно позже – всегда при необходимости можно договориться. Кроме минского офиса разработкой приложения занимаются в Бресте, Амстердаме и Израиле. Офис технической поддержки (если у пользователей есть проблемы, то эти ребята помогают с ними разобраться) находится в Израиле. Самые известные основателиViber'а – Игорь Магазинник и Тальмон Марко.

В какой-то из командировок Тальмон попытался позвонить и остался недоволен качеством связи. Возникла идея написать приложение, которое позволит без проблем звонить по миру на телефонные номера. Изначально его делали только для себя, чтобы можно было созваниваться внутри компании. Даже выбирая название, не задумывались, какое будущее будет у приложения. Фирменным цветом был тогда оранжевый. Написали приложение и выкинули израильский AppStore – его можно было скачать только в Израиле. И за первые несколько дней было столько скачиваний, что ребята подумали – стартап может иметь успех. Почти с первых дней приложение делали ребята из Минска. В компании и сегодня есть люди, которые работают в Viber'е с самого начала.

Какие книги читают в офисе Viber

Открываются двери лифта – сразу видишь растяжку с логотипом компании. Там же, в вестибюле стоит теннисный стол. Прямо возле лифта – машина для чистки обуви. На полу лежат «фирменные» люки с логотипом Viber'а. Сотрудники работают в семи командах. Core команда, WEB-команда и четыре клиентских: iOS, Android, Desktop (приложения для компьютера), WinMobile.

Web-team делает web-сервисы: магазин стикеров (он открывается в приложении), личный кабинет пользователя и ViberOut (сервис, с помощью которого можно звонить на мобильные и городские номера). В административной команде работают два НR-менеджера, офис-менеджер, бухгалтерия и директор. И, наконец, IT-команда: сисадмин и Build-инженер. По всему офису разбросаны кресла-груши.

Подхожу к книжному шкафу, чтобы изучить, что читают ребята из Viber'а. В основном это, конечно, специальная литература. Но на одной полке есть и художественная. Подборка интересная: «Мова» Виктора Мартиновича, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, «Праклён» Валерия Галеева, две книги Курта Воннегута и «Дневники Бриджит Джонс» на английском языке. Особо веселит отдельная полка «рекомендуем».

Там всего три книги, зато какие – «Уголовный кодекс Республики Беларусь», «Jesus, forthewin!» и монография «Юридические, педагогические и медицинские аспекты проблемы проституции».

Как выглядят комнаты для работников Viber

Все команды сидят по отдельности в своих комнатах. Моя экскурсия начинается с кабинета HR-ов. В Viber'е работают два менеджера по персоналу – Марина Зорич и Марина Хомич. Обычно Марины сидят в другой комнате, но на эту неделю переехали сюда, в помещение с офисным шкафом, уставленным папками фирменного фиолетового цвета. «Это наш офис-менеджер старается!» – с гордостью говорит одна из девушек. В этом же офисном шкафу замечаю рисунок существа, похожее на красного слона. «Это ещё с прошлого летнего корпоратива, – рассказывает Марина Хомич. – Сейчас популярное развлечение: все сотрудники рисуют на одном листе – получается целостная картина. Правда, мы так и не соединили эти элементы. Но зато сейчас стоит, для устрашения».

Рядом с HR'ами находится комната бухгалтерии. На стекле кабинета символично нарисована «золотая коза» (почти антилопа), выбивающая из-под копыт золотые монеты. Вдоль длинного коридора, ведущего на кухню – комнаты, где работают клиентские команды: сначала Core команда – она занимается общими инфраструктурными решениями, затем Android, за ними iOS, desktop, WinMobile и web. Web-команда, к слову, занимает целых две комнаты. Вторая, поменьше – чуть дальше, ближе к кухне.

Я заглянула к ним: возле двери висит большая маркерная доска. А на ней написано – нет, не коды, не планы и не схемы – «Седьмое августа. Классная работа. Акцентология». И слова в три ряда: «шприцы, компас, искра, творог, тефтели…». Оказывается, HR'ы проводят для ребят уроки русского языка. Я поинтересовалась: есть ли ещё какие-нибудь занятия? Два раза в неделю проходят уроки английского – за символическую плату, чтобы у ребят была мотивация ходить.

Две самые интересные комнаты в офисе – «админская» и комната Core команды. «Самая чудесная комната», – полушутя говорит Марина, открывая мне дверь в «админскую». Здесь одновременно и жарко, и холодно: из кондиционеров идёт разный воздух. Обстановка, скорее, напоминает комнату арт-директора растаманского бара, нежели кабинет системного администратора и инженера серьёзной компании.

На стенах висят винтажные постеры, бубны и индийские барабаны. Возле одного из столов стоит кальян. «Здесь его, конечно, не курят, но место для его сборки очень удобное», – говорит Марина. Замечаю в комнате самокат, на котором ребята катаются по офису. Другой интересный кабинет – «комната-бонус» с приколами, где «не всё можно фотографировать» – например, бутылки с алкоголем. Есть габет (устройство для заваривания кофе альтернативным способом) – ребята его очень любят, говорят, вкусно получается.

На потолке висят открытые зонтики. Отдельная достопримечательность кабинета – стол Андрея. Кстати, он самый старший во всей команде – ему 59 лет. В работе ему «помогает» голова-манекен в феске, солнечных очках и с микрофоном. Звучит, может, жутковато, но выглядит забавно.

«Деньги на обеды все сдали»?

Теперь идём на кухню. За длинным высоким столом стоят и сидят сразу несколько человек, смотрят Euronews по телевизору. В кухне всё необходимое: шкафы, большой холодильник, мойка, микроволновка, кофемашина, тостер, столовые приборы и кружки.

А сейчас будет длинный список. Для сотрудников всегда в наличии: творог, йогурты, хлопья, молоко, сливки, тосты, варенье, «нутелла», чай и кофе. Ах, да, ещё всякие заправки для салатов.

Два раза в неделю привозят фрукты – тоже за счёт компании. Около кухни находится что-то вроде зоны отдыха, где стоит длинный диван и подвесное кресло. Здесь же – выход на балкон. Разработчик Саша Андрошук говорит: «Обычно вечером в пятницу, когда тепло, мы вытаскиваем сюда подушки, сидушки, кальян, музычку и замечательно тусуемся».

Возвращаемся в кабинет HR'ов. Внезапно в комнате оказывается пять или семь человек, толпящихся у стола с деньгами в руках. «А у вас без сдачи?» – интересуется Марина Хомич. «Ну, мы же не знаем, сколько должны». Работники Viber'а скидываются на доставку еды в офис – картина выглядит так, будто школьники сдают деньги на обеды классному руководителю. Марина начинает считать, кто сколько должен. «И вот так каждую пятницу я страдаю! – шутливо говорит она. – Ребята, вы издеваетесь? У всех со сдачей!» Вся еда, которую для ребят привозят в офис, домашняя – никакого фастфуда.

Чем же кормят сотрудников Viber'а? На первое – суп. Летом очень популярны холодники. На второе – что-то мясное (котлета или куриное филе, бывают блинчики с говядиной), гарнир (как правило, какая-нибудь каша) и салаты – обычно из свежих овощей, почти всегда без майонеза. И компот. «Похоже на школьное меню», – смеется Марина. Только булочки не хватает! Обедают в офисе не все – в основном те, кому лень идти куда-то и тратить время. Но, например, Саша Андрошук предпочитает ходить в ближайшие кафе с другими ребятами: часто в «Гвоздь», иногда в «Лофт», или ещё куда-нибудь. «Проблемы поесть нету – можно жрать, не останавливаясь», – говорит Саша.

Наконец, уборная – она здесь отнюдь не непростая. «Туалет – это вообще наша гордость, – шутит Марина. – Думаю, в женcком туалете пора ставить стулья и барную стойку. Иногда собирается несколько девочек: одна красится, а кто-то спрашивает: «Чем ты пользуешься?» – и начались разговоры. Иногда с директором столкнёмся, обсудим рабочие моменты». В дамской комнате есть ящики с необходимыми девичьими штуками: фен, жидкость для снятия лака, антистатик и тому подобное. Есть даже зубные щётки с пастой. Есть душ – его особенно ценят, когда дома отключают горячую воду. Не хватает разве что кроватей, шутит Марина. Примерно 19 сотрудников из 97-ми ездят на работу на велосипеде, поэтому у Viber'а есть своя велопарковка.

Традиции

Каждую пятницу в офисе проходят вечеринки. Газировка, сок пиво, чипсы и другие ништяки – за счёт компании. Последнюю пятницу каждого месяца в офис Viber приходят интересные гости – люди не из IT-сферы. «Гости рассказывают, чем занимаются – а мы рассказываем, что мы делаем, и задаём вопросы». На такие встречи ходит практически весь офис. Например, в июле была главред KYKY Саша Романова. Она рассказывала про журнал в общем, как в нём появляются материалы, почему и как могут вноситься правки, что может публиковаться, а что нет. «Всем, конечно, было интересно больше узнать о закрытии KYKY: что, когда и как было. Обсуждали статьи, которые ребята читали, и по ним задавали вопросы. Также было интересно узнать мнение редактора о каких-то последних событиях».

В июне в Вайбере гостем был Александр Солодуха. Он рассказывал, как пришёл к профессии певца, почему начал петь и какие правила вывел для себя за время карьеры. «Конечно, пели его песни», – улыбается Марина Зорич. «Все эти мероприятия дают командам пообщаться в неформальной обстановке. Ведь большая часть времени проводится внутри только своей команды».

По четвергам ребята ходят играть в футбол. Да и в целом, спонтанно собраться и куда-то поехать – это нормально. Раз в две или три недели проводится pooling-шеринг: ребята рассказывают, с чем работают, что интересного делали в своей области. Таким образом, происходит обмен опытом и интеграция между командами разных платформ.

Кто работает в Viber'е и как туда попасть

Соотношение парней и девушек – примерно 80 на 20. Девчонки в основном работают проектными менеджерами в командах, тестировщиками и занимаются административной работой. Директор минского офиса, например, – девушка. Есть и четыре девчонки-программиста. Средний возраст работников Вайбера– где-то 27 лет, но это зависит от команды. Например, ребята-программисты в команде С++ постарше. Это сложный язык, и «молодняк» не всегда справляется. Марина рассказывает, что коллектив дружный и своя атмосфера в нём ощущается. У команд есть здоровая конкуренция между собой, но это больше в шутку. Ребята ездят вместе в отпуск, ходят в тренажёрку. «У нас есть пару сотрудников, которые даже квартиры в одном доме покупали». Когда у кого-то в команде День рождения, ребята всегда придумывают сюрпризы: например, снимают видео.

Как попасть в Viber? «Пройти интервью. – отвечает Марина Зорич. – У нас есть открытые вакансии: сейчас, например, вакансия тестировщика».

Но на самом деле, не всё так просто. «Мы ищем человека, который подходит нам, и которому подходим мы. Важны две составляющие: личные качества и технический скилл. У человека должен быть бэкграунд: то есть задачи, которые он выполнял раньше. Могут быть и теоретические вопросы на интервью. Мы берём людей с достаточным опытом работы». Ответ коллеги дополяет Марина Хомич: «Мы стараемся подбирать людей в команду, которые подойдут в коллектив. Бывает, технически человек хорош, но он не вписывается в образ всей команды. В таком случае, лучше потратить время и подыскать кого-то ещё».

Девушки приводят в пример историю. Поскольку парни в команде С++ старше остальных, у них жёсткий юмор, «на выживание» – они беспощадные тролли. С ними работает только одна девушка, поэтому когда они набирают себе тестировщиков, очень хотят девочку – а девчонок, которые пишут на С++, очень мало. «Кармически так сложилось, что одну девушку наняли – ушла в декрет. Наняли вторую – через год она тоже ушла в декретный отпуск. Мы начали шутить, что можно уже развешивать объявления: если кто хочет завести ребёнка, может прийти к нам на работу…

В прошлом году проводили очередное собеседование с одной девушкой. После него лид команды вышел из комнаты и говорит: «Надо её брать по-любому». Девушка не успела приехать домой – я ей уже позвонила и сделала предложение о работе». Это было стопроцентное попадание и в личностном, и в техническом плане. Теперь ребята о ней очень заботятся. «Они ко мне как-то приходили и говорили: «Слушай, тут из web-команды к нашей Кате слишком много пристают, за косички дёргают. Ты им скажи, чтобы они не нарывались», – настолько опекают её.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Жаль, что в Беларуси нет крепостного права для айтишников»

Деньги • Ирина Михно

Харизматичный болгарин, считающий своей родиной Беларусь, руководитель IT-компании LOVATA Сергей Атанасов рассказал KYKY, зачем нужно учиться по программе MBA, как построить свой бизнес и не разориться в кризис, когда ему больше всего на свете хотелось сменить работу в IT на метлу дворника.