Harotnica: «Они деструктивно-пожарный оркестр, что бы эта белиберда ни значила»

Конрад Ерофеев
«Музыку у нас, к сожалению, оценивают по формальным критериям — невзирая на содержание. Просто смотрим по списку — играть умеют? Отлично. Петь умеют? Еще лучше. Гуцулы? Фьюжн? Занимательно рассказывают о себе? Нам подходит. И это очень печально». Конрад Ерофеев о дебютном альбоме группы Harotnica.

В прошлой заметке мы почти беззлобно покритиковали некий новый белорусский музыкальный коллектив. Однако, делая это, конечно, мы не забывали — ребята, в конце концов, любители, начинающие романтичные дилетанты и играют, как умеют. А пафоса набрались должно быть из воздуха — знаете, как маленькие детки всегда копируют взрослых. Так что это все простительно. Перерастут. Ну или вовсе помрут в младенчестве, а за это вообще ругать бесчеловечно. Совсем другое дело, конечно, когда такими же детскими глупостями занимаются большие серьезные дяди — это, уже, согласитесь, может и в ворота не пройти.

Вот дебютный альбом группы «Гаротница» — кажется, так по-русски читается название коллектива. Вышел, что характерно, практически одновременно с злосчастным «Мигающим Желтым». Однако, конечно, коллективы совсем разные. «Гаротница» — сплошь профессиональные музыканты. Играть эти люди умеют очень хорошо, да и вокалистка для разнообразия с профессиональным образованием. Группа уже несколько лет выступает вживую, получила приз музыкальной премии «Даём рады», в общем, коллектив крепкий и в музыкальных кругах признанный.

В достаточно типичной для нашего отечества манере музыканты придумывают себе пафосное название — это не просто группа, это — ни больше, ни меньше — деструктивно-пожарный оркестр, что бы эта белиберда не значила. Хотя, кажется, имеется в виду что-тоигриво-заводное, но кто его разберет. С стилистической принадлежностью тоже все не просто — снова-таки, по мнению музыкантов, это не какой-нибудь уже известный стиль современной музыки, боже упаси — это смесь всего, что существует под луной — рока, панк-рока, джаза, регги, ска, фьюжна и ворлд-мьюзик. Не хватает только черта в ступе.

Таким образом, нам снова обещают что-то увлекательное и интересное. А что на самом деле? Начнем с хорошего — да, умеют играть, да, вокалистка владеет голосом. Вобще-то по отечественным меркам, уже доблесть. Но на этом, пожалуй, хорошее и заканчивается.

Для начала — о стиле

На самом деле, звучание группы, скорее всего, можно охарактеризовать всего одним словом — эстрада. Да, тут есть фьюжн, тут есть намеки на модный нынче гуцульский фольк, но по большому счету звучит это все вылизано, приемлимо в обществе и травоядно — почти как оркестр Финберга. То же можно сказать, в общем, и о вокале — мало того, что тембрально и интонационно он совершенно не интересен, узнать вокалистку по голосу и манере в слепом тесте против десятка-другого выпускниц Кулька будет достаточно проблематично — так что он еще даже более эстраден, чем музыка.

В итоге получается такое беззубое скучное действо, вроде бы какие-то достаточно профессиональные люди собрались чтобы записать что-то такое, почти бунтарское, почти зажигательное, но действуя строго по правилам и сохраняя приличные в высоком обществе стандарты качества. Ну вот, в итоге — альбом-симулякр, против всех квадратиков стоят галочки — умеют играть, умеют петь, модно, танцевально, и так далее, но от всего этого хочется удавиться со скуки.

В общем-то, можно было бы отчасти все это списать на перепродюсированность альбома, на слишком трусливого звукорежиссера, который зачем-то понавесил на вокал тонну обработок, а все остальное пережал, чтобы звучало ровно и сладко, да и мало ли на что. Но, к сожалению, судя по роликам на ютубе вживую дела обстоят еще хуже. Вот прекрасный пример — запись старая, но и на новых все то же:

Вроде бы должно быть задорно, но то, что происходит на сцене — скорее трагично. Вокалистка прыгает и ломается изо всех сил, корчит рожи и машет руками (манера жестко переигрывать у отечественных вокалисток и причины такого поведения — хорошая тема для отдельной статьи). Оркестр рассредоточился и словно бы пытается отстранится, не подать виду, что они тут вместе, несмотря на навязчивые авансы девушки, которая компенсирует отсутствие какой-то осмысленной эмоциональности в вокале довольно грубоватыми криками — ну обратите же, обратите на меня внимание. Жалкие и вынужденные подскоки духовой секции лишь усугубляют гнетущее впечатление.

Это все немного напоминает школьный дискач: звучит Ace of Base, в центре спортзала ломается и кривляется сорокалетняя уборщица-алкоголичка, переодически подмигивая оцепеневшим от ужаса старшеклассникам, школьники в ужасе жмутся по углам.

Просто для контраста — вот тут можно посмотреть на белорусский оркестр, который действительно зажигал. Разница очевидна.

Ну и в конце альбома — неизбежная песня на английском

Мы уже не раз с вами обсуждали, зачем. А вдруг купят за рубежом? И снова повторюсь — нет, не купят. Во всяком случае, на уровне ином, чем клубы и вторые сцены фестивалей. Чтобы купили, одного умения играть, как ни странно, мало.

Но зато на родине слава неизбежно придет. Потому что музыку у нас, к сожалению, довольно часто оценивают по формальным критериям — невзирая на содержание. Просто смотрим по списку — играть умеют? Отлично. Петь умеют? Еще лучше. Гуцулы? Фьюжн? Занимательно рассказывают о себе? Это нам подходит. И это очень печально. Потому что музыка должна быть все-таки хоть в чем-то содержательной. А «Гаротника» — это, как говорил классик, пустая изнутри жестянка — хоть и с очень хорошей этикеткой.

Ну да ничего, они все равно в Беларуси прославятся.
Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter