Плезантвиль. Как красота в глазах смотрящего, так и педофилия – в умах видящего

Андрей Григорьев
«До вакханалии с выставкой Стёрджеса я полагал, что основные «специалисты» у нас в сфере образования. Ан, нет! Оказывается, они и в детской порнографии разбираются. большая часть целомудренно замечает: «Не знаю, в чём там суть, но обнажённое детское тело осуждаю». На робкие попытки уточнить, что там такого страшного, получаешь классический ответ: «Как будто вы сами не понимаете!» Так вот: не понимаю». Учитель Андрей Григорьев – о запрещенной в России выставке фотографии Джока Стёрджеса.

Я не очень люблю современное искусство. Фотография вообще занимает в моей шкале интересов пятое место на задворках. Пожалуй, из известных фотографов сходу назову только Дэвида Лашапеля (David LaChapelle), о котором читал в каком-то журнале, и на чьи работы довелось посмотреть в Лондоне, в музее Барбикан (Barbican).

Фото: Дэвид Лашапель

В том же Лондоне, в галерее Тейт-модерн несколько лет назад посетил выставку работ Демьена Хёрста ( Damien Hirst). Отрубленная бычья голова в луже крови и разрезанная вдоль беременная корова, без сомнения, потрясают эстетическое нутро зрителя, как и работа под названием «Crematorium», представляющая собой пепельницу метра три в диаметре, под завязку забитую окурками.

Damien Hirst, Love's Paradox, 2007. Фото: Prudence Cumming Associates

Такой своеобразный намёк на memento mori. Запах в выставочном зале можете вообразить сами. Не так давно в Минске была выставка «Тайны тела: вселенная изнутри» с искусно препарированными настоящими трупами людей. «Суть выставки не в том, чтобы пощекотать нервы, а чтобы рассказать, как работает наш организм. Как мы питаемся и дышим, как мы двигаемся. Изучив свое тело, мы сможем лучше заботиться о нем, наша жизнь будет здоровой, долгой и счастливой, – говорит создатель выставки Хайди Пинчелл» (цитата TUT.by).

Выставка «Тайны тела», фото: Анастасия Рогатко

Это я всё к чему? К тому, что ни в Лондоне, ни в Минске я что-то не заметил пикетов борцов за нравственность и эстетическую красоту. Как и борцов за права животных. А ведь какое благодатное поле для деятельности! Но, увы, ни дохлые животные, ни трупы, ни вонючие пепельницы наше «обсчество» не потрясают. Их потрясает детская «обнажёнка». Они там пропаганду педофилии заметили. Более того, под своим недавним постом Юлия Чернявская выложила фотографии картин Модильяни, Серебряковой и Обри Бёрдсли. В одном из комментариев «благовоспитанная» дама гордо заметила, что ей это всё «голое» не нравится. И были ещё всякие другие «знатоки» искусства. То есть в картине видят одно – голых людей. Голых! Не обнажённых, не красоту человеческого тела, не игру света и тени, не нежность красок. Голых баб (простите). И тут же накатали жалобу в ФБ о том, что культуролог публикует на своей странице порно.

«Знать не знал, что есть такой фотограф»

Я уже говорил, что до этого имя фотографа Джока Стёрджеса ни о чём мне не говорило. Константин Каверин хорошо написал у себя на странице: «А я бы не ругал «Офицеров России», которые не пускали людей на выставку Джока Стёрджеса. Честное слово, до сегодня знать не знал, что есть такой фотограф. И не узнал бы, скорее всего. А сейчас просидел, наверное, час, любуясь его работами. Так держать, пацаны! Даешь культуру в массы!» Кажется, лучше не скажешь. И госпоже Мизулиной – низкий поклон за устранение пробелов в моём образовании. С их подачи рядовое по своей сути событие, выставка, которую от силы посетило бы несколько сотен человек, прогремела на всё постсоветское пространство. На месте Мизулиной и компании я бы потребовал от Стёрджеса процент с доходов за пиар.

Фото: Джок Стёрджес

Фото: Джок Стёрджес

Фото: Джок Стёрджес

Мы живём в выхолощенную эпоху. В эпоху, когда всё переворачивается с ног на голову и в угоду ханжам и недоумкам, а также нежным душам и любителям зефирного мимими, готовых пустить под нож всё, что угодно. Пожалуй, скоро потребуют убрать с глаз Давида (мужик без штанов, блин), закрасить Сотворение мира (что за яйца?!) и отредактировать Рождение Венеры (стрёмная тётка, плохо прикрывается). А всех амуров и купидонов собрать в пучок и сжечь на костре от греха подальше. Что затем?

Не побоюсь сказать, что доберутся до «Девочки с персиками». Да-да, порнуха чистой воды. Посмотрите на эти мохнатые персики. Ничего не напоминает? А этот фаллический нож рядом? А как она эротично обнимает волосатый шарик?

Ну, про манящий взгляд, полуулыбку и розовую кофточку нимфетки можно не упоминать. Педофилия чистой воды, фу-фу.

Мы живём в эпоху, когда под маской «приличий» скрывается обычное ханжество

Почему? Потому, что каждый из нас, включая несовершеннолетних детей, носит в кармане абсолютно легальный доступ к любой порнографии и любым извращениям. Настоящим, неподдельным, то, что англичане называют «explicit». Одним движением пальца ваш ребёнок может найти такое, что даже вы, прошедшие «огонь, воду и медные трубы», стыдливо покраснеете и побежите мыть руки в отвращении. Маньякам и педофилам тоже нет надобности ходить на такие выставки, всё есть дома – достаточно набрать в поисковике нужные слова. Но об этом никто не говорит. Это, по умолчанию, часть жизни. А работы Стёрджеса – да, это плохо. На древние Помпеи надо сбросить атомную бомбу, видали, какие там фрески на стенах? Погуглите. Вместо просвещения – лживая забота о нравственности.

Арт: James Kerr

Как красота в глазах смотрящего, так и педофилия – в умах видящего. Что вижу в этих фотографиях я? Я не вижу голых детей. Я вижу гармонию. Я вижу свободу. Я вижу потрясающую работу фотографа, воспевающего жизнь.

Никакого секса и призыва к нему. Я вообще не осознаю, что на них нет одежды, потому, что есть только красота. Точно так же, как когда я смотрю на Давида или Геракла, я не вижу их гениталий. То есть, вижу, конечно, но это не есть смысл и суть моего интереса. Я вижу произведение искусства, не плоть, а волшебное творение мастера.

Из всей этой истории можно сделать один вывод – нас ждёт Плезантвиль. Есть такой американский фильм 1998 года. Три номинации Оскар и множество других наград. Посмотрите, не пожалеете. Очень точно нарисованная картина современного общества.

Кадр из фильма «Плезантвиль»

Только если в фильме действие движется от чёрно-белого (сладко-приторного и выхолощенного до отвратительной «чистоты трамваев») к цвету жизни, то всё, что происходит сейчас – движение в обратном направлении.

В моём семейном архиве фотографий есть одна, которую я очень люблю. Ей уже больше шестидесяти лет, она немного выцвела, но всё ещё хороша. Чёрно-белая, вполне в стилистике Стёрджеса. На ней – пузатенький голый смеющийся малыш. Мой отец в полуторагодовалом возрасте. Ничего более красивого и жизнеутверждающего никогда не видел. Представляю с ужасом, что сказали бы наши «спецы» и борцы за «нравственную чистоту» искусства.

Источник: Facebook Андрея Григорьева

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter