Пост дня о боли. Как пригласить друга из Иордании в Беларусь (спойлер – никак)

Евгений Подгорный
«Иорданское Королевство является с точки зрения Беларуси неблагополучным государством в миграционном отношении, и Граждане Иордании не могут воспользоваться безвизом». Так начал свою историю не-получения приглашения для друга в нашу страну Евгений Подгорный. По информации источника KYKY, Министерство спорта и туризма уже в курсе этой истории и, видимо, будет разбираться «на местах» – а именно в отделе по гражданству и миграции.

Я решил пригласить друга-иорданца в гости, посмотреть Беларусь, потоптать болота, попробовать драников. Изучив способы приобретения визы на сайте беларуского посольства в ОАЭ (он давно живет и работает там в телекоме), подходило только два варианта : получить туристическую визу или пригласить как частное лицо.

С туристической визой оказалась все не так просто, как, например, для нас получить шенген: иностранец обязан купить путевку/райский тур в санаторий/агроусадьбу. Мы позвонили в несколько компаний, и стало понятно, что все конторы просто накручивают цены на гостиницы и продают скучнейшие совдеповские туры задорого (не относится к агроусадьбам, они нам не подходили ввиду удаленности). Очевидно, получалось слишком лакшери, и было совсем непонятно, за что платить. Маленькая Швейцария.

Остался вариант с приглашением, для этого нужно было погрузиться в бюрократическое болотце криптодержавы (опять же в отличие от ЕС, где достаточно бумаги с подписью приглашающего лица).

Нужно было сходить в ОГиМ и заплатить около 70 рублей (в зависимости от скорости изготовления), чтобы тебе выдали бумажку, где говорится что ты приглашаешь кого-то. Но и этого оказывается мало для бумогомарательной махины  – ты обязательно должен ехать в ОГиМ по месту прописки (привет всем понаехавшим братьям) и проводить все манипуляции по укрощению бумаг на месте.

Ок, второе июня, мы едем в Сенно, приходим в местный райотдел, где расположен ОГиМ, на входе нас встречают доблестные стражи и проверяют, как опасных граждан, с помощью металлодетектора, заставляя вытряхнуть весь рюкзак. Возможно, в райатдзеле опасаются нападения ИГИЛовцев или ещё каких террористов. Вся комичность ситуации – в том, что на самом деле никого не волнует, что у вас там внутри, наверное, ищут только пистолеты и гранаты.

Зашли к сотруднице отдела по фамилии Евпак, сказали, что хотим сделать приглашение, на что она начала пространные разговоры на тему «зачем оно вам надо – все равно откажут». Какие-то рассказы про её знакомых египтян (видимо, существует крепкая дружба у сотрудников Сенненского УВД и потомков Тутанхамона), которых тоже не пустили в страну, про друзей зятя/кума/свата, не получивших приглашение. После нескольких просьб всё же начать оформлять заявление у неё появилась новая идея  – начать рассказ о том, что потом будет сложно вернуть деньги. Не знаю, к чему это было, но деньги при отказе, кажется, не возвращают.

Не было очевидных причин, почему нам могли бы отказать в оформлении приглашения. У нашего друга хорошая работа, мы давно знакомы, знакомы лично, у него есть история путешествий. Как того требуют правила, мы принесли распечатку из банка с историей транзакций и подтверждением денег, покрывающих расходы на пребывание гостя. Капитан Евпак (да, вы всё правильно поняли, все они при погонах, и уходят на пенсию гораздо раньше вас, имеют льготы, положенные МВД) запрашивала документы, которых нет в списке необходимых на сайте: например, копию паспорта моего друга или обратные авиабилеты, «чтобы убедиться, что ваш друг улетит назад». Но с этим как-то уладили, копию паспорта мы все же решили показать, с билетами, очевидно, было просто смешно.

В процессе мы увидели на сайте министерства информацию о порядке изготовления приглашения. У граждан есть возможность получить его за день (стоимость – больше ста рублей), это казалось очень подходящим решением, так как ехать второй раз за бумажкой 200 км желания нет (со слов сотрудницы, по почте они её прислать не могут). Мы решили воспользоваться возможностью срочного оформления, на что женщина попыталась нас ввести в заблуждение, настойчиво утверждая, что такой нормы нет. Мы попросили показать регламент – внезапно в её документе оказался и такой пункт. Она отреагировала на это странно, попросила удалиться из кабинета и что-то делала за закрытой дверью (может, гуглила?).

И тут начинается самый ад. Когда мы вернулись, она с порога заявила, что отказывает нам в приглашении.

Хотя никакого заявления мы ещё и не начали делать, только рассматривали бумажки и препирались. Она даже не успела спросить о нашем знакомстве, подробно о целях и прочих вещах, о которых спрашивают при оформлении виз или приглашений. Я опешил и попытался выяснить, что происходит, до этого капитан Евпак убеждала нас, что она не принимает никаких решений и только оформляет бумаги, а тут внезапно оказывается, что она выносит решение об отказе.

Выглядело всё это довольно сюрреалистично: чёрно-белый иорданец на столе, недовольные женщыны из райатдезла, непонятные люди, требующие каких-то приглашений, молодой алкоголик в коридоре и милиционеры, звонившие его маме и просящие выкуп за его грехи.

Стало ясно, что диалог движется не туда, на что я достал телефон и сделал вид, что документирую происходящую несправедливость для потомков (и начальства). Снимать по-настоящему я не мог, так как это запрещено делать. Произошедшее далее ещё более возмутительно : отточеным жестом руки капитан подала знак коллеге, сидящей под штатной камерой, и та выдернула питание камеры из розетки. А Евпак побежала к дежурному по охране стратегического объекта со словами «у нас тут конфликт!». Я просто пошел за ней и объяснил милиционеру суть происходящего, он вернулся с нами и постоял минуту, после ушёл назад. Очевидно, всё это ему было не интересно, визы-шмизы, неправомерности...

В итоге сотрудница сказала, что сегодня (мы пришли утром) она почему-то не может (или не хочет) оформить заявление. Я тоже туда приходил не за подробностями знакомств капитана с египтянами и согласился на более длительный процесс, хотя это доставляло большие неудобства. Пока она оформляла заявление (наконец-то), я вспомнил про выключенную камеру и спросил: «WTF?» Сработал реверс  – снова уже знакомое отточенное движение самурая, и коллега втыкает вилку назад в розетку, никаких внятных объяснений так и не последовало.

Три дня спустя мы получили извещение (не решение) о том, что нам отказано в оформлении приглашения, без указания каких-либо причин.

Я позвонил в УВД Витебского облисполкома с просьбой разъяснить мифическое извещение и причины отказа, на что начальник Управления по гражданству и миграции ничего вразумительного сказать не могла. Она рассуждала о том, что есть братья, сестры, родители, а есть просто знакомые. И существует какой-то внутренний приказ касательно граждан королевства Иордании, распространяющийся на все отделы по миграции Республики. Я поинтересовался, что это за невероятный приказ и запрещает ли он приглашать просто знакомых иорданцев, на что она снова наговорила что-то непонятное и максимально размытое.

Понять ОГиМ я не в силах, это даже не виза, а лишь один из документов, который необходимо предоставить в посольство, где только консул вправе принимать решение. Невыдача приглашения не является основанием для запрета на въезд, и человек может запросто купить тур у одной из компаний, но есть огромные сомнения, что кто-либо в здравом уме захочет посетить «гостеприимную» Беларусь после такой наглости сидельцев жопой на стульях и вахтёров. Дзіўны алмаз, еўрапейскія мэты, жабы ды чэрцi па кабiнетах.

Источник: блог Евгения Подгорного

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter