«Серебряная свадьба»: «Песенки для утренника, от которого детям тошно»

Культ • Конрад Ерофеев
Кто успел обвинил музыкального критика KYKY Конрада Ерофеева в том, что его едкая манера исчерпала себя, и теперь всех белорусских музыкантов вместе с их альбомами ждет похвала? Новый альбом группы «Серебряная свадьба» «Музыка — всё!» Конраду не понравился. На орехи досталось всем: и музыкантам, и манерам фронтвумен Беньки, и текстам, «полным туповатой игривости, с которой к детишкам подкатывают взрослые, мечтающие никогда с детьми не общаться».

Чем хороша жеманная театральность

«Серебряная Свадьба» была в концептуальном плане, наверное, одним из самых ясных и последовательных отечественных проектов. Четко выбран жанр – кабаре. Четко выбран сценический образ фронтмена и тематика – гротескная, часто неприятная, но в целом очень несчастная женщина и, соответственно, песни о ее страданиях или же песни от ее лица. И несмотря на то, что ни жанр, ни этот образ мне не близки, нельзя не признать – выглядело и звучало все это всегда органично, не без самоиронии и даже не было лишено некоторой глубины. Как, например, наиболее симпатичная мне песня о природе чемодана, где вроде бы абсурдный текст ведет нас к самой главной строчке о том, что мы-то с тобой в чемодан не поместимся, как ни старайся – и таким образом выходит к главной теме проекта – несчастной женской судьбе.

Светлана Бень по образованию профессиональная актриса. Я уже неоднократно писал о том, почему у актрис (по крайней мере наших, белорусских) с пением возникают определенные проблемы. В принципе, природа пения Беньки – такая же, оно полно переигрывания и театральщины, но то, что в других жанрах было бы огромным минусом, в рамках «Серебряной Свадьбы» являлось плюсом – в конце концов, весь проект построен на образе жеманной и фальшивой, хоть и несчастной женщины – и тут определенное кривляние лишь прибавляет очков.

В силу такой со всех сторон органичности проект вполне заслуженно стал очень успешным – и хоть мне и не нравится жанр, я не могу не признать того,что в его рамках музыканты «Серебряной Свадьбы» достигли больших успехов. Однако, конечно, рамки дозволенного в таких условиях весьма жестки и, по всей видимости, в какой-то момент были исчерпаны. Сложно сказать, что заставило Светлану отправиться в творческий поиск: внутренние ли переживания, или внешние факторы – однако факт есть факт, поиск состоялся. Сначала был издан сингл в каком-то смысле по мотивам Егора Летова, о котором мы сейчас для простоты не будем, а потом наступило время для детского альбома. Причем, альбом было решено записать экспериментальным способом – на самодельных и игрушечных инструментах.

Зрелый профессионал может сыграть и на корыте, и на стиральной доске

Сказано – сделано, и вот перед нами 10 треков, к которым даже и непонятно, как подступиться. Наверное, самое интересное здесь – это звучание. Действительно, все записано на каких-то подручных и подножных предметах, но вполне музыкально и стройно. Думаю, техничеки такого результата было добиться нелегко, и музыканты могут гордиться проделанной работой. Стоило ли оно того – вопрос сложный, кажется, того же результата можно было добиться и более простыми средствами: взяв какой-нибудь джазовый квартет, усилив его сурдиной, ксилофоном и гребешком с папиросной бумагой, ну и, может быть, положив наверх немного какого-нибудь лой-фай синтезатора типа Casio. Вышло бы примерно то же самое – да и всегда выходит примерно так же. В конце концов, музыкальная эклектика – это для концертов, а не для записи. Запись «съедает» всю театральность, и остается лишь немного дурашливый звук. Но в любом случае, это большая серьезная работа, которая показывает, что инструменталисты группы – зрелые профессионалы, которые могут сыграть и на корыте, и на стиральной доске и все это будет вполне цивилизованно.

Не давайте детям то, что стыдно послушать взрослому

Однако толку в такой музыкальной изобретательности, увы, мало. Потому что материал альбома – не могу подобрать других слов – совершенно трешовый и не годится для взрослых, а значит – не годится и для детей. Таково свойство хороших детских произведений – они хороши именно потому, что в них достаточно пищи и для взрослого зрителя, и взрослея вместе с героями, тебе не становится постепенно стыдно за собственную глупость.Тут можно взять любой пример: начиная от стихов Агнии Барто и заканчивая сказками Гофмана. Детское произведение – это всегда взрослое произведение, которое интересно и детям.

В этом смысле новый альбом «Серебряной Свадьбы» скорее где-то на уровне то ли Телепузиков, то ли Макдоналдс. Нечто, что яркой обложкой зазывает ребятишек (они готовы потреблять все яркое, включая химические красители), но для взрослого человека постыдно – а значит, не стоит давать это и ребенку. Тексты альбома в основном пусты и глупы сами по себе, они наиграно игрушечные, полны пионерского энтузиазма и той туповатой игривости, с которой к детишкам обычно подкатывают взрослые, мечтающие никогда с детьми не общаться. Все полно бессмысленной веселости, пионерского энтузиазма и отдает некачественными совковыми детскими пластинками, где травести-завывала ненатуральным голосом сообщает что-нибудь такое бодренькое. В какой-то момент (кажется, в районе седьмого трека) материал становится настолько тошнотворным и жеманным, что мне пришлось дослушивать его в несколько приемов. Завершается альбом также достойно – на банальной ноте, этакой пасторальной песне, утверждающей, что любой природный шум есть музыка. И делающей это в максимально слащавом и нелепом тоне.

Хуже того, выбранная манера исполнения низводит даже хороший материал на уровень плинтуса. Так, упомянутая песня про чемодан, которая изначально вроде бы имела двойное дно, как бы нарочито перезаписана так, чтобы от сего дна избавиться и превратиться во вполне бессмысленную анималистическую песенку для очередного олигофренического утренника, такого, от которого дошколятам тошно.



Бенькина театральность проявляет себя тут с самой худшей стороны. Она откровенно переигрывает и пережимает, создавая впечатление слащавой тетки, которой совсем-совсем не веришь. То, что в рамках жанра было плюсом, вне его оказалось огромным минусом. Зато теперь этот вокал зазвучал органично с другими нашими вокалистками с театральными корнями – Шпаковской и Хитрик. Все трое, кстати, недавно записали совместную песню – апофеоз конъюнктурщины, фальши и переигрывания.


Что делать с таким альбомом – совершенно понятно. Место его – увы – только в мусорной корзине.

В мусорной корзине, которая надежно заперта от детей – не дай бог засунут эту бяку в уши, потом может всей жизни не хватить, чтобы вычистить. А в целом это все достаточно печально. Хорошие музыканты, хорошая группа, но видимо какой-то кризис – и вот такой результат. Будем надеяться, оправятся.

А иначе будет как с Еленой Камбуровой, самой талантливой вокалисткой СССР. Которая сначала пела вот так, а потом стала петь вот так. По возможности избегайте этого.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Репертуар народного хора, которому переписали тексты песен про «качку и селезня» на «крыс и стукачей»

Культ • Александр Чернухо

Журналист Onliner Александр Чернухо признается, что ему «приходится всякий раз неловко опускать голову, слыша строчку «бей в барабан, бам-бам» и предлагает читателю KYKY свою версию отношения к творчеству Brutto.