«Если человек является геем, но ищет Бога, то кто я такой, чтобы судить его?» Открытое письмо архиепископу

Жизнь • Валентин Тишко
В то время как Папа Римский извиняется перед представителями ЛГБТ за необоснованно жесткую позицию Ватикана, беларуская католическая церковь придерживается средневековых постулатов. В частности, считает, что гендерная идеология может навредить традиционным устоям семьи. Иеродиакон Валентин Тишко написал открытое письмо председателю Конференции католических епископов Беларуси, Архиепископу-митрополиту Тадеушу Кондрусевичу.

Ваше Высокопреосвященство!

14 марта 2017 года было обнародавано Ваше обращение в связи с принятием Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017−2020 годы. Ознакомившись с ним, не могу молчать и не ответить Вам. В тексте Вашего обращения Вы высказываете «глубокую обеспокоенность потенциальной возможностью распространения гендерной идеологии в Беларуси». А также высказываете мнение, что гендерная идеология носит деструктивный характер и что большинство людей не понимает, что такое гендерная идеология.

Здесь я с Вами отчасти соглашусь. Видимо, и Вы не совсем понимаете смысл слова «гендер». Гендер – это не вопрос привычки или вкуса, дань моде или настроения. И уж тем более гендер – это не пол человека. Вопрос гендера – это медицинский термин. Вы, сводя всё к половой принадлежности и роли мужчины и женщины, забываете, в том числе, о таком понятии как люди-интерсекс.

Интерсексуальность, или интерсекс – вариации половых характеристик у людей и животных, не вписывающиеся в традиционные бинарные представления о мужских и женских телах. К таким вариациям относятся вариации гениталий, половых желез или хромосомного набора.

По оценкам экспертов, 0,05-1,7% населения рождается с интерсекс-вариациями; верхняя граница этого диапазона приблизительно соответствует числу рыжеволосых людей.

Некоторые интерсекс-вариации – в первую очередь, анатомические – обнаруживаются при рождении ребёнка. Другие становятся заметны только в период полового созревания или позже.

Затронутый Вами вопрос носит не столько теологический характер, сколько медицинский. На сегодня у медиков нет 100-процентного ответа на гендерные вопросы. Медицина вникает и пытается найти ответ на многочисленные вопросы гендерной идентичности. А Вы «решили» всё сами, невзирая на мнение таких авторитетных международных организаций, как, например, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), которую составляют учёные-медики (профессора, академики) из 194 стран мира.

Фото: Ren Hang

Вот определение гендера согласно ВОЗ: «Понятие «гендер» используется для описания тех характеристик мужчин и женщин, которые являются социально приобретенными, например, норм, ролей и существующих между ними отношений. Кроме того, важно признать существование лиц, которые не вписываются в бинарную систему категорий мужского и женского полов».

Готовы ли Вы сегодня сказать ребенку-интерсекс, что это он сам «решил, что будет мальчиком», а не что это генетическая аномалия? Готовы ли Вы сказать парню-подростку 20 лет, у которого растет женская грудь, что это его выбор, а не «игра генов»? Вы либо сознательно вводите свою паству в заблуждение, либо смотрите на данную проблему лишь под одним углом.

Помните ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, как Католическая Церковь на протяжении 19 веков отказывала в отпевании самоубийц?

Но в 60-х годах прошлого века резко изменила своё отношение к этому вопросу. Главным экспертом в разрешении этого вопроса выступили медики, и Католическая Церковь к ним прислушалась. Далеко не все, что делает человек, происходит по его воле. Вот, что говорит об этом Катехизис Католической Церкви, документ, который отражает официальную позицию по иногда спорным вопросам, затрагивающим очень острые проблемы современности. Катехизис – плод многолетней работы всей Католической Церкви, многочисленных комиссий, католических университетов и католического епископата всех стран мира:

2281: «Сознательное содействие самоубийству нарушает нравственный закон. Тяжелое психическое расстройство, страх или невыносимая тревога перед испытанием, страданиями или пытками могут уменьшить ответственность самоубийцы».

2282: «Не надо терять надежду на вечное спасение людей, покончивших жизнь самоубийством. Бог, одному Ему ведомыми путями, может дать им возможность спасительного раскаяния».

Фото: Anton Yelchin

Не стану напоминать об иных случаях, когда Ватикан кардинально менял свое отношение к тому или иному явлению по прошествии многих лет. И, меняя отношение, был вынужден признать свою неполную компетентность или неправоту.

Как, например, мексиканский кардинал Норберто Ривера Каррера принёс извинения ЛГБТ-сообществу от имени Митрополии Мексики, заявив среди прочего: «Священникам не следует думать, что они знают всё».

Также, Ваше Высокопреосвященство, хочу обратить Ваше внимание на противоречие Ваших слов Катехизису Католической Церкви:

2357: «Довольно значительное число мужчин и женщин имеют врожденную тенденцию к гомосексуализму. Эти люди не сделали сознательного выбора в пользу гомосексуализма; для большинства из них это состояние является трудным испытанием. К ним нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. Надо избегать по отношению к ним всяких проявлений несправедливой дискриминации».

Не судите о некой проблеме, глядя на нее лишь под одним углом, через мутное стекло многовековых заблуждений.

В «Национальном плане действий», который Вы критикуете, нет ни слова о том, чего Вы «так опасаетесь»: нет там вопросов транссексуальности и гомосексуальности, нет там и вопросов партнерств и смены пола. Это лишь Ваши домыслы.

Также напомню Вам, Ваше Высокопреосвященство, что Его Святейшество Папа Римский Франциск не единожды говорил и извинялся перед представителями ЛГБТ-сообщества за необоснованно жесткую, а порой и жестокую позицию Ватикана к ним.

В Европарламенте Папе Римскому подарили шарф в цветах ЛГБТ. Фото: queer.pl

И, более того, встречался с трансгендером, о чем сам рассказывал на пресс-конференции в октябре 2016 года:

«В прошлом году я получил письмо от испанца, который рассказывал мне о своем детстве и отрочестве. Он был девочкой физически и очень страдал, потому что чувствовал себя юношей. Он рассказал матери, что хочет сделать операцию, и она попросила его не делать этого, пока она жива. Она была в возрасте, но после ее смерти он сделал операцию. Поменял паспорт, женился и написал, что для него было бы утешением приехать ко мне со своей женой. Он был «она», а стал «он». Я принял их, они были счастливы. В районе, где он жил, был новый священник, который, едва завидев его, кричал: «Ты попадешь в ад!». А старый, 80-летний священник говорил ему: «Когда ты в последний раз исповедовался?», «Приходи на исповедь, потом причастишься». Понимаете? Жизнь есть жизнь, ее надо принимать, как она есть. Любой случай надо принять, напутствовать человека, выделить его и помочь ему интегрироваться. Это вопрос человеческой этики, его нужно решать по мере возможностей, не забывая о милости Господа, стремиться к истине, но всегда с открытым сердцем».

Подводя итог всему сказанному, повторюсь, в «Национальном плане действий» содержится информация, касающаяся лишь ничтожно малой части понятия «гендер», а увязку с тем, что описано в Вашем обращении, Вы, вероятно, придумали сами.
Но даже если бы там было все то, что Вы описали и чего Вы «опасаетесь», то позволю себе напомнить Вам слова Его Святейшества Папы Римского Франциска, сказанные им на пресс-конференции, организованной Ватиканом после посещения Понтификом Бразилии в 2013 году: «Если человек является геем, но имеет добрую волю и ищет Бога, то кто я такой, чтобы судить его? Катехизис Католической Церкви объясняет это очень хорошо. В нем говорится, что гомосексуалисты не должны быть изолированы из-за ориентации, их следует интегрировать в общество. Мы должны быть братьями».

Так давайте же будем братьями и будем строить мир, а не сеять раздор.

Руководитель Культурно-просветительского проекта
«Движение ЛГБТ-христиан Беларуси «Mysterium Fidei (Тайна Веры)»
Иеродиакон Греческой Автокефальной Православной Церкви
о. Валентин Тишко

Анна Мелешевич: «Говорю, что мои пять детей от одного мужчины и слышу: «К такому семейному психологу мы пойдем»

Жизнь • Диана Вашкель
Откуда берется энергия у женщин на то, чтобы растить пятерых детей и при этом работать? Мы встретились с Анной Мелешевич, чтобы узнать, как ей удается справляться со множественными задачами, сколько денег она тратит на еду, использует ли знания по психологии в семье, и как находит время для мужа.