Мятые коробки и колхозные цвета. Выбираем с дизайнером игрушки для детей в ГУМе

Боль • Аня Перова
Молодым родителям приходится сталкиваться с ассортиментом детского отдела минских универмагов. Чтобы узнать, как не навредить психике ребенка при выборе фиолетовых бегемотов, KYKY пригласил в гум дизайнера и архитектора Александру Боярину, которая растит дочь, и попросил выбрать лучшие детские игрушки, а заодно спросил, стоит ли покупать странных кукол за 502 тысячи рублей.

«Когда выбора нет, то можно все это покупать, а когда выбор есть…», – недвусмысленно намекает Александра по поводу неудачных игрушек. Основная претензия – к цветам. Многие варианты были бы не так уж плохи, но производители упорно делают выбор в пользу мрачных оттенков. К минусам иногда добавляется упаковка: бывает, что она просто безвкусная, а бывает, что слишком простецкая и оттого дешево выглядящая. Мы нашли и случаи, когда было очевидно: одну часть игрушки рисовал один художник, вторую часть конструировал другой человек. По отдельности все неплохо, но вместе существовать не должно во имя красоты и гармонии.

С товарами для детей помладше тоже все не особенно радужно. Например, на стенде погремушек-растяжек можно проводить уроки истории по теме монополии: все варианты – это почти одинаковые по цвету и дизайну игрушки из России.

Стоят не очень дорого: от 29 800 до 69 100 рублей. Александра замечает, что не все было бы так плохо, если бы россияне начали как-то разбавлять свою цветовую палитру. Иначе просто становится жаль малышей: каждую неделю нужно предлагать малышу новую растяжку, а погремушки выполнены в четырех цветах и так похожи друг на друга. На замену лучше приобрести еще несколько растяжек.

Правда, здесь и подвох: более изощренные и красивые игрушки от Canpol, например, потянут уже на 209 600 рублей и больше.

Мы провели в отделе игрушек больше часа и за это время нашли минимальное количество удачных вариантов. И то – это сборная солянка из игрушек всех типов для всех возрастов.

Кукольные ряды: мятые коробки, лакированные сапоги и «Денис-10»

В детском отделе Александра сразу останавливается у большого скопления белорусских кукол, ценовой диапазон которых колеблется в пределах 165 000–490 000 рублей. В них переиграл, наверное, весь СССР. «Эти куклы очень похожи на то, с чем мы играли в детстве. Хорошие классические куколки. Другой вопрос – во что они одеты… Да и туфельки у нас были как-то получше, помягче что ли».

Первым, что попало под раздачу, стала упаковка. «Ну что это такое?.. Никакой гармонии в этих цветах не наблюдается вообще. Упаковка – однозначная проблема», – замечает дизайнер. Главный промах отечественных куклоделов – безвкусная ярко-розовая коробка. Стыки картона неаккуратные, местами обтрепанные, хотя товар еще только приехал в магазин. Покупать в подарок ребенку потасканную на вид игрушку не очень-то и хочется. «Нет такой куклы, которую хотелось бы взять в руки и больше не отпускать», – скептически оглядывает ассортимент дизайнер.

Другая проблема – качество одёжки и ее дизайн. Абсолютное большинство игрушечных кофточек и платьиц сделано из синтетических материалов.

Правда, этим же грешат и китайские куклы, но у них хотя бы меньше проблем с эстетикой: например, необработанных краев одёжки не отыщешь. Производитель белорусских игрушек суров: он предлагает милым детским глазкам смотреть на дикие сочетания болотно-зеленого с красным, оранжевой шубы с кислотно-желтыми штанами, двух несочетающихся голубых оттенков в одной шапочке.

Хотя все это может даже показаться ерундой в сравнении с образцом, покорившим наши с Александрой сердца. Красные лакированные сапоги с открытым носом и на завязочках – уверена, даже Маша Распутина не мечтала о подобной обуви! Кукла в такой обуви обойдется в 299 600 рублей. А что вы хотели за шедевр дизайнерской мысли?

Инспектору Борису лаковые сапоги тоже не нравятся

Совместными усилиями мы с Александрой выбрали лучший и худший образец кукол белорусского изготовления: «Денис-10» за 253 000 и ноунеймная девочка в игривой панамке. Где какой вариант, надеемся, и так понятно.

Вопреки всем стереотипам о made in China, именно китайские куклы выглядят круто. Во-первых, за их упаковку вам не придется краснеть, если кукла приобретается в подарок.

Во-вторых, дизайн одежды выглядит очень даже красиво и цельно. Единственное, в чем и китайские, и белорусские куклы в целом одинаково хороши – это лица. По словам Александры, они добрые и приятные, что тоже немаловажно. Любимая кукла должна нести положительные эмоции. Понять, о чем именно говорит дизайнер, просто: Александра показывает хорошенького малыша с соской как пример хорошей куклы (421 500 рублей).

А вот фриковое коробочное чудо со странным взглядом показывать детям не советует. К тому же оно и стоит дороже – 502 200.

От пирамидок до пластиковых овощей

Работать с цветом не так легко, как кажется. Александра демонстрирует нам два ярких примера: бессмертная игрушка-пирамидка всегда будет и просто нравиться детям, и иметь развивающий эффект. Только в левом варианте за 808 00 все цвета представлены в таких унылых оттенках. «Ребенку по сути все равно: что расти с такой цветной игрушкой, что с такой, – объясняет Александра. – Но если мы воспитываем ему хороший вкус, то однозначно стоит выбирать правый вариант». Хорошая пирамидка потянет уже на 208 700, но жалеть на развитие ребенка наверное не стоит.

Даже словосочетание «желтый с синим» может выглядеть абсолютно по-разному. Если левый слоник (89 500) выглядит органично (а еще у него забавные, мягкие резиновые колесики), то собака справа (164 800) вызывает недоумение. Кстати, удачный вариант сделан в Беларуси, поэтому надежда на отечественные товары совсем гаснуть не должна.

Когда придет время учить ребенка азбуке, придется объяснять буквы на пальцах, потому что предлагаемые наборы магнитных символов ставят в тупик. В случае справа снова хромает цветовая палитра, а слева – сама рамка. Блеклый оранжевый и прямо-таки инфернальный ComicSans, кричащий «капсом». Не иначе как дизайн этой доски делали те же ребята, которые установили табличку с этим шрифтом на минском памятнике. А за это еще ведь и просят 138 500 рублей…

Любимые маленькими девочками помидорчики и бананы из пластика Александра назвала откровенно мусорными.

Особенно дизайнера смутила проработка детализации. Формы овощей совсем уж примитивные. Пока Александра рассуждает об этом, я пытаюсь понять, что за странная коричневая штука с бордовой нашлепкой входит в этот набор. Впрочем, не помогла даже инструкция на задней стороне коробки: то ли это хлеб, то ли это мясо… Набор стоит 163 200, и в эту сумму можно было бы, наверное, включить пригодный дизайн. В общем, если даже взрослых этот пластик поставил в тупик, то возникает вопрос: зачем покупать это детям?

Совочки – для девочек, танчики – для мальчиков

Обращаем внимание на яркие наборы для уборки за 109 200 и 228 400 рублей. Еще не соприкоснувшись с продвигающей свои ценности массовой культурой, дети сталкиваются со странным разделением труда. Вот, например, поиграться с совочком и щеточками предлагают исключительно девочкам. То есть, конечно, купить псевдоинструменты можно и мальчику, но девочки, изображенные на упаковке, как бы намекают: лучше бы вы этого не делали. У Александры на этот счет мнение вполне толерантное: «Игрушки сами по себе, конечно, не должны прививать гендерные стереотипы. Но в принципе, я не вижу ничего плохого в том, что мальчики играют в вертолеты-самолеты, а девочки – в куклы. Хотя есть случаи перегибов: что это вот только для мальчиков, а это – для девочек. Что касается этих наборов, то желтый вариант вполне себе и для мальчика подойдет».

Выбор дизайнера: однозначный musthave

Эта куколка стала фаворитом Александры. У нее доброе личико, приятные на ощупь ниточные волосы и мягкое тело. Даже цветовое решение костюма вполне приемлемое. Единственное, что дизайнер исправила бы – это оттенок фиолетового цвета. Но в условиях ГУМовского ассортимента именно такой вариант стал лучшим. Стоит кукла 405 500 рублей.

На полках, где стояли неваляшки, мы нашли нестареющий советский вариант в красно-кирпичном цвете за 141 100 рублей, но Александре больше всего понравился котик. Сине-бело-красная неваляшка чуть дороже (179 500) была благосклонно назвала «миленькой», а значит отправляется в наш топ.

Основное, на что стоит обращать внимание, по мнению Александры, – это цветовое решение в игрушках. Хотя в итоге можно придраться и к другим элементам: выражения лиц очень важны, а функциональность должна быть понятна по определению. Иногда странно держать игрушку в руках и не понимать, что с ней делать. И еще бич – дизайн упаковки, где вызывают отторжение как цветовые сочетания, так и используемые шрифты, и композиция расположения надписей.
Если меня смущает странная телега с головой тигра наверху, то Александра уверена: у детей такая штуковина отторжения не вызовет. Главное, тележку можно катать, у нее открывается крышка и она прикольная. Зато колхозные или несочетающиеся цвета – бич большинства игрушек. Ниже – примеры вещей, которые можно смело покупать и не бояться, что ребенок вырастет с искаженным представлением о прекрасном: мягкие игрушки – от 138 300 до 164 100 (зависит от размера), стульчики – 106 200.

Про самых маленьких мы тоже не забыли. Дизайнер отметила очень удачный прорезыватель нежно-розового цвета всего за 35 300 рублей. Недавно Александра сама искала такой для своей дочки, но сталкивалась с вариантами только за 50 и более тысяч, к тому же менее удачными с эстетической точки зрения. Однозначное «да»!

Вместо P.S.

Выражение лица куклы должно бы напоминать физиономию его же дизайнера, испортившего приятное нежно-розовое платьице странной безвкусной повязкой. Кстати, заплатить за это чудо придется 245 900 рублей.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Пост дня. Сцена минета у Шолохова не спасет школьное образование

Боль • Андрей Григорьев

Предподаватель с 20-летним стажем и опытом работы в системе английского образования Андрей Григорьев отвесил такого пенделя KYKY и его автору Анне Перовой за статью «Королевство скучных теток», что мы не можем не опубликовать его письмо. Осталось привязать минобр к стулу и заставить его прочесть концовку: десять пунктов реформирования системы школьного образования.