Презентация книги Андрея Диченко «Ты – меня»

Литература
Корреспондент журнала «Большой» и постоянный автор КУ Андрей Диченко презентует свою четвертую книгу «Ты – меня», попутно рассказывая о допинге для творчества и смертельном вирусе национализма.


dichenko

Андрей Диченко, родился в 1988 в Калининграде. Закончил исторический факультет БГПУ имени Максима Танка. Работает корреспондентом в журнале «Большой». Автор книг «Минское небо», «Аномалии.Inferno», «Схема.DFT».

cover

 


                                                    «Глупо писать для живущих сегодняшним днем»

div

 

Вдохновляет исключительно ненависть, если говорить с точки зрения поверхности. Или же полное несовпадение реальности и моего восприятия текущей действительности.

♦♦♦

Если ты что-то делаешь, то должен делать это так, чтобы в созданном отражалась эпоха. Это также относится и к журналистике. Глупо писать для живущих сегодняшним днем. В подтексте всегда должно таиться зеркало той эпохи, на которую выпала твоя юность и молодость. В свое время Владимир Короленко написал о еврейских погромах в 19 столетии так, что в 21 веке это читается живо, будто происходит перед твоими глазами.

♦♦♦

Из того мира, который я вижу сейчас, самое противное – это смертельный вирус национализма. Складывается ощущение, что комплекс неполноценности одного перебрасывается на таких же безликих иных, не успевших заполнить свои ниши иными эликсирами. Пандемия национализма это трагедия для любой страны и шаг назад для любого народа. Все великое и вечное создается только в мультикультурной среде. Жаль, что чаще всего на негативном опыте.

♦♦♦

Я против употребления наркотиков ради творчества. Это неправильный разгон для полета мысли. Нет более сильного допинга, чем мир человеческих переживаний. Если формула фенциклидина известна любому мало-мальски знакомому с химией, то компоненты эмоционального взрыва не поддаются изучению целым научным сообществам.

♦♦♦

Из всех прочитанных к 25 годам книг наиболее впечатлила «Суть» Егора Радова. Жаль, что после его смерти о нем забыли. Из поэзии – стихи Велимира Хлебникова, Кирилла Метелица, Алины Витухновской. Поэзия мне больше нравится и видится в абстракции красивой и вечно юной девушкой, добиться которую хочется, но невозможно.

♦♦♦

Называться писателем можно в том случае, если ты за свои идеи, выраженные в литературных трудах, пострадал.  Как, к примеру, Николай Чернышевский или Анатолий Жигулин. Для остальных вполне себе сойдет термин «литератор». 

Скачать книгу

Ильич

Люба жила в маленьком провинциальном городке в Минской области. Каждое утро по пути в школу она проходила мимо городской площади, где, кроме скромной православной церквушки и мрачного готического костела, следил за жизнью горожан товарищ Ленин. Отлитый из бетона, он был шероховатым на ощупь и, благодаря своему серому цвету, казался полностью лишенным жизни.

Когда-то давно у ленинского пьедестала патриоты и партийные функционеры проводили митинги. Потом площадь оборудовали под рынок с палатками и розыгрышами лотерей. А еще через несколько лет перепахали все под клумбы и засадили цветами, а прямо в центре соорудили красивый поющий фонтан.

Казалось, что про дедушку Ленина все забыли и продолжал он так стоять и смотреть на то, как город становится другим, совершенно игнорируя идеалы революции. Вскоре городские чиновники собрались на очередное свое совещание, и, видимо, не встретив недовольства на счастливых лицах жителей провинции, решили они Ленина с площади убрать, а вместо него поставить большой бесформенный памятник дружбе народов.

Люба, конечно же, не могла знать о разговорах этих странных чиновников. Но ей казалось, что этот лысый дядечка в кепочке догадывался, что наследники хотят убрать его куда подальше и поэтому назло всем стремительно принялся зарастать зеленым мхом.

Однажды, когда Люба шла в свою школу с портфелем полным учебников, она остановилась возле бетонного дедушки и внезапно спросила:

– Ты так хочешь, чтобы на тебя обратили внимание, что весь зарос мхом? – В ответ дунул ветер, и с головы Ильича отправился в небо голубь. Растрепав прямые и черные как смоль волосы Любы, ветер стих, как только она перестала смотреть на вождя и потопала дальше. 

На следующий день на площади собралось очень много людей. Милиционеры и военные заставили площадь ограждениями и никого не пропускали. Иногда дети залазили на забор и пытались посмотреть, что такого важного делается в самом центре городка, если туда никого не пускают?

Тем временем под дедушку Ленина люди закладывали динамит. Усатый мужичок, весь в броне, чего-то махал руками, таскал большие катушки и периодически заглядывал в выкрашенный в зеленый цвет КамАЗ. 

Люба сидела дома и кушала суп, когда на весь город прогремел взрыв. Окна дрогнули. Местные жители увидели столб черного пепла, взмывшего в самом центре города. Вскоре он рассеялся пылью по просторам провинциального поселения.

Как только вся пыль осела, на лицах рабочих и зевак словно по команде отразилось полное изумление. От взорванного памятника Ленина осталась голова, которая не упала в кучу каменного лома, а осталась висеть в воздухе. Наверное, какие-то тайные силы удерживали ее над землей и не позволяли пасть к остальным обломкам былого имперского величия.

Через несколько минут рабочие подогнали к голове Ленина кран и, забравшись в люльку, принялись долбить по ней кувалдой. Но все тщетно: с нее только осыпался зеленый мох. А сама голова выглядела целой и невредимой.

После нескольких попыток повалить на землю непокорную голову, люди сложили, отчаявшись, руки и принялись в своих кабинетах обсуждать, как дальше жить с происшедшим.  Тем временем напуганные уборщицы собирали мусор в большие пакеты и периодически крестились, глядя то на церковь, то на зависшую в воздухе голову. Тракторист же, подъехавший погрузить мусор в прицеп, на парящие останки Ленина и вовсе махнул рукой.

На следующий день про парящую голову узнали по всей стране, а затем и по всему миру. В маленький город стали съезжаться туристы и фотографировать останки Ленина. Выступали какие-то академики и парапсихологи. В газетах в связи с этим событием даже появились новые даты конца света.

Одна лишь Люба, когда проходила мимо, то качала головой. От вида этих праздно любопытствующих людей с большими камерами ей становилось грустно, ведь совсем не для этого дедушка Ленин повис в воздухе.

У себя дома девочка нашла детскую книгу про Ленина, которую кто-то (может, даже и она в глубоком детстве) изрисовал цветными фломастерами.  В книге «Детям о Ленине» большими буквами было написано, что Владимир Ильич был другом рабочих и солдат, но никогда не дружил с буржуазией.  Всегда защищал крестьян и поганой метлой гнал панов с советской земли.

– Кто такие паны, папа? – спрашивала пытливая Люба у своего вечно занятого отца.

– Не знаю, спроси у мамы… – отвечал недовольно отец, читая газету с последними новостями.

– Мама, а что такое советская земля? – говорила Люба, дергая маму за передник. Но мама в ответ лишь пожимала плечами.

– Так если все об этом забыли, то почему же помню я? – спросила Люба у самой себя и, не найдя ответа, отправилась спать, положив книгу про Ленина под подушку.

Прошло несколько лет после того, как отгремел на весь мир таинственный случай с головой Ильича, и о тихом провинциальном городке уже мало кто вспоминал. Прямо под головой возвели новый бесформенный памятник, к которому пару раз в год люди подносили красные цветы. Уже повзрослевшая Люба тоже регулярно приносила две гвоздики.

Никто не догадывался, что ее цветы предназначались вождю. Периодически она среди ночи приходила к голове и просила у нее совета. Несмотря на молчание в ответ, она уже через несколько минут ощущала просветление и уходила домой с чередой ответов на свои вопросы.

По прошествии еще нескольких лет Люба превратилась в красивую девушку со стройной фигурой и, с отличием закончив школу,  поступала на исторический факультет столичного университета. Во время устного экзамена по отечественной истории ей ненароком выпал билет про октябрьскую революцию. С блеском ответив, она снискала похвалу профессоров и одобряющую улыбку академиков.

– Позвольте узнать, дорогая абитуриентка… – профессор слегка замялся и, посмотрев на утвердительно кивающего головой академика, продолжил: – Позвольте узнать, дорогая студентка нашего факультета, откуда у вас в столь юном возрасте столь глубокие познания о жизни Владимира Ильича Ленина?

Люба не смогла ничего ответить, ибо новость о том, что она поступила, полностью заполонила ее мыслительное пространство, и, раскрасневшись, она выдавила:

– Ну, я всегда увлекалась историей… – В ответ члены комиссии все как один одобрительно закивали головами.

Люба подумала, что всю эту подзабытую эпопею с головой Ильича лучше не рассказывать, ибо многие здесь присутствующие даже и не верят, что такое произошло всего в ста километрах от шумной и скептически настроенной столицы.

Каждые выходные Люба приезжала домой к маме и папе. В знак благодарности за свое успешное поступление и выдающуюся учебу она приносила среди ночи голове красные гвоздики и шептала: «Спасибо тебе большое!»

С наступлением студенческих будней Люба активно включилась в исследовательскую работу и при содействии молодого научного руководителя писала статьи, с презентацией которых она периодически разъезжала по городам на зависть своим ленивым сокурсникам. А еще через пару лет она стала жить вместе со своим научным руководителем и строить далекие семейные планы.

– Если у нас родится сын, то как мы его назовем? – спрашивал молодой ученый у Любы после того, как ночь напролет они любили друг друга.

– Владимиром… – отвечала радостная Люба.

– А если дочь?

– То… пускай Надя будет… – и, обнявшись, они засыпали.

Вскоре по всем каналам показали важную новость: в Москве труп Ленина вынесли из Мавзолея и захоронили на Новодевичьем кладбище. К этому моменту Люба преподавала в университете курс по истории России, и сообщил ей об этом неряшливый студент Леша Дорохович. Он сперва поднял руку и, дождавшись позволительного жеста от строгой преподавательницы, сказал:

– А вы знаете, Любовь Александровна, что сегодня в Москве захоронили тело Ленина? – новость, конечно, смутила Любу, но виду она не подала. А сразу после лекции девушка села в автомобиль и приехала в свой родной город.

Голова упала и проломила своим весом неказистый новоиспеченный памятник. Вокруг стояли рабочие в оранжевых жилетах и совещались, куда же теперь ее отвезти. Не в силах смотреть на это, Люба сперва заехала домой к родителям, а когда решилась забрать голову себе, то ее уже разломали на части и утилизировали.

Растерянная и подавленная, она возвращалась в Минск, по дороге почувствовав внезапный приступ тошноты. На следующий день, сделав тест, Люба убедилась, что она беременна.

«Так это же прекрасно!» – сказал ее ученый муж. Люба частично разделяла его оптимизм. На следующий день она достала с полки книгу «Детям о Ленине» и закопала ее ранним утром во дворе своего большого дома. 

С Андреем Диченко беседовал Алексей Карамазов, фото Юлии Янюк

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Максим Жбанков презентует книгу «NO STYLE» (видео)

Литература

Пару дней назад в Минске появилась книга «NO STYLE» культуролога и журналиста Максима Жбанкова. Под обложкой – избранные эссе о белорусской культуре последнего десятилетия. Мы публикуем видеоразмышление автора о книге и предлагаем к прочтению главу «Радио Я».