Следи за собой, будь осторожен! Адвокат о деле пропавшего бизнесмена

Деньги • Александр Степановский
«Муж нашей клиентки, владелец нескольких предприятий, поехал на рыбалку и пропал. Есть все основания полагать, что он утонул, но к нашему глубокому сожалению, тело до сих пор не найдено. Закон в этом случае гласит, что заявление в суд о признании человека безвестно отсутствующим может быть подано не ранее, чем через год после получения последних сведений о пропавшем. Но ведь бизнес – вещь почти живая, и требует постоянного внимания и управления». Адвокат Александр Степановский, управляющий партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» рассказал об одном необычном деле.

«Муж нашей клиентки, владелец нескольких предприятий, поехал на рыбалку и пропал. Есть все основания полагать, что он утонул, но к нашему глубокому сожалению, тело до сих пор не найдено. Закон в этом случае гласит, что заявление в суд о признании человека безвестно отсутствующим может быть подано не ранее, чем через год после получения последних сведений о пропавшем. Но ведь бизнес – вещь почти живая, и требует постоянного внимания и управления». Адвокат Александр Степановский, управляющий партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» рассказал об одном необычном деле.

Александр Степановский

Вы никогда не ловили  себя на мысли: как только начинаешь на что-то обращать внимание, видишь интересующие признаки повсюду? Например, купил автомобиль, и замечаешь, как много автомобилей такой же марки в городе, или начал бегать – тут же начинаешь обращать внимание на тех, кто тоже бегает. Как в жизни, так и в бизнесе.

Что может быть общего у таких людей, как Маурици Гуччи, Данте Труссарди-младший  и Никола Труссарди, Андреа Пининфарина,  Пьетро Ферреро кроме того, что все они – известные бизнесмены? Ответ прост: они умерли неожиданно от несчастных случаев. Гуччи был убит (организатором, кстати, выступила его супруга, которая потом была осуждена на 20 лет тюрьмы), оба Труссарди – отец и сын, погибли в автомобильных катастрофах. Пининфарина, управляющего своим скутером, сбил автомобиль по дороге на работу, а Ферреро погиб под колесами автомобиля, когда катался на велосипеде.

Из белорусской истории могу припомнить Евгения Шигалова – одного из владельцев ТД «Ждановичи» и Жанну Гринюк – собственника УП «Сатио».Они оба умерли от тяжелых болезней, хотя могли бы счастливо жить еще долгие годы. И этот список можно продолжать почти до бесконечности.

В нашей адвокатской практике стали появляться такие же сложные случаи. Недавно муж нашей клиентки, владелец нескольких предприятий, в том числе в России, поехал на рыбалку и пропал. Есть все основания полагать, что он утонул, но к нашему глубокому сожалению, его тело до сих пор не найдено. Закон в этом случае гласит, что заявление в суд о признании человека безвестно отсутствующим может быть подано не ранее, чем через год после получения последних сведений о пропавшем. Но ведь бизнес – вещь почти живая, и требует постоянного внимания и управления. 

В общем, задача перед нами стояла непростая – установить доверительное управление над имуществом супруга клиентки. Признаться, в моей более чем 20-летней юридической практике это второй случай, связанный с пропажей человека. И, конечно, никакого опыта решения подобных дел у нас не было, о чем я добросовестно сообщил нашей будущей клиентке. Решением этих вопросов занимаются органы опеки и попечительства, то есть администрации районов. Причем, до решения судом вопроса о признании человека безвестно отсутствующим, администрация может и отказать в установлении доверительного управления. Первый вопрос, на который нужно было всем ответить: «Почему глава администрации должен заключить договор и вверить кому-то имущество, которого он в глаза не видел, особенно доли российских предприятий?» Второй вопрос: «Можно ли установить доверительное управление в отношении российских предприятий?» Третий вопрос: «Кто должен быть назначен доверительным управляющим в этой ситуации, ведь по закону, управляющим может быть назначено любое заинтересованное лицо?» Четвертый вопрос: «Должно ли быть назначено вознаграждение управляющему?» Практики разрешения подобного рода ситуаций в Беларуси ни у кого нет, поскольку сам по себе случай крайне редкий, а может быть и вообще первый, когда речь идет об управлении бизнесом пропавшего человека. 

Я часами обсуждал эти и другие вопросы с юристами администрации несколько месяцев, и в какой-то момент начал терять надежду на положительное разрешение вопроса, пока не понял, что нужно всё «проверить боем» и не направил заявление в администрацию о заключении договора доверительного управления. После нескольких недель ожиданий нам сообщили, что администрация рассмотрит этот вопрос и, вероятно, примет положительное решение. Нужно отдать должное профессионализму, да и просто человеческой отзывчивости юристов администрации, которая заключила с супругой пропавшего договор доверительного управления рядом предприятий, а также коммерческой недвижимостью.

Работая над этим непростым проектом, мы поняли, что хотя наше законодательство и не совершенно, требует доработки в регулировании подобных вопросов, но проявляя профессионализм и настойчивость, мы можем разрешать самые сложные ситуации в рамках закона. Тем не менее, хочет отметить еще несколько моментов. Жизнь летит очень быстро, и, безусловно, обгоняет скорость изменений любых законов и правил. При этом никто не отменял правило «разумной осмотрительности», особенно для тех людей, кто занимается бизнесом.

Любому человеку следует хотя бы пять минут в день думать о скоротечности жизни и заботиться о предупреждении возможных рисков, связанных с бизнесом или имуществом.

Стоило бы всем: во-первых, заранее структурировать бизнес и имущество на случай непредвиденных обстоятельств. В нашем случае, доверенность, выданная на супругу, могла быть решить проблему управления предприятиями до момента признания супруга безвестно отсутствующим. Закон не совершенен и требует корректировки, а процесс сам по себе продолжительный – непростое дело заняло у нас около пяти месяцев, но работать можно и нужно: настойчивость нам поможет. 

 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Ситро из картофеля. Сомелье дегустирует разработку белорусских ученых

Деньги • Ирина Михно

«Правда, что у вас Лукашенко сказал ученым изобрести кока-колу из картошки?» Отныне на идиотский вопрос гостей столицы можно отвечать положительно. Да, такой напиток разработан в Научно-практическом центре по продовольствию Национальной академии наук Беларуси. Редакцию KYKY и приглашенного сомелье Алексея Михальчика не только угостили чудом научной мысли, но еще и завернули пару бутылок с собой в подарок.