7 вариантов центра современного искусства в Минске

Город
Смена городского ландшафта, расстановка акцентов на нем и оснащение его удобными приложениями, как в iPhone, — условия задачи про общественное пространство. Когда ни государство, ни инвесторы, ни местные жители не знают, как превратить городские площадки в места притяжения, на помощь являются молодые активисты.

В рамках форума было представлено семь воркшопов, концентрировавшихся на различных аспектах векторов развития музея. 

Мы собрали все презентации проектов участников форума. Фрагменты некоторых работ, опубликованных на других ресурсах, были встречены хрестоматийными вопросами из разряда «Что курил автор?». Такой информацией мы не владеем, а проекты решили публиковать полностью, дополнив их прямой речью от создателей. Смогут ли они изменить обывательское сознание и сформировать спрос на качество городской среды, как всегда, покажет время.

Воркшоп Виноградова «Городской средовой дизайн»

Проектная группировка, которую координировал Петр Виноградов, решила законсервировать уже существующий музей, а его новые площадки разместить на противоположном берегу реки Свислочь, оживив территорию завода имени Кирова. В качестве лэндмарки ребята предложили башню, сконструированную из павильонов различных архитектурных стилей. Для формирования общественного интереса к искусству необходима его реклама: рассредоточение музейных артефактов по городскому ландшафту. Человеком-бутербродом для музея должен стать сам Ленин, скульптуру которого предложили поместить рядом с минским Центральным парком им. Горького.

                                                    

 Петр Виноградов, вице-президент Союза московских архитекторов, тьютор воркшопа «Городской средовой дизайн»

Подобные форумы, в которых участвуют студенты и практически нет практикующих архитекторов, — хороший повод для смелых творческих экспериментов. Вдобавок это отличные образовательные площадки, на которых студенты, смело могу это утверждать, за короткий срок могут получить гораздо более емкий багаж знаний и опыта, чем за 3–4 года обучения в институтах. Поэтому в работе со своей группой студентов я ушел в сторону от существующего музея на близкие мне пространства по соседству. Существующий музей — заложник окружающей застройки, и какие бы ни были предложения по его реновации, по качеству и остроте предлагаемых решений, они будут выглядеть случайными. В нашем проекте мы с рабочей группой предложили использовать музей как отправную точку, само здание — в качестве экспоната.

Готов ли город к осуществлению таких проектов? А хирург спрашивает у пациента в критический момент, нужна ли ему операция? Берет ответственность на себя и спасает чью-то жизнь. Так и архитекторы — вызываем огонь на себя. Конечно, привыкшие жить по своим законам граждане трудно идут на контакт, но не создавая подобных событий, невозможно рассчитывать на какие-либо взаимоотношения. Наша задача — без примитивных архитектурных провокаций делать честные и острые проекты, в которых есть что обсуждать — выстраивать линию общения.

Форум — один из немногих способов не зачерстветь и понять, что за сухим словом «архитектор» стоит нечто большее. Тут никуда не деться от безумных, на взгляд обывателя, идей, которое способны кардинально менять окружающее пространство и сознание зрителя.

                                               

Миша Киселев, студент, участник воркшопа «Городской средовой дизайн»

На форуме часть скульптур предлагалось вынести в город, и это, пожалуй, самое реализуемое. Таким образом можно сформировать некую рекламу искусства. Но, как мне кажется, наше население еще не готово принять скульптуру Ленина как скульптуру, а не как личность. Поэтому вандализм не заставит долго себя ждать. Все остальные предложенные варианты решения требуют больших финансовых затрат. Думаю, музей пока к этому не готов.

 

Воркшоп Георгия Заборского «Музей как артефакт: отыскание и сохранение следов в городской ткани»

Участники воркшопа решили, что советский багаж и образ Минска стоит переосмыслить, протянув нить между соцреализмом и современным искусством. Ребята подумали, что музею нужен павильон-трансформер и еще два корпуса. Также нужно задействовать территорию завода им. Кирова, расположенного через дорогу от музея, — в индустриальный ландшафт гармонично впишется музей современного искусства.

                                                 

Дима Бибиков, студент, организатор форума, участник воркшопа Георгия Заборского «Музей как артефакт: отыскание и сохранение следов в городской ткани»

В ходе обсуждения проекта вскрылось несколько архитектурно-этических вопросов, связанных с вмешательством в среду — как визуальную, так и социальную. Пожалуй, прилегающая к самому музею территория достаточно сложна, хотя бы в силу малого размера. Это, конечно, осложняет реализацию, накладывая определенные ограничения, но так только интереснее. Коротко говоря, музей Азгура вполне можно развивать на прилегающей территории — это только способствует остроумным архитектурным решениям. Что касается завода имени Кирова, то там вопросы иного характера, но все вполне реально, дело только за пониманием необходимости комплексов.

Нарастает активность и стремление к самообразованию. Хотя есть и встречная тенденция — к пассивности и наплевательству, но, мне кажется, в последнее время первая скорее идет вверх, а вторая — вниз. И «среднее арифметическое» не может не радовать.

Готов ли город к осуществлению таких проектов? Это похоже на вопрос о курице и яйце — речь о том, чего прежде не бывало и что не существует и сейчас. Правда, потому ли, что нет предпосылок, или потому, что никто не брался за воплощение, — определить сложно, можно только проверить, ввязавшись в дело. Думаю, что все идет к нарастанию публичности и активности в социуме, а значит, надо только стараться не принимать местные провалы за диагноз всего дела и всей идеи.

 

Воркшоп Войницкого&Поломанного «Вред центров и польза суперструктур»

Группировка под руководством Войницкого и Поломанного выявила целевую группу потребителей искусства и «кладбище ресурсов»: неиспользуемые городские пространства, в которых искусство могло бы выгодно экспонироваться и вступать в диалог с городскими комьюнити. Связь была установлена даже между скульптурами и стоматологами. Существующее здание музея решили оставить неизменным, но расширить его площадь за счет новых объемов.

                                                  

Артем Поломанный, архитектор, тьютор воркшопа «Вред центров и польза суперструктур»

Тема воркшопа — работа со скрытыми ресурсами. Пересмотрев идею создания центра из музея, пришли к выводу: она несет вред. Стоит усомниться в рациональности резервации культуры. Полагаем, необходимо конструировать открытую общегородскую культурную платформу между различными суборганизациями. При всех существующих истериках касательно отсутствия площадок для развития — они, вопреки убеждениям обывателя, существуют в большом количестве и, что важно, многие из них с более адекватным месторасположением, нежели музей Азгура. Ему, обделенному фактором доступности, мы определили функцию координации и оживления городских культурных ресурсов. Наше общее понимание идеальной формы существования музея как объекта восприятия — естественный городской феномен. Но он отсутствует, и мы нацелились произвести на основе музея организацию — эмиттера средств и возможностей реализации скульпторов.

Что касается метафоры месторасположения, решили взять за базис для развития системы уже существующую ось в виде ряда объектов городской структуры, расположенных южнее проспекта Независимости. Согласитесь, в этом есть простая и гибкая для развития мысль — параллель проспекту с его культурным бэкграундом. Касательно районных систем, нами предложено смешанное использование площадей музея и ближайших объектов. Мы предлагаем объединить музей и соседний с ним детский сад в один, пока архитектурно неочевидный, комплекс с работой в качестве детского центра развития в детское время и взрослого центра во взрослое.

Вторая комплексная идея по развитию более радикальна. Среди проблем здания — малая транзитность и неоптимизированное энергопотребление. Путем свободного перебора компилируемых функций для развития, мы выявили, казалось бы столь не очевидную и противоречащую типичному восприятию культурных пространств, как промышленный колл-центр. Операторы связи - хороший медийный партнер. Колл-центр — это серверы, производители избыточного тепла, которое тепловыми насосами можно дарить не градирням, а музею. В-третьих, это мачтовое сооружение, которое можно сделать визуальным объектом притяжения.

В близлежащих кварталах мы обнаружили обилие стоматологических центров и предложили воспользоваться этим фактором как источником мифологизации музея, наделяя его образом «скульптурной стоматологии» в формате санатория. В этом есть много для брендинга: бормашинки, гипсовые слепки, скульптурная пластичность зуба, в конце концов. Кроме шуток, следует выделить предложение с потенциально высоким уровнем капитализации. Если музей получит развитие торгово-обслуживающей составляющей, то наиболее выгодным будет нерентабельная сегодня 3D-печать, которой пользуются как скульпторы, так и дантисты. Аппараты быстрее себя окупят, станут доступней.
В итоге мы пришли к формату развития данного музея как объекта с образовательной, контролирующей и популяризирующей функцией. Условно мы назвали его «скорая помощь для скульпторов». 

Разбирая здание, мы разделили его на две составляющие. Административная часть обладает неадекватной современным потребностям инфраструктурой, а скульптурный зал соответствует духу времени своим пространством. Предложение следующее: избавление административной части от неаутентичных элементов и ее консервация, организация новой обслуживающей пристройки по схеме «шкаф»: гибкий рациональный объем, насыщенный инженерным оборудованием и помещениями для складирования нестационарной фурнитуры, чтобы скульптурный зал мог выполнять разные функции в разное время. Он может вместить и статичные функции, как уже упомянутая 3D-печать. Мобильный объем обеспечит функцию психологической, финансовой и медийной помощи скульпторам, пользуясь существующими пространственными ресурсами.

                                                 

Настя Черник, студентка, участница воркшопа Войницкого&Поломанного «Вред центров и польза суперструктур»

Музею Азгура с его не самым доступным месторасположением можно отдать функцию скорее координационного центра, чем выставочного помещения. Система галерейных и музейных пространств должна работать эффективно и согласно реальности. Сейчас рано говорить о изменении здания музея. Речь должна пойти о людях — это программист, который за неделю может изменить существование музея как минимум в средствах массовой информации, и, возможно, кураторы, интересные личности. Музею нужна жизнь, необходимо вдохнуть в него новое — история там уже есть.

 

                         

                                                   parallel from Artjom Polomani on Vimeo.

Monogroup, воркшоп «Виртуальная реальность и музей. Проблема аутентичности и информационной доступности»

Творческая лаборатория под управлением monogroup внедрила в презентации метод прототипирования и создала условную концепцию проекта, раскрывающую различные функции музея.

                                                   

Александр Ходяков, monogroup, воркшоп «Виртуальная реальность и музей. Проблема аутентичности и информационной доступности»

В воркшопе мы рассматривали музей как функциональное приложение. Задачу наполнения музея искусством стоит переложить на кураторов. Мы же должны создать условия для них — адекватное пространство для взаимодействия. При этом важно не потерять уже существующую аудиторию, знакомую с музеем.

 

Михаил Степура и Martina Liepore, воркшоп «Организация городской среды»

Воркшоп фокусировался на территории рядом с музеем. По их мнению, нужно тщательно проработать ландшафт, оснастив его, например, велосипедными дорожками и вечерней иллюминацией. Без внимания не остался и завод имени Кирова, площадки которого ребята тоже видят как арт-пространства.

                                              

Полина Мухо, студентка, участница воркшопа Михаила Степуры «Организация городской среды»

В нашем воркшопе мы больше работали с территорией, окружающей музей. В итоге было сделано несколько предложений по преобразованию площадки перед музеем в «скульптурные террасы». Они должны представлять своеобразные экспозиционные пространства для каких-либо легко трансформируемых инсталляций. Важно создание визуальной доминанты, которая бы обратила на себя внимание и смогла стать своеобразным магнитом притяжения людей, которые могли бы ее увидеть на достаточно большом расстоянии от музея. Как у многих участников, появилось желание пробить своеобразную ось-коммуникацию с сопутствующей инфраструктурой, ведущей к заводу им. Кирова, находящемуся напротив. Его площади можно было бы использовать в будущем как арт-пространства. 

Мне кажется, что единственные комьюнити, которые на самом деле могли бы развивать музей, — арт-тусовка, художники, скульпторы, архитекторы, дизайнеры. Но хотелось бы привлекать больше прохожих людей, готовых участвовать в развитии себя, музея и общества. Хотя я считаю, что музей не должен быть массовым и его не должны посещать толпы людей. Но он должен быть готов принять массы и предложить им то, что не может предложить ни ТВ, ни прочие технические блага.

 

Воркшоп Полины Поповой «Театр архитектурных форм»

Участники воркшопа сосредоточились на перцептивной составляющей восприятия искусства. Спектр чувств можно расширить, используя в системе экспонирования скульптуры различные фактуры поверхностей и материалы. Также искусство не должно замыкаться на закрытых площадях, оно может быть выставлено и в экстерьере.

 

Воркшоп Lukasz Pancevich «Организация городской среды»

Идея, предложенная участниками воркшопа, доказывает, что все гениальное очень просто. За базис ребята взяли «боксы», или «контейнеры», наделив их различными функциями: экспонирование работ, кафе, прокат велосипедов. «Боксы» можно комбинировать в любом порядке, ставить на сваи на воду, погружать под воду. Также в их преимуществах значатся мобильность, легкость для транспортировки и минимальная стоимость.

 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Независимая культура

Город

В Белграде уже три года успешно функционирует культурный центр GRAD, который объединил в себе дизайнерский магазин, бар и пространство для выставок и дискуссий. Сотрудники центра рассказали КУ, как быть хорошим примером для подрастающих поколений, развивать локальную сцену и влиять на культурную политику.