Выживет только артхаус. Что смотреть в минском кинотеатре

Культ • Олег Мельник
У нас есть десять дней, чтобы успеть посмотреть драму Джима Джармуша на большом экране. Фильм «Выживут только любовники» показывают там же, где мы смотрели обе части «Нимфоманки» - в кинотеатре «Ракета». Олег Мельник узнал у главного администратора Владимира Мамонько, кому в Минске нужно неформатное кино, и почему кинотеатр упорствует в своем стремлении к неформату, несмотря на то, что кассу нынче собирает не заумь, но боевики и российские комедии.

У нас есть десять дней, чтобы успеть посмотреть драму Джима Джармуша на большом экране. Фильм «Выживут только любовники» показывают там же, где мы смотрели обе части «Нимфоманки» — в кинотеатре «Ракета». Олег Мельник узнал у главного администратора Владимира Мамонько, кому в Минске нужно неформатное кино, и почему кинотеатр упорствует в своем стремлении к неформату, несмотря на то, что кассу нынче собирает не заумь, но боевики и российские комедии.

Для большинства киноманов поход в кинотеатр — нечто вроде исповеди в церкви. К сожалению, о религии артхаус можно забыть, глядя на сегодняшние афиши: большей частью блокбастеры да российские комедии. Я помню, с каким нетерпением ждал появления «Семи психопатов» на торрентах два года назад, так как минские кинотеатры решили не тратить время и деньги на фильм малоизвестного режиссёра.

Кадр из фильма 'Семь психопатов' 

Помню, как кинопрокатчики отмазались и от показа «Kick-Ass 2» на больших экранах, ссылаясь на небольшое число кинозалов в столице (в итоге кино показывали только в провинциях). Понятно, что подобный треш просто не принёс бы нужного числа православных банкнот в кассу кинотеатров — жанр всё-таки на любителя. И вот ситуация повторяется — картина Джима Джармуша под названием «Выживут только любовники» прошёл бы мимо минчан-киноманов. Если бы ни один замечательный кинотеатр. «Ракета» — именно здесь фильм уже показывается с 10 апреля, хоть и без дубляжа — спасают положение субтитры. Благо читать умеют все без исключения. О проблемах, связанных с показом некоммерческого кино, рассказывает Владимир Мамонько — главный администратор «Ракеты».

Владимир Мамонько 
Владимир Мамонько: «На однозальных кинотеатрах трудно зарабатывать. „Ракета“ — один из старейших кинотеатров в Минске, ему уже за 50 лет. Это и хорошо, и плохо. К нему уже привыкли, это что-то такое совдеповское. Не все знают, что в нём прошёл ремонт, а об этом в своё время трубили во всю. Но есть такая вещь, как привычка. Вот знает человек, что это „Ракета“, есть у него шаблон, и кинотеатр для него не станет той „Ракетой“, какой она является сейчас. А чем можно привлечь зрителей? Необычными фильмами, скандальными. Вспомним хотя бы „Нимфоманку“, „Жизнь Адель“. Вчера мы начали показ фильм „Выживут только любовники“, который идёт только в „Ракете“. Билеты покупаются, зритель смотрит».

Почему в большинстве минских кинотеатров показывают жвачку для мозгов

Кадр из фильма 'Семь психопатов' 

В. М.: «Люди, отвечающие за репертуарную политику столичного кинопроката, работают уже очень много лет. Они смотрят, что, у кого и сколько можно купить. Я не знаю всех механизмов, поэтому и не берусь вдаваться в подробности. С уверенностью могу сказать, что они, во-первых, прекрасно чувствуют желание зрителей, во-вторых, понимают, что надо зарабатывать деньги. Представьте, что какие-нибудь из вышеназванных фильмов мы показывали бы в любом популярном минском кинотеатре. Сколько бы они могли там пройти? Негативные отзывы неподготовленного зрителя, мнения людей, которые и в кино-то не ходят. Они эти фильмы не могут или не хотят понять, а если и попадут в кинозал, то только из-за случайно увиденной афиши. Что касается кинотеатра „Ракета“, у нас воспитанный зритель.

Это доказали скандальные показы недавнего времени, та же „Нимфоманка“. Приходили люди очень разных возрастов. Да, преобладала молодёжь, но присутствовали зрители и очень уважаемого возраста. Выходили не с пустыми мыслями вроде „ой, как это можно показывать?“ Наш зритель смотрит, а не подглядывает.

Кадр из фильма 'Нимфоманка' 

Фильмы, не вышедшие в широкий прокат, никто не дублирует. Они идут с субтитрами, но это не вызывает недоумения. „Нимфоманка“ меня, как зрителя, больше всего этим и привлекла. Мне было интересно следить за ненавязчивым текстом. Как и другие зрители, я находил много смысла — там шла важная информация параллельно с картинкой. Показ подобного кино будет продолжен, такие фильмы мы обещаем. Я не осмеливаюсь говорить по названиям, но планы уже составлены. Столица владеет носителями многих языков, которым не надо знакомиться с французским, английским, итальянским и так далее. Даже это является серьёзным мотивом похода в кино».

Как формируются цены на билеты в «Ракете»

Кадр из фильма 'Жизнь Адель' 

В. М.: «Минск — большой город, в котором люди уже привыкли ходить в кино. Они не боятся цены наших билетов, хотя она одна из самых низких в сравнении с кинотеатрами стран СНГ. Обычно на односерийный фильм у нас билеты стоят 20–30 тысяч, на „Выживут только любовники“ — 50 тысяч. Но не потому что мы на нём заработаем, а потому что такие фильмы дороже стоят. Вы же понимаете, что тиражность помогает снизить себестоимость. Да, есть и такая завлекаловка: зритель приходит на эксклюзивный показ, в битком забитый зал, видит, что здесь можно смотреть фильмы, что тут уютно, тепло, всё современно и качественно. После этот зритель обязательно ходит и на обычные фильмы. Очень здорово работает проект „Cinemascope“, который знает молодёжь. Всегда не хватает билетов — в зале этого проекта всего 45 мест, многим приходится брать на следующие сеансы. Этот зал приносит минимальную прибыль, говорить там о какой-то рентабельности не приходится. Но организаторы понимают, что тут мы уже работаем на имидж кинотеатра и на спрос самого зрителя».

Зачем смотреть фильм Джармуша о вампирах «Выживут только любовники»

Кадр из фильма 'Выживут только любовники'  

Джим Джармуш, на счету которого «Мертвец» с молодым Джонни Деппом, «Ночь на Земле» и «Кофе и сигареты», сам называет свой новый фильм «крипто-вампирской любовной историей». Суть фильма — библейские любовники Адам и Ева живы. Это два бессмертных вампира, которые были свидетелями ещё татаро-монгольского ига и инквизиции. Адам живет в Детройте, он андеграунд-музыкант, мрачный, необщительный парень, который ненавидит людей за то, что они травили великих ученых: Теслу, Пифагора. Ева, напротив, жизнерадостна и энергична. Она живёт в Танжере, но вынуждена ехать в Детройт, чтобы помочь Адаму выбраться из депрессии. Адам и Ева противоположны друг другу: он ленится, она действует; он одержим идеей закончить свою жизнь, а она, наоборот, призывает его к жизни.

Адам и Ева, кадр из фильма 'Выживут только любовники'  

В начальной версии сценария присутствовал экшен, но когда режиссёра попросили добавить ещё подобных сцен, он в ответ вовсе решил их все убрать. В «Выживут только любовники» динамика попросту отсутствует. Лишь медленное повествование и депрессивная музыка, которую пишет сам Адам. «Выживут только любовники» стоит смотреть лишь поклонникам режиссёра или «авторского кино» в целом. Стоит отметить, что Джим Джармуш сделал практически невозможное - показал красоту во всём, что присутствует в фильме: беспорядке, однообразии, в странных отношениях Адама и Евы. Мировая премьера «Выживут только любовники» состоялась на 66-м Каннском фестивале, и на Кинофестивале в Сиджесе в 2013-м Джим Джармуш получил специальный приз жюри.

Кинокритик Борис Нелепо писал про фильм так: «Выживут только любовники» — это кино, снятое с одной очень точно определенной точки зрения, — того самого вампира, который знает, что его настоящая музыка и подлинный интерес к жизни мало кому нужен, но именно поэтому нужно пытаться продолжать по крайней мере, пока хватит сил и крови». Как ни удивительно, но фраза подходит к самому кинотеатру «Ракета», где с трепетом относятся к неформатному кино. Показы «Выживут только любовники» продлятся здесь до 23 апреля.

 

 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Александр Великий. Феномен Солодухи

Культ • Сергей Грибановский

«Чмырение поп-идолов – практика международная и довольно старая. В Англии стараниями братьев-музыкантов Галлахеров из Oasis всеобщим пугалом был такой же милый, лысый британский солодуха по имени Фил Коллинз», - Сергей Грибановский исследует феномен белорусского поп-артиста, чтобы найти ответ на вопрос: Who Is Mr. Soloduha и в чем его сила для миллионов белорусов.