«Я страшно, больше всего не люблю деньги. Они столько бед людям приносят!»

Боль • Павел Свердлов
Майдан, визы, реформы, тунеядцы и фрилансеры, „русский мир“ и „мягкая белорусизация. Александр Лукашенко провёл семичасовую пресс-конференцию в Минске. Павел Свердлов в режиме онлайн записал все самое интересное, что говорил президент.

Про реформы и экономику

Отвечая на вопрос о том, не пора ли предложить какую-то новую модель организации экономики, глава государства высказался в защиту действующей модели, в которой белорусские предприятия, пусть и с убытками, но выдерживают конкуренцию на международных рынках:

«Закрыть эти предприятия? Пожалуйста, можно. Новую модель предложить. Избавиться от этого. Оставить, кто выживет. Ну и что? Что будет? Куда пойдут тысячи людей МАЗа, БелАЗа, Гомсельмаша, других предприятий? Куда они пойдут? Им идти некуда! Поэтому у нас выхода нет. Нам надо сохранить трудовые коллективы. А их сохранить можно, только сохранив эти предприятия. А семьи, а дети?»

Президент прокомментировал рекомендации международных экспертов о проведении в Беларуси структурных реформ: «Некоторые пописывают в средствах массовой информации: нужны структурные реформы. Я уже говорил: «Ну скажите, какие реформы нужны?» Я ж понимаю, на что они намекают. Чтобы мы порезали предприятия, раздали. Неэффективные закрыли. Закрыть ума много не надо. Но надо думать о последствиях всегда».

Чуть позже Лукашенко ещё раз сказал о том, что для Беларуси неприемлем путь «шоковой терапии“: «Я могу предложить вам как минимум две очень жёсткие, резкие модели, о которых будут говорить во всех уголках мира. Но ещё раз вам говорю: это не от меня зависит. Вы это просто не выдержите».

Глава государства высказался и о корректировке курса белорусского рубля, которую Нацбанк РБ провёл в первой декаде января. По его словам, государство не могло допустить сокращения золотовалютных резервов, поэтому пришлось «отпустить национальную валюту в свободное плавание». Ответственность за этот шаг Лукашенко возложил на белорусов, которые на волне девальвации российского рубля начали скупать в России автомобили:

«И вы поехали! Вы за прошлый год купили 60 тысяч автомобилей. Белорусы, которые совсем недавно завозили этот хлам со всего мира, а потом продавали россиянам, в данном случае — в основном, из России — всё скупили. 60 тысяч! Беднота в Беларуси. Не протиснуться на дорогах… Извините, что я так говорю. Поэтому — модель нормальная. Надо просто выдержать тяжёлое положение — выдержать, чего бы это нам ни стоило».

Про «русский мир»

В высказывании Александра Лукашенко «свядомыя» белорусы неожиданно стали сторонниками интеграции Беларуси в «русский мир»:

«Не представляю, как русский человек придёт в Беларусь воевать. Родной, на свою родную землю… Поэтому надо успокоиться, выбросить все эти гадости из головы. У нас слишком много проблем, которые нужно решать. А если есть некоторые тут умники, которые любят палки в колёса ставить, и у нас так называемые „свядомыя“, и отдельные не то приехавшие, не то долго живущие здесь, считающие, что белорусская земля — это часть, как они говорят сейчас, „русского мира“ и чуть ли не России — забудьте. Беларусь это суверенное и независимое государство, в котором живёт порядка 10 миллионов человек».

Продолжая отвечать на вопрос, глава государства отметил, что мы «заставим любого уважать наш суверенитет и независимость, кто помышляет о том, что нет такой страны — Беларусь, не было такой страны и так далее… Не было, а сейчас есть. И с этим надо считаться. И мы свою землю никому не отдадим. Это моя задача. Как она ни трудна, ни тяжела, я её решу. Я выполню свою миссию, чего бы мне этого ни стоило. И за моей спиной стоят сотни тысяч таких людей, вооружённых. Поэтому успокойтесь.

Про Майданы и «билет в Сирию»

«Если у кого-то есть такая в голове шальная мысль, что в Беларуси будет Майдан или возможен — чем раньше вы это из головы своей выбросите, тем лучше будет. Потому что это место в голове должна занять нужная для вашей жизни информация. Никогда в Беларуси Майдана не будет. Я пока президент, и у меня достаточно для этого полномочий и сил, чтобы предотвратить братоубийственную бойню. Никому: ни вам, ни мне, ни сидящим здесь, ни тем, кто нас слушает, Майдан не нужен. Есть отморозки, есть. Ну так для этого власть и есть, чтобы их нейтрализовать и не допустить стрельбы друг в друга. Кто хочет воевать — по-моему, в Сирии война идёт, на территории Сирии. Вербуют во многих местах. Туда. На билет деньги дадим. Но воевать внутри нашей Беларуси — мирной и, мы этим гордимся, безопасной страны, мы не дадим».

«Мне кажется, что мы не совершали каких-то глобальных ошибок. Мы нигде не развязывали бойню. Не делали так, чтобы страдало много людей. Ну может быть, где-то в экономике не совсем точно реагировали. Кто его знает, может быть, где-то не правильно».


Про тунеядцев и фрилансеров

«В обществе проблема эта бурлит, и я вынужден реагировать на это. Это никакой не пиар! Что касается тунеядства… Марианна Акиндиновна [Щёткина — минист труда и социальной защиты населения. — Прим. П.С.], вы проинформируйте журналистов, чтобы не было вопросов: а домохозяйки, а многодетные, а о том, что вот я накопила много денег или у меня муж богатый, я сижу дома и имею право. А вот эти будут платить налоги или нет? Вот, навскидку, целый перечень. Очень важная тема, хоть документ ещё не принят. Вы ответьте в общем, как в группе сейчас, которая готовит этот декрет, ситуация обстоит, и что вы хотите внести предложения президенту по этим вопросам. Это очень важно.

Отвечает министр труда Марианна Щёткина:

«Основой для документа было то, что, когда подвели баланс трудовых ресурсов, выяснилось, что вообще порядка пятидесяти тысяч человек не видят необходимости работать. Просто не хотят. Порядка двухсот тысяч — те люди, которые желают работать, но по крайней мере более шести месяцев не устраиваются на работу. И тогда на форумах (поверьте, мы все форумы тоже читаем) народ стал говорить о том, что по Конституции мы все должны участвовать в финансировании государственных расходов. Почему сегодня содержание армии, дорог, школа, здравоохранение, соцзащита — почему сегодня эту нагрузку несут только те люди, которые работают?»

Министр сообщила, что группа по разработке декрета о тунеядцах ознакомилась с мнением байнета:

«Те же самые домохозяйки. Это сегодня 123 тысячи человек… Ну, наверное, сегодня если дети до семи лет, если сегодня многодетные семьи, то, конечно же, эти люди имеют право быть освобождёнными. Ну, это обсуждение народа. Сегодня все, кто занят в экономике, участвуют в финансировании в свою силу. Конечно же, эти люди не хотят платить за тех, кто сдаёт квартиры, доставшиеся в наследство, и ничего не делает. Которые гордо говорят о том, что они фрилансеры, но тоже не участвуют в расходах. Это общее мнение. Поэтому, конечно, сегодня это определённый сбор, который будет уплачен на финансирование государственных расходов в соответствии с Конституцией».

Марианна Щёткина прочитала в интернете и о том, какие пути люди предлагают для того, чтобы избежать сбора:

«Зарегистрируйся ремесленником, агротуризм и так далее. Но, поверьте, должно быть в нашем обществе социальное отношение к этому. Давайте не будем подразумевать всех индивидуальных предпринимателей и ремесленников в том, что они хитрят. Граждане у нас социально ответственные, социально ответственный бизнес».

Слово берёт президент:

«Я настаивал на том, чтобы очень чётко всё было просчитано. Здесь никакого лишнего льготирование не будет. Мы постараемся посередине пройти. Инвалиды и прочие — они получат своё, мы их будем поддерживать. Но тот, кто должен работать — будет работать».

Также Лукашенко высказался против того, чтобы обеспеченные родители оправдывали многолетнее отсутствие занятости воспитанием детей:

«Потому что в подавляющем большинстве даже до трёх лет не дотянули — ребёночка в детский сад, по дешёвке на плечи государству, так? А сам сижу отдыхаю. Вообще, если этого общество хочет, то пожалуйста. Но только надо понимать, что за всё то, что недоработает кто-то, платить будем мы — те, кто работает».

Про русский и белорусский языки

«Я поддерживаю белорусский язык. Почему? Потому что это то, что отличает нас, к примеру, от русского человека, от россиян. Это признак нации. Если нет у тебя особенностей этих — своего, белорусского языка, только русский — значит, ты просто как русский человек, ты русский. Но мы ведь белорусы. И мы ни в коем случае не должны загубить белорусский язык. Мы должны знать его точно так, как русский. Это будет величайшее достижение любого белоруса. У меня малыш растёт. Я хочу, чтобы он знал белорусский язык точно так, как русский. Ну, дай Бог, ещё английский, там. Мировой язык. Вот чего я хочу. И не думаю, что вы хотите иначе».

Арт: budzma.org

Отвечая на вопрос о языках, президент несколько раз переходил на белорусский. Он коснулся паники, которую нагнетают некоторые российские СМИ. Министр образования РБ Михаил Журавков высказал пожелание о том, чтобы историю Беларуси и георгафию в школах преподавали по-белорусски, а журналисты преподносят это как начало «дерусификации» нашего образования и притеснение русского языка. Лукашенко категоричен:

«Если кто-то в России напрягается по поводу некой „мягкой белорусизации“, ещё чего-то… Слушайте, ну в России, наверное, привыкли говорить „русский мир“, как-то там пописывают отдельные писаки, „мягкая сила“. Ну, и мы позадействовали: „мягкая белорусизация“. Прекратите! Ещё раз, в третий раз говорю: эта проблема решена. И никто: ни один министр, ни один премьер-министр в разрез моих действий не пойдёт. Потому что подо мной — референдум белорусского народа. Я категорически запретил всякое давление по языковому признаку».

Руководители СНГ в вышиванках на встрече «без галстуков»

Президент снова привёл пример Украины:

«Вы знаете, с чего начались события в Украине? С безмозглой национальной политики, и прежде всего — с языка. Я умею делать выводы. Да мне и не надо Украина. Я до этого уже определился. И я сегодня рад, что в своё время мне удалось свернуть голову тому оголтелому национализму, который был в начале 1990-х, до моего президентства, и когда я стал президентом».

Про деньги

Александр Лукашенко признался, что получает зарплату в рублях. Два раза в месяц — аванс и основную часть — ему приносят её в конверте. Половина идёт на счёт Коли Лукашенко в «Сбербанке». По магазинам президент не ходит: «Если что-то остаётся, то я храню в кабинете загородной резиденции в левом ящике вверху. Там в конверте лежат эти деньги», — раскрывает он тайны своей семейной бухгалтерии.

«Я страшно, больше всего не люблю деньги. Они столько бед людям приносят! Конечно, без них не обойтись, но я их страшно не люблю. Поэтому я не очень напряжён, куда потратить эти деньги. Расходятся. Кому-то помогу, куплю что-то там. Я не знаю, сколько у меня. Может, пятьдесят миллионов в загашнике, в ящике этом. Командировочные — когда мы едем или я лечу — выдают в валюте той страны, куда я лечу. Это единственная валюта, которую я могу иметь дома. Честно скажу — я не знаю, сколько там. Если вам надо одолжить — я могу, без процентов!»

Про визы для приезжих

Главный редактор TUT.BY Марина Золотова задала Александру Лукашенко вопрос про стоимость белорусских виз для иностранцев. По мнению Золотовой, безвизовый режим для въезда в нашу страну повысил бы её привлекательность для туристов и инвесторов.

Лукашенко поручил отвечать министру иностранных дел Владимиру Макею:

«Не стоит думать, что если мы отменим плату за визы, то к нам хлынут потоки иностранцев, — заметил Макей. — Для этого нужно заинтересовать их. И отмена виз — вопрос важный, но не решающий. Решением президента мы в одностороннем порядке снизили стоимость визы для граждан США и Великобритании, которые готовы приехать и работать в нашей экономике».

Макей отметил, что Беларусь заключила соглашения о безвизовом режиме или о въезде по дипломатическим паспортам с 42 государствами. Но об отмене визового режима для всех иностранных граждан речь не идет. «Мы не считаем, что мы идеальная страна в этом плане. Может быть, проще было бы визы отменить, но это вопрос безопасности Мы должны смотреть, кто к нам будет приезжать», — подытожил Владимир Макей.

Про Минск: «Лоск чтобы был!»

Дворец Независимости

«Кварталы, микрорайоны — чтобы они имели завершённый вид. Я Андрею Шорцу посоветовал: „Ты найди хороших — группу, тройку, два-три — архитекторов, чтобы они посмотрели на Минск“. Где-то нужно что-то доделать, подсветить, построить дополнительно. Но чтобы каждый уголок имел какой-то смысл. Согласитесь, мы много построили, порой беспорядочно, не продумывая. А, вот дом красивый, давай строй! Сейчас нужно придать завершённый вид всему этому».

Президента не устраивает — и это он назвал «большим недостатком Ладутько и его команды» — что в Минске «огромное количество территорий, площадок, заброшенных домов, собачников и прочее, которые непонятно, зачем держали». Их количество должно сокращаться. Постепенно сокращается в Минске и жилищная программа: «Мы будем перебрасывать в регионы мощности, мы будем больше там строить. Но, вижу, этот процесс тоже не очень идёт. В ближайшее время я соответствующих должностных лиц дёрну так, что мало не покажется».

Лукашенко опасается, что Минск превратится в белорусскую Москву — перенаселённый центр, с которым мы «не будем знать, что делать». По мнению главы государства, Минск уже перенаселён.

«Нам надо привести дороги в Минске в нормальный порядок. Лоск чтобы был, понимаете! Если это дорога — то дорога, если газон — то газон. Если дерево рядом — значит, оно должно быть и расти то, которое не погибает за зиму. Головой надо думать. Экономить надо. В Минске денег достаточно. Надо разумно ими распорядиться», — заявил Александр Лукашенко.

Про зарплаты и цены:

«Говорят, зарплата у нас уменьшилась в связи с девальвацией. Если в доллар переводить, да. Но не надо сравнивать с теми временами, когда у нас пропорционально цены росли. Хотите в долларах посчитать зарплату — посчитайте. Но зарплата для того, чтобы жить в соответствии с ценами в нашем государстве. Цены мы взяли под контроль. Вы видите: где больше, где меньше, но мы всё-таки держим эту ситуацию под контролем. И мы не видим уж таких больших волнений от того, что контролируем ценообразование».

Лукашенко отметил, что в 2014 году производительность труда растёт быстрее, чем заработная плата. «Это не значит, что зарплата не будет расти. Мы же не регулируем её по всей стране. Есть у предприятия доходы — пожалуйста, никто не будет сдерживать. Мы говорим о бюджете, о госслужащих. По госслужащим я сказал: где-то найдём — добавим. Нас народ за это не осудит, потому что все видят, что госслужащие у нас сегодня обижены. То же самое и по бюджетникам. Принцип один: есть деньги — платим. Нет денег — надо потерпеть».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Запах Гарри

Боль • Сергей Харитонов

«Не благодаря, а вопреки фигуре консультанта, который изменил ЕГУ к лучшему, в продолжение первой части полюбившейся многим истории про лебединое озеро с оркестром и скрипичным соло, Гарри Дэвид Поллик возвращается!» Президент Ассоциации Выпускников ЕГУ Серж Харитонов приводит сканы разоблачающих документов и осуждает белорусских преподавателей, поддерживающих нового и. о. ректора ЕГУ.