Как на журфаке оценивают глянец бывших учеников

Мнение • Евгений Казарцев
У студентов факультета журналистики БГУ первые экзамены. Евгений Казарцев обошел кабинеты преподавателей и узнал, что они думают про новые городские журналы, которые делают их бывшие ученики. Выяснилось, что доцент кафедры периодики Людмила Белякова ищет в журнале «Большой» рекламу завода МАЗ, а профессор кафедры теории и методологии журналистики Нина Фрольцова советует «Таймеру» печатать материалы о сексуальных меньшинствах.

У студентов факультета журналистики БГУ первые экзамены. Евгений Казарцев обошел кабинеты преподавателей и узнал, что они думают про новые городские журналы, которые делают их бывшие ученики. Выяснилось, что доцент кафедры периодики Людмила Белякова ищет в журнале «Большой» рекламу завода МАЗ, а профессор кафедры теории и методологии журналистики Нина Фрольцова советует «Таймеру» печатать материалы о сексуальных меньшинствах.

Вместо пролога. «Маленький и быстрый секс»

Доцент Людмила Петровна Белякова

Людмила Белякова, доцент кафедры периодической печати, экс-спичрайтер президента: «Честно, я бы не говорила об этой макулатуре. Журналы, позиционирующие себя как „лайф-стиль“ предназначены для того, чтобы их просто полистать? А разве не для того, чтобы их почитать? Я вижу стопки этих журналов в парикмахерских, СТО, салонах. Они даже не для того, чтобы развлечься, а только, чтобы отвлечься. Их не хочется читать. Максимум — посмотреть. Видишь: красивый журнал. Фотографии приятные. Но что интересного? Ауди. Форд. Мерседес. И всё! Старые журналы зачитывались до дыр: „Мурзилка“, „Вясёлка“, „Техника молодёжи“, „Иностранная литература“, „Наш современник“. А в этих журналах реклама западных брендов.

Эти журналы — инструменты в руках транснациональных корпораций, которые постепенно завоёвывают наш рынок, выбрасывая большие деньги на издание журналов для случайной аудитории.

А ведь у нас очень высокого качества „интеллектуальный гумус“. В Беларуси практически всеобщее высшее образование. Людям думающим нужны не картинки, а картины. Картины жизни! Видно, что журналы делают люди молодые. Серьёзные специалисты, мастера пера таким ремеслом и не занимались бы. Часто это наши студенты. Денег получают немного больше, чем в районках. Но ведь не только в деньгах смысл. Они сегодня далеко не всё решают! Решает талант. Личность. Образ. Публике должно быть интересно. Она должна получать удовольствие. А это — чердачно-подвальная любовь. Маленький и быстрый секс. Никакого удовольствия от такой информации. Прошло. Пробежало. Забылось. Нужно больше искусства в отражении логики жизни. Нужно делать издания для думающих людей».

Журнал «Большой»

Татьяна Шоломицкая, преподаватель кафедры теории и методологии журналистики, редактор журнала «Променад»: «Не очень удачная копия журнала „Esquire“. Они пытаются стилистически так же подавать информацию, похожи некоторые рубрики, дизайн. Но я предпочитаю оригинал, а „Большой“ мне кажется просто копией. Они очень стараются быть концептуальными».

Людмила Белякова, доцент кафедры периодической печати: «И здесь мы продвигаем западных производителей! А где „Марко“, где МАЗ? В другом каком-то журнале видела ТВ3 — ну уже что-то. Почему мы должны смотреть на то, что не приносит удовольствия? Нужно же что-то свое».

Татьяна Силина-Ясинская, старший преподаватель кафедры периодической печати. Читает студентам, кроме прочего, курс «Журнальная периодика РБ»: «Ну, вот этот журнал я давно знаю. Он выигрывает с точки зрения аккуратности. Городской журнал ведь, кажется, поэтому и темы самые разные — что интересно горожанину. Только я не понимаю, к чему привязаны иногда материалы. Их не приурочивают к каким-то событиям, а просто так печатают — непонятно. В „Большом“ обложки необычные: почему-то на них мало девушек, чаще всего мужчины. Интересно, почему?».

Нина Фрольцова, профессор кафедры теории и методологии журналистики, председатель РЭК по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости: «Мне нравится, они будто пытаются ответить на простые, детские вопросы. Но вопросы эти важные. И в интервью у них это бывает, и в рубрике „афиша“. Бывают очень хорошие темы. Например, про фильм „Один дома“ — очень люблю этот фильм. А ещё про Бродского материал — это же был гений, сейчас его могут и не знать и очень важно, что глянец о нём рассказывает».

Журнал «Pingouin»

Татьяна Силина-Ясинская, старший преподаватель кафедры периодической печати: Его я давно знаю. Там ещё наши студенты иногда практику проходят. Красивый, яркий журнал, такая обложка цепляющая. А наполнение… хотелось бы, чтобы оно было более профессиональное. Года два назад у меня одна студентка писала дипломную работу, сравнивала «Пингвин», «Большой» и «Доберман». Интересная работа была».

Преподаватель, пожелавший сохранить анонимность: «Можно ли называть это журналом? Ни читать, ни смотреть я его не могу. О Зурабе поговорили, об Ирине Рак поговорили, тут больше и говорить нечего. Господи, даже не знаю, что ещё сказать. Больше этот журнал похож на фотоальбом подружек главного редактора. Думаю, им он и интересен. Количество грамматических, стилистических и каких угодно ошибок зашкаливает. О нём вообще нельзя серьёзно говорить».

Журнал «.сапиенс»

Татьяна Силина-Ясинская, старший преподаватель кафедры периодической печати: «Вот что бросается в глаза — очень много белых пятен, непродуманно расходуют бумагу. Это журнал о здоровье? Пиво, похмелье… Ну, у каждого свои взгляды на здоровье, наверное. Но журнал солидный, приятно в руках подержать».

Наталья Тумилович, старший преподаватель кафедры периодической печати. Читает курс «Основы творческого мастерства журналиста»: «Вёрстка напоминает европейские издания, это понравилось. Радует наличие колонок, это же сейчас модно. Но есть явный минус — такой журнал ничем не отличается от российских или украинских аналогов, там можно встретить такие же тексты и темы. А хотелось бы чего-нибудь своего, белорусского».

Инга Воюш, доцент кафедры истории журналистики: «Вижу его периодически, студенты делятся в социальных сетях ссылкой. Люблю этот журнал за верстку, за креатив, за дизайн. Умеют находить темы хорошие. Это не журнал для такси или парикмахерской, а для тех, кто привык думать. Этим вот журнал приятен. Есть там реклама, но даже она не такая, как в других, бульварных журналах».

Журнал «Icon»

Татьяна Силина-Ясинская, старший преподаватель кафедры периодической печати: «Как это правильно читается? А, „Айкан“. Ну, я бы сказала, что это копия „Космо“. Немного вёрстка непонятная, не за что зацепиться, шрифты какие-то странные, кегль то огромный, то крошечный. Стоило бы над этим подумать».

Нина Фрольцова, профессор кафедры теории и методологии журналистики: «Честно говоря, этот журнал — не моего потребительского спроса. Я такими вещами не пользуюсь, но это не значит, что их не должно быть. Аудитория разная бывает, тут можно сказать, что читатели этого журнала… немного невзыскательны. Это те люди, которые с удовольствием смотрят передачи о личной жизни знаменитостей, пластических операциях и всяком таком. Ну, разные интересы бывают, не нужно же всех расстреливать. Дизайн хороший зато, есть на что посмотреть».

Журнал «Таймер»

Татьяна Силина-Ясинская, старший преподаватель кафедры периодической печати: «Мне это напоминает какой-то советский журнал из моей юности. „Огонёк“, что ли. Формат похожий — наверное, создатели „Таймера“ им и вдохновлялись. Журнал, наверное, претендует на звание крутого. Но ему не хватает какого-то лоска, он простоватый какой-то. Только вопросов много по дизайну — например, лого журнала, ну кто ж его увидит? Я бы подумала, что это каталог, а не журнал, если бы вы мне не показали его. А тут ещё и конфетти какие-то … в виде ДНК — из-за них уж точно на обложке ничего не понятно».

Нина Фрольцова, профессор кафедры теории и методологии журналистики: «Этот ничего, мне нравится. Там и интервью было со мной и с Чергинцом. Ну и вообще, неплохо делают. Только хотелось бы в подобных журналах читать материалы, например, о секс-меньшинствах — это же такая актуальная тема сегодня, нужно просвещать людей!».

Татьяна Шоломицкая, преподаватель кафедры теории и методологии журналистики: «Вообще журналы — чтиво поверхностное. Но „Таймер“ мне нравится, я его читала даже в отпуске на море. Нравится их ироничный стиль, тематика преимущественно мужская, но подача интересная. Только очень не нравится формат, очень неудобно».

Наталья Тумилович, старший преподаватель кафедры периодической печати: «В целом хороший, вроде, журнал. Молодёжь его любит. Но мне там интересны бывают только несколько текстов в каждом номере, ради этого я бы журнал не покупала».

Вместо эпилога. «Бойцовский клуб»

Декан Сергей Валентинович Дубовик

Сергей Дубовик, директор Института журналистики БГУ: «Я, безусловно, положительно отношусь к работе и наших выпускников, и студентов. Они на это учатся. В дальнейшем, думаю, будет только расти число людей, которые будут работать именно в независимых, частных СМИ: журналах, телеканалах, газетах и прочее. Радостно, что появляются новые проекты, авторы которых — наши вчерашние выпускники. А иногда и студенты сами делают такие издания! Несколько лет назад трое студентов делали журнал «Бойцовский клуб». Конечно, издание долго не просуществовало. Наверное, из-за финансовых неурядиц, но опыт эти ребята получили огромный».

KYKY: Можете выделить какие-нибудь журналы, которые сейчас выходят?

С.Д.: «Рано про это говорить и не хочется что-то выделять. Главное, что кто-то себя ещё со студенческой скамьи настраивал на журналы — там себя потом и реализует».

Редакция KYKY выражает благодарность редактору «Таймера» Денису Клевитскому за помощь в подготовке материала.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Оружие здравого смысла

Мнение • Коля Сулима

Что изменилось бы в Беларуси, имей мы собственную вторую поправку к Конституции? Превратились бы мы в США или Швейцарию? Редакция KYKY задумалась о том, что этого можно достичь, разрешив свободное ношение огнестрельного оружия. Житель США Коля Сулима рассуждает о методах установить демократию.