Делать дело культурно.

Общество
15 сентября в Бресте прошел восьмой по счету митап. Мы собрали всю информацию от спикеров и подготовили репорт, в котором можно прочитать про городские сувениры, фотошколу и локальные культурные акты.

Studio 67 оккупировала «красный дворик» в Минске, и ребята провели там серию отличных мероприятий. Появился интересный бренд городских сувениров — студия «Ліхтар». Первую партию магнитов, сумок, открыток и блокнотов раскупили сами минчане, не оставив иностранным туристам возможности увезти домой красивые подарки. В Бресте этой весной прошел фестиваль уличной культуры, где выступили рэп-группы Slozhnie, Metaphysics, а гости из Киева устроили настоящий рэйв. Мы пригласили зачинщиков этих полезных и актуальных дел в Брест, чтобы они могли поделиться опытом с интересующимися. Митап проходил в уютном частном доме по адресу Кирова, д.60. С помещением и инфоподдержкой в Бресте нам помогли сотрудники агентства регионального развития «Дзедзіч».

br4

здесь мы делали meetup

Первыми о своей сувенирной инициативе рассказывали Катя Сыромолот и Ира Злобина. Широкая география путешествий и желание разнообразить локальный сувенирный монолит из соломки послужили стартом для студии «Ліхтар». Перед тем, как начинать, важно было ответить на несколько вопросов: «Что делать? Какими должны быть сувениры? Для кого? Как делать и кто будет делать?».

Планирование, от идеи к действиям, где заканчивается творчество

Целевой группой для сувенирной продукции стали туристы всех наций и возрастов, люди в поисках оригинальных подарков для друзей или самих себя, иностранные сотрудники и партнеры корпораций. Прикладной характер сувениров имел большое значение — блокнотами и сумками можно пользоваться каждый день, поэтому круг потенциальных покупателей значительно увеличивается.

Визуальная составляющая продукции оказалась связанной с брендированием города. Выбрать символ для Минска было непростой задачей. Девушки решили собрать вместе те здания, которые им нравятся, с которыми связаны приятные ощущения: Красный костел, Ратуша и другие. Начали они с ситискейпа: схематично отрисовали все домики и отказались от мифологизации некоторых городских объектов. Так оформилась идея серии открыток и других сувениров с простой и однозначной идеей. Девушки подчеркнули, что многие стремятся сделать что-то очень оригинальное. Это выливается в непонятные слоганы и визуальные образы. Путь полной однозначности оказался выигрышным вариантом.

br1

Выбор качественных материалов был важным моментом: на выходе стоимость сувенира не должна быть большой. В то же время он должен выглядеть современным и привлекательным. Распространение требует проработанной стратегии: сувениры нужно завезти в несколько точек, которые часто посещают туристы. Девушки остановили выбор на галерее «Ў», там и продавалась первая партия.

Катя отметила, что на их проект быстро обратили внимание медиа, различные организации и компании. 34mag оперативно написал материал про студию, чуть позже появился еще один текст в Сitydog. Последовала волна репостов, появился спрос на продукцию. Поддержка медиа в таком деле, по мнению девушек, является немаловажной: o тебе быстро узнает много людей.

Команда «Ліхтара» состоит из трех человек: дизайнера, менеджера и бухгалтера. Дизайном занимается Катя, менеджментом — Ира, а с бухгалтерией помогал Павел, еще один сотрудник студии. Сейчас ребята приняли решение отдать бухгалтерию на аутсорс, чтобы быть уверенными в правильности составленных документов. 

«Нам пишут люди, хотят работать с нами и креативить. Мы даже не знаем, что им предложить. На самом деле, весь креатив происходит до начала дела. Мы год назад определились с тем, что будем делать, и этот год ушел у нас на то, чтобы все заработало», — рассказывает Катя.

«Когда ты работаешь на кого-то, всегда знаешь норму работы, что и как надо делать. Если вдруг ошибся, тебе на это укажут. Когда начинаешь свое дело, никто тебе ничего не скажет. Кажется, что ты во всем прав. С того момента как ты — юрлицо, все твои действия жестко регламентированы. Не надо об этом забывать», — делится Ира. Так, ни в коем случае не стоит качать дефолты с бухгалтерских форумов, лучше потратить какое-то время на рутинную работу и проконсультироваться с профессионалами. Выбирать банк по причине дешевого обслуживания не стоит. Надо узнавать, сколько клиентских менеджеров работает в каждом банке, чтобы не тратить по 4 часа на ожидание в очередях.

Фотошкола, сообщество и красный дворик

Вадим Жук представлял Studio 67 — фотошколу, которая стала больше, чем фотошкола за летний сезон 2012. Она появилась 2 года назад. Первоначальной целью было создание образовательной программы, которая будет приносить прибыль. В команде было три фотографа и сам Вадим — организатор. В тот момент ему подвернулась возможность снять помещение в городе на льготной основе. Там проходили первые занятия. Егор Войнов, один из преподавателей школы, поделился с Вадимом информацией о популярности определенных курсов. На тот момент это была практика по основам фотографии и пост-обработка. Курсы и сайт фотошколы продвигались через поисковые сервисы (Google, Яndex, TUT.BY) и портал Zнята.

br2

Через какое-то время пришло понимание, что приходят люди с разным уровнем владения камерой. Появились вводные курсы и курсы для продолжающих. Программа продолжала развиваться, и сейчас в фотошколе 25 видов курсов, а команда насчитывает 17 человек. Бухгалтерией занимается другая фирма на удаленной основе. «За два года из трех преподавателей стало 14 и сейчас еще 3 присоединятся», — добавляет Вадим. Studio 67 базируется в центре Минска, по адресу Революционная, 17. По площади помещение у ребят в 4 раза больше, чем первая комната, которую они снимали.

По словам Вадима, нужно быть общительным, чтобы собрать хорошую команду. 

«Не следует скрывать свои идеи от людей. Стоит избирательно подходить к тому, с кем вы общаетесь. Если ваш собеседник — интересная и открытая личность, не нужно хранить тайны. Возможно, в нем вы найдете будущего партнера», — говорит Вадим. 

Людей важно заинтересовать. Если речь идет о работе, то заинтересовывать нужно финансовой стороной. Два года назад, по словам Вадима, в Минске никто не мог заинтересовать фотографа гонораром за проведение занятий по фотографии. В Studio 67 фотографам начали предлагать процент от выручки, собранной с курсов. На данный момент, некоторые фотографы отказываются от основной деятельности (свадебной фотосъемки) в пользу занятий.

Вадим посоветовал обсуждать с потенциальными сотрудниками финансовую сторону работы на самом начальном этапе. У человека всегда будут ожидания от своей деятельности, чтобы избежать возможных конфликтов, эти ожидания нужно оговаривать.

Многие думают, что учиться фотографии — это просто прийти и научиться фотографировать. Поле для деятельности здесь огромное: от творческой фотографии до коммерческой. В фотошколе предлагают модульную систему курсов. Сначала проводится маленький курс по пользованию фотоаппаратом (по количеству запусков это самый популярный курс). Курсы основ — это творческая фотография. Там учатся выстраивать свет и композицию, работать с моделями. Дальше идут специализированные курсы. Тут каждый волен выбирать, что ему интересно, учиться чему-то конкретному. В школе представлены не все жанры фотографии. Вадим связывает это с недоразвитостью рынка, отсутствием спроса и фотографов, которые могли бы эти жанры преподавать. Зато на свадебную фотографию спрос большой! «Нет ничего плохого, если вы предлагаете людям то, что им нужно. Если рынок так требует, в этом нет ничего постыдного», — отмечает Вадим.

Пока Studio 67 разворачивалась и курсы набирали популярность, команда поняла: необходимо делать бесплатные творческие вечера. Постепенно это стало на поток: появились кинопоказы и дискуссии. Полтора года они проводились на базе другого помещения, а около года назад ребята переехали в дом с «красным двориком». Весной 2012, когда снег окончательно растаял, во дворе начались просмотры старых советских фильмов. Сейчас сезон уже закрылся, а на последнем показе было около двухсот человек! Главный плюс бесплатных мероприятий в том, что они обещают быть массовыми. А это главный залог приобретения популярности и видимости.

Инициатива ради инициативы, локальные культурные акты и как работать с результатами

Дима Ремм рассказывал о первых панк-рок концертах, которые организовывал с друзьями в одном из клубов Бреста. Ребята делали мероприятия сами для себя, не озадачиваясь вопросами привлечения публики. Субкультурное сарафанное радио всегда хорошо работает и служит помощником в таких случаях. Этот подход смело можно обозначить как Do It Yourself («сделай сам»). Дима знал: если он и его друзья не будут делать концерты, больше никто этим заниматься не будет. Складывается отличная формула: тусовка, друзья и хорошая музыка. «Организация была очень смешная. Все нужно было заявлять через горисполком, куда не пускали в шортах или кедах. Когда тебе еще надо найти аппарат, ты приезжаешь и еще полчаса споришь с милиционером, что в жару носить брюки — неудобно», — рассказывает Дима. Клуб, в котором проходили концерты, был на окраине Бреста. В помещении была сцена и небольшой зал. В общем, бывший сельский клуб. Одним из первых мероприятий был трибьют Nirvana. Собралось около трехсот человек, и вода текла по стенам.

br3

С того времени Дима продолжал организовывать концерты и вечеринки как в Бресте, так и за его пределами. В прошлом году, после путешествий, он вернулся в родной город с мыслями организовать там что-то интересное. Через знакомых удалось найти площадку и договориться с владельцами. Здесь нужно сделать оговорку: крупные брестские клубы принимают только коммерческие проекты. Если ты хочешь привезти рок-н-ролл группу или ди-джея, который играет фанк, придется обивать пороги не одного местного бара в попытках договориться с руководством. «Мы делали первое мероприятие в популярном ключе. Это был рейв с музыкой, которую многие слушают. Называлось это дело Dark Night. Многие смеялись, что как корабль назовешь, так он и поплывет», — добавляет Дима. В городе давно ничего не происходило, на рейв приехало много людей, и начались неизбежные столкновения разных субкультур и сообществ. Без милиции не обошлось, и у бара даже хотели забрать лицензию.

Следующим мероприятием стал фестиваль уличной культуры VESNA, который прошел в мае этого года. Тут хорошо сошлось несколько обстоятельств. Друзья Димы из Минска — группа Slozhnie — выпустили новый альбом и готовы были приехать с презентацией. Его киевские товарищи тоже хотели приехать и выступить в Бресте. Так появилась идея совместить белорусский хип-хоп и украинских ди-джеев, которые играют все: от фанка до абстрактной электронной музыки. Такое мероприятие было тяжело назвать вечеринкой, получался небольшой фестиваль. Вдвоем с другом Дима ходил по клубам, предлагал идею. «Проблема в том, что у нас на многих площадках директора не знают, что сделать, чтобы организовать вечеринку. От тебя хотят каких-то бумаг, денег за аренду помещения. В Киеве вообще не существует понятия аренды. Тебе дают возможность провести вечеринку. Если приходит достаточно человек, или арт-директор видит хорошую перспективу, тебе дают определенные даты, и работа стартует», — рассказывает Дима. В итоге нашлось подходящее для фестиваля кафе, реклама в соц. сетях была запущена и началась продажа билетов. 34mag, КУ и другие медиа помогали парням с информационной поддержкой. Чтобы избежать лишней траты времени на согласование и утверждение афиш, было принято решение не печатать ничего вообще и рекламировать мероприятие он-лайн. «В два часа ночи мы столкнулись с проблемой. На мероприятии было мало гостей, фестиваль никак не окупался. К нам подошла менеджер и сказала, что людей мало, выручки тоже. Она хотела закрывать кафе. У меня была бумага об аренде кафе, но это ничего не решило», — вспоминает промоутер.

Организаторы фестиваля столкнулись с недопониманием со стороны брестской публики. Многие приходили, слышали хип-хоп и говорили: «я брестский рэппер и должен попасть на это мероприятие бесплатно». Потребительское отношение к культурным мероприятиям работает на то, что человек воспринимает любое событие как данность и не понимает, что для проведения прикладывается много усилий. Здесь важно обозначить, что для многих промоутеров организация мероприятий — параллельная основной работе деятельность. Отсутствие свободного времени по мере приближения фестиваля — это большой стресс. Дима отметил, что на организации мероприятий редко удается заработать себе доброе имя. Появляется много осуждений и критики: ты неправильно построил рекламу, вход слишком дорогой, площадку ты выбрал неподходящую. Все это, по сути, не относится к проблемам культуры и развития локальных инициатив. Важно понимать, зачем ты что-то делаешь. Дима обозначил здесь несколько пунктов: DIY и создание культурного пространства вокруг себя своими руками. Регулирование своей жизни в рамках гражданского общества позволяет сегодня создавать вокруг себя культуру, а завтра затрагивать более серьезные темы. Так ты занимаешься самообразованием и просвещаешь друзей. «Мы имеем друг перед другом определенную ответственность. Кажется, что вечеринки — это развлечение. С другой стороны, мы знакомимся, общаемся, и вся эта активность приводит к небольшим изменениям», — добавляет Дима.

«Понятно, что на таких мероприятиях в Бресте трудно заработать. Это далеко не моя цель. Главное — продвигать культуру, образовывать сообщество, в рамках которого люди смогут общаться, обмениваться музыкой. Не хочется ходить на работу и обратно, не видеть ничего помимо этого».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Органическое дело

Общество

Организаторы «Агрофеста» Лана Семенас и София Садовская рассказали за чашкой чая о причинах голода, забытых овощах и курицах-зеленоножках.