7 манифестов

Технологии
Развитие интернета в декларациях, отрицаниях и утверждениях — от киберпанка до бизнеса.

Истории интернета посвящают целые курсы в университетах; возможные варианты развития, упущенные и еще только предстоящие, волнуют непокорные умы. Но почему бы прямо сейчас не прочесть парочку манифестов, написанных в интернете и для интернета? В конце концов, так короче. Вообще для истории манифесты очень даже важны: вспомните Декларацию чувств о равноправии полов, подписанную в 1848-м посетителями первой женской конференции в Сенека-Фоллз? Или если заигрывать с двухсторонним представлением фактов, то «Майн кампф» — тоже манифест. А еще не забудьте «Манифест 121» против войны в Алжире, манифесты футуристов, сюрреалистов и дадаистов, киноманифест «Dogma 95». Аналитики литературных манифестов интересуются слогом, а манифесты сетевые нам расскажут, как представляли себе будущее новой технологии раньше и что из этого вышло, а также чего боятся и что провозглашают в наши дни.

1. Манифест хакера 

Hacker Manifesto, или «The Conscience of a Hacker», был написан 8 января 1986 года Ллойдом Блэнкеншипом, скрывающимся под псевдонимом The Mentor, вскоре после его ареста агентами ФБР. Он стал программным текстом и этическим фундаментом для хакеров по всему миру. И в самом деле: идеи того, что преодолеть корыстные порывы к эксплуатации других людей можно, а технологии должны расширять горизонты, поддерживая мир свободным и терпимым к различиям, звучат ужас как заманчиво. 

«Теперь это наш мир… Мир электронов и переключателей, мир красоты бодов. Мы используем существующие системы, не платя за то, что могло быть чертовски дешевым, если бы не управлялось грязными спекулянтами, и вы называете нас преступниками. Мы исследуем, и вы называете нас преступниками. Мы ищем знания… и вы называете нас преступниками. Мы существуем без цвета кожи, без национальности, без религиозных распрей… и вы называете нас преступниками. Вы строите атомные бомбы, вы развязываете войны, убиваете, жульничаете и лжете нам, пытаясь заставить нас поверить, что все это — для нашего же блага, и мы все еще преступники. 

…Я хакер. И это мой манифест. Вы можете остановить одного из нас, но вам не остановить нас всех… в конце концов, мы все одинаковы».

Манифест этот появлялся в фильме «Хакеры» (1995) и во вкладыше для диска компьютерной игры «Uplink». Вполне возможно, впрочем, что текст вам покажется знакомым еще по одной причине: вы читали Манифест киберпанка Кристиана Кирчева. Ведь это пародия на Манифест хакера, созданная на волне популярности киберпанка в литературе; первая версия в 1997-м, а вторая — на 5 лет позже.

Манифест хакера можно послушать в исполнении автора:

Сегодня: Власти эффективно используют культивируемые ими же страхи перед юными, мрачными и коварными хакерами с сальными волосами. В последнее время, к примеру, активно продвигаются законы SOPA и CISPA, которые намереваются свести права пользователей на приватность к минимуму. В США антихакерское законодательство отличается широтой трактовок настолько, что засадить за решетку можно практически любого активного пользователя. Почитайте о скандалах по этому поводу. 

2. Манифест интернет-журналистики

В 2009-м, на фоне неутихающих дебатов «бумага или монитор» и предсказаний о толпах безработных журналистов, 17 деклараций от 15 ведущих немецких публицистов и блогеров наделали шума. После публикации их принялись обсуждать так яростно, что вскоре сервер манифестантов пал. Для спасения и совершенствования журналистики авторы призывают скорее адаптироваться к новым условиям, делать больше ссылок и справедливо утверждают, что «разница должна быть не между оплаченной и неоплаченной журналистикой, а между хорошей и плохой журналистикой». А вот менее однозначный пункт № 13 гласит:

Копирайт становится гражданским долгом в интернете.
Копирайт — краеугольный камень информационной структуры интернета. Права создателя контента незыблемы. В то же время авторские права не могут ограничивать разработки новых моделей дистрибуции контента, или лицензирования. Право собственности влечет обязанности.

Текст целиком.

3. «Introduction to net.art» (1994–1999) 

Манифест сетевого искусства Алексея Шульгина и Натали Букчин — высмеивающий net.art-сцену 90-х текст — появился выгравированным на камне как инсталляция для одной выставки. Шульгин и Букчин предлагают более 10 аспектов успешного становления сетевым художником: быстро, просто и эффективно, начать следовало с приобретения Macintosh, процессор не ниже 68040. Хотя ранние примеры сетевого искусства относятся еще к телематическим работам и ASCII-графике сетей Фидонет и ВВS 80-х, именно в середине 90-х рост популярности, обусловленный появлением Всемирной сети, вылился в его стремительную институциализацию. Появились догматы, пробивные кураторы и деньги.

Взаимоотношения с корпорациями: изменения

a. Потребность идти в ногу с корпоративной продукцией, чтобы оставаться актуальным и заметным.
b. Использование радикальных художественных стратегий для продвижения продукта.

Пусть отмеченное штампом институциализации и коммерциализации сетевое искусство продолжает существовать и развиваться, активистское и не очень.

Читать больше о нет.арте: «10 мифов о нет-арте» от Джона Ипполито (2002) и смотреть примеры.

4. The Cluetrain Manifesto 

95 тезизов (прямо как у товарища Лютера) «Cluetrain Manifesto» в 1999 году были обращены к бизнесменам новых, казавшихся тогда такими иными и неизведенными, рынков. Скоро все изменится: организации и клиенты станут ближе друг к другу, и бизнес должен быть готов к таким отношениям — считали Кристофер Локе, Док Сеарлс и Давид Вайнбергер.

Этот мощный и глобальный разговор уже начался. Через интернет люди открывают и изобретают новые способы делиться полезными знаниями с ослепляющей скоростью. Как следствие, (онлайн) рынки становятся умнее, и умнее, чем многие компании. 

Сегодня: компании от мала до велика присутствуют в друзьях в социальных сетях пользователей — но кардинальных изменений в способе функционирования бизнеса, как предполагалось в манифесте, все же не произошло. 10 лет спустя Дэвид Ноулс, пересматривая текст, признал интернет одним из каналов, который не может претендовать на полную замену старых, но все еще эффективных практик.

5. GNU Manifesto 

В 1985 году, когда проект GNU («Gnu's Not Unix» (GNU — это не Unix) только начинался, Ричард Столмен написал манифест с призывом к поддержке. В манифесте, среди прочего, поясняется, почему программисты не умрут с голоду (а хотя бы даже потому, что, согласно условиям GNU, свободная к распространению и правке программа может быть как платной, так и бесплатной), чем GNU может быть полезно рядовым пользователям и вредно капитализму. 

Многие программисты обеспокоены коммерциализацией системных программ. Она, может быть, и позволяет им заработать больше денег, но заставляет ощущать себя в отношении других программистов противниками, а не товарищами. Краеугольный камень дружбы между программистами — обмен программами; типичные нынешние рыночные отношения по существу запрещают программистам относиться к другим как к друзьям. Покупатель программы должен выбирать между дружбой и подчинением закону. Естественно, многие решают, что дружба важнее. Но тех, кто верит в закон, часто не устраивает ни то, ни другое. Они становятся циничными и начинают думать, что программирование — это только способ получить деньги».


Сегодня можно наткнуться на противоречащую статистику: уменьшается или увеличивается количество пользователей GNU за последние годы? Правды мы тут вам не откроем, но пооткровенничать можем: Linux — это совсем не страшно, а программы с открытым программным кодом — все-таки здорово. 

Читать целиком.

Другим важным текстом является «The Cathedral & the Bazaar» хакер-философа Эрика Рэймонда о свободном программном обеспечении.

6. Вы не гаджет

Два года назад Джарон Ланир, один из основателей виртуальной реальности, разразился неожиданно критическим манифестом о том, как web 2.0 изменяет жизнь к худшему. Одержимость интерактивностью, интернет-коллективизм и, черт побери, такая неоднозначная анонимность (право на нее, выдвинутое на штандарты первых киберпиратов, не менее важно и сегодня, но, как оказалось, толпа анонимная ничуть не лучше обычной).

Анонимные комментарии в блогах, безвкусные видеошутки и легковесные мэшапы могут показаться тривиальными и безвредными, но в целом эта распространенная практика фрагментарного, обезличенного общения принизила роль межличностного взаимодействия как такового.

Сегодня коммуникации часто представляются сверхчеловеческим феноменом, находящимся выше отдельных личностей. Выросло новое поколение со сниженными ожиданиями того, чем может быть личность и кем способен стать отдельный человек.


Текст манифеста можно найти онлайн, но лучше, наверное, попытаться прочитать его в оригинале («You are not a Gadget»): русское издание получило антипремию «Полный абзац» за самый плохой перевод.

7. «We, The Web Kids»: Manifesto For An Anti-ACTA Generation 

Свежий, 2012 года выпуска манифест польского писателя Петра Черского был быстро переведен на английский и разлетелся по миру под знаменами «манифеста поколения против ACTA». Петр выступает от имени «поколения, не пользующегося сетью, но живущего в ней, и не желающего, чтобы она потеряла свою свободу». 

И еще: мы не желаем платить за свои воспоминания. Фильмы, которые мы помним со времен молодости, музыка, которая нас сопровождала 10 лет назад, — во внешней сетевой памяти это просто воспоминания, обращение к которым, обмен и модификация настолько же естественны, как для вас «Кавказская пленница». Сказки, которые мы смотрели в детстве, мы находим в сети и показываем своим детям — точно так же, как вы рассказывали нам сказки о Красной Шапочке или 7 козлятах. Вы можете себе представить, чтобы вас по этому поводу обвинили в нарушении права? Мы тоже нет. 

Но кроме постулирования необходимой свободы информации в манифесте кроется еще одна важная вещь: констатация изменения наших привычек. Черски говорит об этом почти с благоговением (онлайн-банки удобнее чиновничьей бюрократии). Но тот факт, что теперь не обязательно запоминать информацию — достаточно нескольких кликов в сети, — потихоньку вызывает опасения психологов: запоминать и сосредотачиваться на чем-то становится все сложнее. Предыдущий манифест «Вы не гаджет» тут вспомнится как нельзя кстати. 

Английская версия и по-польски

Что потом: 4 июля праздновали на злобу США: Европейский парламент отклонил Торговое соглашение по борьбе с контрафакцией (ACTA, среди прочего, позволяло бы работникам таможни проверять, нет ли в вашем плеере или ноутбуке нелегально добытых файлов). Ура!

Статья подготовлена при поддержке Шпарки Дававик

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter