«Не дают снимать движуху на камеру? Снимите на телефон». Канал «Белсат» должен радикально измениться

Деньги • Александр Володарский
«Вчера я включил одновременно три телеканала: hromadske TV, «Дождь» и «Белсат». В последнем случае увидел непрофессиональный канал. Наивный, верящий, что сам факт позиции, альтернативной госканалам, предоставляет народную поддержку», – пишет Александр Володарский, и тут же предлагает пути выхода из кризиса масс-медиа. Главное, чтобы руководство «Белсата», от финансирования которого отказываются поляки, захотело управлять по-новому.

Я вхожу в государственный институт, половина помещений которого сданы под офисы. За окном шумит одна из крупнейших улиц Минска. В фойе – небольшой телевизор беларуской сборки. В помещении толпятся вахтеры, администраторы, забежавшие на кофе из автомата прохожие. Российский первый канал демонстрирует кадры из Сирии. «Мрази», – сжимает кулаки дедушка. На него никто не шикает. Внутренне многие согласны. Они же согласны с мнением Путина, высказанным в следующем сюжете. Обычные наши с вами беларуские сограждане, уставшие от работы, от зарплат с сокращенными премиями при выросшем курсе доллара, держащиеся за эти, ставшие уже неинтересными рабочие места.

Откровенно печально, что за годы работы «Белсат» так и не пробился ни к одному из этих граждан. Канал стал отдушиной для тех, кто выходил на Плошчу, кто зачитывается Арловым, Рагойшей, Короткевичем. Для тех, кто с замиранием сердца посещает беларуские архитектурные реликвии. Но если честно, стоит ли тратить миллионы долларов на то, чтобы самим себе и горстке сочувствующих рассказывать о минусах существующего политического режима?


Кстати. На сайте «Белсата» есть удивительная статистика. Она говорит о том, что канал имеет отличный охват и его смотрят сотни тысяч людей. Давайте посмотрим правде в глаза. Ваш подъезд смотрит? Деревня на вашей малой родине? Сотрудники вашего автодилера? Учителя в школе вашего ребенка? Откуда эти цифры, если вы вчера посмотрели сюжет, а обсудить толком не с кем?

Вчера я включил одновременно три телеканала: hromadske TV, «Дождь» (у меня подписка) и Белсат

Извините, в последнем случае я увидел сделанный профессионалами непрофессиональный канал. Наивный, верящий, что сам факт позиции, альтернативной госканалам, предоставляет каналу народную поддержку.

Что делает «Громадське»? Там весь вечер с перерывами на правильно поданные новости обсуждают ситуацию с Приватбанком. Она горяча, и эксперты в студии и по скайпу склоняют новых собственников и руководителей. В остальное время выступают молодые украинские имена в музыке, дают своего рода unplugged.


Отличная графика, бегущая строка, много видеоконтента от Reuters. Современная студия, лого, манера ведения новостей. Быстро, динамично, интересно. А «Белсат»? Здесь уже сложнее отгонять мысль, что эту студию я уже где-то видел. Ах да, на канале типа СТВ семь лет назад.

Что делает «Дождь»? Там очень быстро, просто в онлайн-режиме меняют повестку репортажей сначала из-за убийства посла в Турции, затем – ближе к ночи – из-за теракта в Берлине.


Что показывает «Белсат»? «Белсат» отрабатывает тему Плошчы-2010 и секвестирования финансирования, при этом некоторые сюжеты повторяются каждый час как на «Евроньюс». Второй раз за два часа я должен увидеть тощего нехаризматичного человека по фамилии Янчук, который нудно объясняет катастрофу от потери, а также Павла Северинца, который обладает нулевым политическим рейтингом? Интервью с Некляевым – окей, но это фактически все из того, что действительно способно зацепить. Пара сюжетов о стагнации в экономике, опрос прохожих – спасибо, мы все это знаем, расскажите о том, чего не знаем. А вместо реагирования на ситуацию в Берлине и Анкаре зрителям показали мрачное кино с длинными паузами. А ведь по-хорошему прервать бы показ, чтобы зритель не искал сразу два breaking news инфоповода на других каналах.

Есть законы телевидения в двадцать первом веке. «Белсат» их отрицает

Извините, но лично я не хочу смотреть телеканал, где не реагируют на изменение информационной повестки дня. Есть законы телевидения и фильм, начинающийся в 22:00, им явно мешает. «Громадське» и «Дождь» мастерски инкорпорируют внутристрановые проблемы в мировые, новости – и наполнение часа смотрится цельным, а лексика – живой. «Белсат» же не отреагировал на происходящее в Беларуси.

Что произошло вчера? КГБ задержал высокопоставленных сотрудников известных заводов, лидер ЛДПБ Олег Гайдукевич сделал заявление по необходимости закона о беларуской нации, хоккейное «Динамо» скандально рассталось с лучшим защитником в своей истории, а весь беларуский фейсбук второй день обсуждает бедное открытие богатого торгового центра. Каждое из событий могло породить больший интерес, чем мрачное кино, и, самое главное – это происходит здесь, сейчас и среди нас. Уверен, что какой-нибудь известный беларуский спортивный журналист прокомментировал бы ситуацию с хоккеистом, да и Гайдукевич старший или младший могли бы не отказать в комментарии по скайпу. Не дают снимать громкую движуху на камеру? Снимите на телефон. Но снимите, потому что зритель тянется к современному формату (если это не суполка свидетелей Данчыка), а он присутствует на «Белсате» в скудном виде. Вот что требуется зрителю помимо закольцованных рассуждений о Плошче.


Не секрет, что у «Белсата» до последнего времени было неплохое финансирование. Журналисты могли заработать под тысячу евро, при этом работа выглядела больше как фриланс. Конечно и безусловно, она выполнялась полулегально, журналисты могли сталкиваться с проблемами со стороны правоохранительных органов. Кроме того, у канала хорошие позиции в социальных сетях. Но есть одно главное но, с которым могут не согласиться верные поклонники «Белсата»: в нынешнем виде канал ни на что не влияет. На массового зрителя мощно влияют российские телеканалы, в некоторой степени – государственные беларуские. А канал «Белсат» в нынешнем виде, увы, занят самолюбованием. Самый беларуский, самый демократический, самый альтернативный, но так и не нашедший реальной поддержки в обществе.

Может, пора начать стримить с айфонов и поднимать реально интересные беларусам темы?

Поэтому пока сбитый летчик Милинкевич грозит пальцем недоброжелателям канала, жизнь идет своим чередом. Фойе собираются вокруг новостей первого канала и драм героев шоу Андрея Малахова, тиражные газеты озабочены судьбами второстепенных российских актеров, и только где-то далеко, прямо как Соколов-Воюш, поет о потерянной Беларуси телеканал «Белсат».

Я посмотрел канал впервые за долгое время и больше к нему не вернусь. Честно говоря, по-своему рад происходящему, хотя в меня сейчас полетят камни. Вам сокращают финансирование? Может быть, сейчас редакция пересмотрит раздутый штат и друзей-экспертов типа Северинца, начнет стримить с айфонов события из центра Минска и касаться тем, реально интересующих людей? В более продвинутой студии более продвинутые ведущие заговорят на более продвинутые темы.

Не надо менять язык, идеологию – надо посмотреть на календарь. Сократили финансирование – изменитесь на волне интереса к каналу и ситуации вокруг него!

Очень хочется верить, что «Белсат» не уподобится руководству критикуемых им же беларуских предприятий, умело организует дело и поведет за собой людей, а не поплывет по течению (с). Как это получилось, к примеру, в свое время у редакции «Нашай Нiвы», сделавшей в последнее время убедительный, рейтинговый, живой сайт.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Чиновники сказали, их не интересуют дешевые протезы». История Олега Гальцева, сделавшего руку для отца

Деньги • Макс Бренд

Некоторые программисты используют свой талант, чтобы делать мир лучше. Как беларуский парень Олег Гальцев, о котором пару месяцев назад написали все медиа, включая иностранные. Он сделал для отца протез руки. Только не за 30 тысяч евро, как продают в Германии, а за полторы. KYKY выясняет, чем закончилась история и какие бонусы принесла Олегу популярность инновации.