5 июня 2018, 11:37

Ресторан «Поедем, поедим» в 50 метрах от Куропат должен был открыться 1 июня. Не открылся. На воротах висит табличка «Закрыто», но внутрь заезжают автомобили с продуктами, а на территории работают люди. «Радио Свобода» позвонило в ресторан по номерам, найденным на сайтах вакансий. 

Ресторан: не открылись не потому, что под воротами стоите

«О чем вы хотите поговорить? – неодобрительно отвечает женщина, которая представилась сотрудницей компании «Амизбел». – О том, почему мы еще не работаем? Мы не работаем, так как не успели все подготовить к открытию. А вовсе не потому, что вы там под нашими воротами стоите. Обязательно откроемся». Другая сотрудница, которая представилась директором компании, сказала, что говорить ей не о чем. мол, всё узанете их СМИ. 

ООО «Амизбел» зарегистрировано всего чуть больше года назад. Учредительный фонд - 267 637 рублей. Больше информации в открытых источниках нет. 

Антон Астапович: все законно, а политические лузеры спекулируют на костях

«Не надо даже протесты проводить. Максимум год проработает и будет закрыто из-за экономической неэффективности, – описывает перспективы ресторана председатель Общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович. – Не то место там для ресторана, даже без учета Куропат. Между двумя дорогами, рядом кольцевая. Ну кто туда специально поедет отдыхать? Это смешно... А вот те, кто сейчас проводить там акции протеста, я считаю, спекулируют на костях». Антон Астапович считает, что все происходящее вокруг Куропат – законно. Даже перенос охранных зон. 

«Наша публика сейчас доиграется до того [имеются ввиду протесты], что все это опостылеет властям и они вообще уберут охранную зону вокруг Куропат. Сделают ее границы одинаковыми с границами самого памятника, – говорит Астапович. – Обрежут – и это будет в рамках закона. Я вам хочу сказать, что Куропаты – это единственная историко-культурная ценность в Беларуси, которая имеет такие шикарные охранные зоны. Такие идеологические объекты, как Тростенец, Брестская крепость, даже Хатынь имеют зоны охраны, которые совпадают с границами самих этих памятников».

Беларуское законодательство предусматривает 50-метровые охранные зоны для кладбищ (это связано с санитарными нормами) и для археологических памятников, так как определить их точные границы без исследований бывает сложно.

«У Куропат исключительная ситуация, – добавляет Астапович. – Последний раз охранная зона корректировалась в 2014 году, тогда подпись под документом ставила заместитель министра. И сделали виновной эту Дриго во всем. А в чем ее вина? Перед выходом в Минкульте этот документ утверждался во множестве других ведомств. Не утвердила бы Дриго этот проект, и Куропаты вообще могли бы остаться без охранных зон ... Я серьезно говорю, на куропатской проблеме идет спекуляция. Целый ряд наших, как я их называю, политических лузеров хочет упоминаний о себе. Я понимаю моральный аспект размещения там ресторана, но законодательно он там будет».

Павел Северинец: по решению прокуратуры здания должны были снести

А сопредседатель БХД Павел Северинец 4 июня объявил начало ежедневной вахты у ворот ресторана «Поедем, поедим». С 5 июня активисты будут проводить там акции. В программе обещают рисование углем «Угольное утро», собрание «Поэтическая защита», акция «Не поеду, не поем», а также выступления бардов.

«До 2012 году эта территория [на которой сейчас находится ресторан] находилась в 150-метровой охранной зоне, – объясняет свою позицию Павел Северинец. – Там не должно строиться просто ничего, ноль. В 2012 году прокуратура города Минска вынесла постановление, согласно которому четыре павильона тогдашнего «Бульбаш-Холла» должны были быть снесены. Но в ноябре 2013 года Министерство культуры за подписью Ирины Дриго выводит эту территорию с охранной зоны, а охранную зону определяет шириной 50 метров. Та же самая ситуация повторилась в прошлом году с бизнес-центром. Но прокуратура постановила снести эти здания, поэтому осталось только два выхода: снести их либо использовать в качестве музея сталинских репрессий. Для меня лично приемлем как первый, так и второй».

Игорь Чернявский: если бы не «Бульбаш-Холл», то и охранных зон не было

Игорь Чернявский ушел с должности начальника управления охраны историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры в конце 2016 года. К увольнению уже бывший чиновник активно участвовал в ситуации вокруг строительства рядом с Куропатами «Бульбаш-Холла». Он считает, что пять лет назад история этого комплекса могла бы сложиться совсем иначе.

«Пять лет назад инвестор был готов передать общественности одно или даже два здания, –вспоминает Чернявский. – Но никто на себя это не взял. Никто не захотел получить эти домики».

Притом Чернявский считает, что именно строительство «Бульбаш-Холла» стало поводом для введения вокруг Куропат полноценной охранной зоны. Ранее ее попросту там не существовало.

«В 2004 году было принято постановление Министерства культуры, где говорилось не о проекте зон охраны, а о схеме зон охраны, – рассказывает Чернявский. – У этого тоже своя история есть. Проект не согласовывал Мингорисполком и пришлось, не назову это лукавством, но пришлось пойти на то, чтобы хоть какой-то документ создать. Так и появилась схема. И там в первом пункте говорилось, что она действует до разработки проекта детального плана».

Такая ситуация, по Чернявского, сохранялась до 2014 года, пока не начались споры вокруг строительства «Бульбаш-Холла».

«Вот тогда и был подготовлен детальный план, – говорит Чернявский. – Правда, не полностью для всего комплекса, а только для того спорного участка. Был определен регламент, функциональное назначение территории... Позже создали полноценный проект. Были проанализированы архивные фотоматериалы, карты. Определили, что на самом деле в конце 1930-х лесной массив был не таким, каким мы его имеем сейчас. Он был значительно меньше, это хорошо видно на аэрофотоснимках, которые также анализировались. И в конце концов все события эти стали причиной, чтобы был подготовлен полноценный проект зон охраны с анализом всех обстоятельств... Итак, полноценный проект зон охраны вокруг Куропат был принят только в 2014 году».

Поэтому и говорить об уменьшении охранной зоны вокруг Куропат в связи со строительством будет не совсем правильно, говорит Чернявский. По его словам, не совсем соответствует действительности и решение прокуратуры снести построенный ресторанный комплекс, на которое сейчас часто ссылаются противники открытия ресторана «Поедем, поедим».

«Было представление прокуратуры о сносе зданий, есть у них такой документ, – рассказывает Чернявский. – Точно его текст я не припомню уже. Но точно помню, что после него было проведено совещание, где присутствовали представители облисполкома, Министерства культуры, райисполкома и Генеральной прокуратуры. И там шла речь не столько о сносе зданий, сколько о реализации постановления Министерства культуры от 2004 года о разработке детального плана. И прокуратура тогда это поддержала».

Также, по его словам, власти могут изменить и ныне существующие границы охранной зоны. «Это возможно, но должны быть основания. Не просто так – захотели и изменили », – говорит Чернявский.

Фото: TUT.BY 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме