27 июня 2018, 11:45

Спецкомбинат КБО сейчас «обустраивает» Военное кладбище: сносят памятники, металлические ограды и вместо них устанавливают типовые плиты, ссылаясь на решение комиссии. Притом закон, где сказано, что демонтировать можно только те надгробия, «степень разрушения которых исключает их ремонт и (или) восстановление», коммунальщики трактуют в свою пользу – и убирают все, что им не нравится. Сейчас представители минкульта по личной инициативе пытаются остановить такое «благоустройство», хотя некоторые снесенные памятники уже не вернуть. 

Вот только проект комплексной реорганизации Военного кладбища еще два года назад представляла БПЦ. В «Нашу Ниву» прислали буклет с печатью и датой: 21 марта 2016 года. Уже тогда церковь собиралась снести могилы около Александро-Невского храма и построить церковно-приходской дом – и даже просила оказать финансовую помощь для осуществления этого проекта. 

«Первым этапом предусмотрено строительство нового церковно-приходского дома вместо неудобной и аварийной крещальни. В новом здании планируется разместить службы, необходимые для полноценной городской жизнедеятельности, часовню, библиотеку, зал приходского собрания, просфорную, новую топочную, санитарный узел и прочие помещения. <…>

Здание хотят строить справа от храма. Фото: Наша Нива

Проект предусматривает реорганизацию части территории кладбища, прилегающей непосредственно к зданию церкви и включающей в себя все основные сооружения. На реорганизуемой территории будут приведены к единому стандарту все захоронения, которые будут систематизированы по двум категориям: захоронения с именами и датами и захоронения без имен и дат. Для именных захоронений будут определены два типа надгробий: плита на уровне мощения и небольшой постамент на газонной части. Для захоронений, не имеющих данных о погребенных людях, также будут предусмотрены два типа обозначения могил: в мощении будет обозначаться контур, выделенной цветной тротуарной плиткой, а на зеленой части газон. Все ограды, кресты и постаменты, не представляющие исторической и эстетической ценности, будут убраны. <…> Вокруг храма территория мощения будет расширена для возможности проводить крестные ходы. <…> Вторым этапом реорганизации будет территория всего кладбища с восстановлением по периметру всей ограды и комплекса брам».

За два года позиция церкви не поменялась. Там считают, что новое здание для храма важнее истории. Вместо того, чтобы привести в порядок могилы, в БПЦ больше переживают за дорогу для машин, которые привозят тела на отпевания. «Посмотрите, сколько здесь неупорядоченных могил возле храма! Мы же предложили сделать просто мемориальные плиты, а рядом проложить дорогу, чтобы людям было где развернуться. Это такое знаковое кладбище, а люди не могут, извините, в туалет сходить, так как его нет, не могут заехать машины, когда привозят тела для отпевания, и батюшкам негде переодеться», – говорит Николай Лукьянчиков, главный архитектор по реставрации и благоустройству части кладбища в охранной зоне храма. По его словам, Мингорисполком поддержал идею с арками над кладбищем, но не смог одобрить, ссылаясь на законодательство. «А мы не собирались переносить или разрушать кладбище, мы хотим его благоустроить и дать людям больше пространства», – добавляет он. В первую очередь, разумеется, себе. 

Читайте по теме: В Минске судят бывшего служащего БПЦ за ущерб в $625 тысяч. Церковь его простила

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме