150 млн долларов в бюджет. Семь причин, почему декриминализовать марихуану в Беларуси выгодно

Боль • Ксенія Тарасевіч
На прошлой неделе беларусам уже начало казаться, что Война с наркотиками близится к логическому завершению. Это признал не только ООН, но и даже замначальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Андрей Саладовников. KYKY решил объяснить на фактах, зачем Беларуси нужна декриминализация.

Нас впечатлили такие прогрессивные настроения беларуских правоохранительных органов. Проблема появилась, когда Глава МВД Игорь Шуневич высказался, что наказания за наркотики у нас «не сверхсуровые» и что декриминализация стала бы шагом назад в борьбе с преступлениями по 328 статье. Поэтому мы подготовили список причин, почему декриминализация — это не страшно.

Дисклеймер: декриминализация — это, говоря научно, процесс вывода чего-либо (в том числе и марихуаны) из регулирования криминальным кодексом.
Легализация — это обеспечение законного доступа к чему либо, например, марихуане.

Причина 1. По статье 328 в основном сидят молодые и активные

Довольно сложно сказать, сколько точно граждан Беларуси находится за решеткой по статье 328 (именно эта статья и отвечает за регулирование всех преступлений связанных с контролируемыми веществами). По данным инициативы «Матери 328» всего за преступления, связанные с наркотическими веществами, в Беларуси сидит около 15 тысяч человек. Средний возраст осужденных – от 15 до 28 лет.

Можно много рассуждать о справедливости и несправедливости наказания, но неоспоримый факт: по 328 сидят в основном молодые и активные люди, на воле от которых пользы было бы намного больше. После пяти лет пребывания в заключении человек ломается и, выходя оттуда, он уже теряет все свои социальные навыки, и ему становится крайне трудно вернуться в общество.

Причина 2. Зависимость нужно лечить

Сейчас в Беларуси не разработаны программы, которые помогали бы людям с наркозависимостью. Первая государственная программа реабилитации «Радуга» рассчитана на 28 дней. За это время наркозависимым помогают снять абстинентный синдром. Но это слишком короткий срок, чтобы избавить человека от зависимости. Сейчас планируется разрабатывать более комплексные программы помощи наркозависимым. Учитывая опыт с лечебно-трудовыми профилакториями, куда принудительно помещают алкоголиков, веры в эффективность подобных программ немного.

Фото: Гергана Петрова

Лучше всего реабилитировать наркопотребителей получается в Португалии. И дело не только в приятном и мягком климате. Благодаря тому, что португальское правительство приняло решение финансировать не местный аналог наркоконтроля, а заместительные программы, количество наркопотребителей снизилось в несколько раз. Уголовную ответственность за хранение наркотиков заменили на административную.

Если количество вещества в вашей сумке или кармане не превышает десятидневный запас доз на одного человека, полицейский не арестовывает вас, а лишь отправляет на комиссию, которая начинает административный процесс. Там соцработник, психолог и адвокат, посовещавшись, могут принять одно из решений:

— оштрафовать вас на сумму от 25 до 150 евро;
— запретить вам занимать должности, предполагающие ответственность за чужую жизнь;
— запретить ходить в ночные клубы;
— запретить выезжать за границу;
— запретить носить оружие;
— конфисковать все запасы наркотиков;
— лишить госпособий, если они у вас есть.

Вот, к чему это привело. Зависимые люди чувствуют, что их не считают преступниками и чаще добровольно идут на лечение. Посмотрите на табличку, которую сделал журнал Furfur в 2015 году.

Причина 3. Репрессии против наркотиков – это неэффективно

Такая строгая наркополитика, как в Беларуси, – нонсенс для региона. Даже в России и в Украине есть размежевание между количеством наркотических средств, да и сроки меньше. Например, в Украине можно иметь при себе до пяти грамм марихуаны, и это будет грозить максимум штрафом. В Казахстане максимальный срок, который можно получить за наркопреступления – семь лет.

Для сравнения: в Беларуси максимальный срок, предусмотренный статьей 328 составляет 25 лет. Конечно, нам далеко до стран, где употребление любых контролируемых веществ карается смертной казнью. Но на наш взгляд лучше равняться на прогрессивные страны, а не на пример Зимбабве. Везде есть свои нюансы: например, в Китае употребление наркотических веществ карается смертной казнью, но при этом страна считается одним из крупнейших участников нелегальной наркоторговли.

Причина 4. Упадет уровень преступности

Есть отдельные исследования, которые показывают, что уровень преступлений после декриминализации растет. Но большинство исследований и опыт Швейцарии и Португалии показывает, что на деле происходит наоборот. Объяснений этому несколько. Одно из них гласит, что преступлений становится меньше потому что конопля расслабляет и снижает агрессивность. Соответственно, и совершать преступления хочется меньше. Так что с влиянием алкоголя этот эффект сравнивать категорически нельзя.

Фото: Зуза Краевска

Вторая причина – изменение отношения к преступлениям за наркотики как к преступлениям. В Беларуси преступления, связанные с наркотиками, занимают внушительную часть от общего количества всех криминальных дел. Например, в Португалии уровень уголовных дел, связанных с наркопреступлениями, за десять лет, прошедших с введения декриминализации, снизился на 40%.

Причина 5. Экономическая выгода

Одно простое решение — и в бюджете страны в течение семи лет появляются дополнительные миллионы долларов. И эта «прибавка» может появляться за счет налогов с продажи легальной марихуаны.

В Колорадо, где марихуана легализована для личного употребления, штат смог заработать в 2016 году 150 миллионов долларов только за счет налоговых поступлений в бюджет. А ведь население Колорадо почти в два раза меньше, чем в Беларуси.

Абсолютные цифры еще больше: по примерным оценкам общий доход от продажи марихуаны в Амстердаме ежегодно составляет от 650 миллионов до 1 миллиарда евро. В эту цифру входят и налоги непосредственно от продажи товаров в кофешопах, и косвенные прибыли от туристов, которых эти же кофешопы и манят.

Легализация марихуаны поможет Беларуси решить проблему с безработицей. Мы уже писали, что после легализации «травы» в Колорадо появилось 18 тысяч новых рабочих мест. Представьте, что вместо того, чтобы выпускать никому не нужные тракторы, которые ржавеют на стоянках, работники МТЗ дружно отправятся работать на конопляных полях.

Причина 6. Марихуана – это эффективное лекарство

Медицинскую пользу марихуаны, кажется, перестали отрицать даже в Беларуси. Она является отличным обезболивающим, используется при лечении онкобольных. Также марихуана показана при болезни Альцгеймера, депрессии и эпилепсии. В медицинских целях марихуана легализована в 13 странах мира и 20 штатах США. Кстати, было доказано, что легализация марихуаны сокращает расходы на другие лекарства. В штатах, где употребление медицинской марихуаны разрешено, врачи меньше выписывают анальгетиков, препаратов для лечения депрессии, бессонницы, тошноты. В мире, где так остро стоит проблема затяжных депрессий, это стало бы отличным решением.

Причина 7. Можно ожидать рост туризма

Беларусь пока что входит в число тех стран, куда туристы едут очень неохотно. Доступная марихуана может привлечь туристов не меньше, чем Мирский замок и льготный ПВТ вместе взятые. Драг-туризм набирает большую популярность по всему миру – тысячи людей каждый год приезжают за марихуаной в Амстердам, за грибами – в Лаос и за кокаином – в Колумбию. Кстати, примерный доход от нарко-туристов в Амстердаме оценивается в 140 миллионов евро. По данным исследования Drug Tourism: General Overview, Case Studies and New Perspectives in the Contemporary World, из 4,5 миллионов туристов, которые ежегодно посещают столицу Нидерландов, примерно четверть хотя бы раз заходит в кофешопы, а 10% открыто говорят, что именно марихуана была главной причиной поездки.

Разве это не повод Министерству спорта и туризма задуматься об открывающихся перспективах? Вопрос лишь в том, можно ли на это расчитывать, если на эту должность буквально вчера, 5 марта, был назначен Сергей Ковальчук – военный из службы безопасности президента? В любом случае, приблизить момент декриминализации мы можем и своими силами. Компания Legalize Belarus разработала петицию, которая предлагает декриминализировать хранение малых количеств веществ и перестать считать преступниками людей, которые хотят не платить за свободу тюрьмой.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Кредит на грудь и четыре провальные операции. Пластический хирург VS женщины, которые не любят себя​

Боль • Евгения Долгая

Про пластическую хирургию уже не писали разве что автомобильные сайты (и то не факт). Но KYKY решил подойти к вопросу пластики со всех сторон. Мы собрали мнения девушек, которые хотят перекроить себя, хотя обывателю очевидно, что операции им не нужны. Спросили мнения у противника пластики и поговорили с хирургом о комплексах пациентов и врачебной этике. Ну и нашли героиню, которая сделала несколько операций, но happy end так и не наступил.