Эксперимент: Минск для незрячих

Боль • Дмитрий Мелеховец
«Проблема в том, что инвалидов, как правило, воспринимают как недалёких, беспомощных и где-то слабых умом людей. Человек с группой инвалидности, наделённый интеллектом и способностями, может наравне конкурировать с обычными людьми, но на нём ставится клеймо». Редакция KYKY выясняет, как Минск приспособлен для инвалидов зрения.
«Проблема в том, что инвалидов, как правило, воспринимают как недалёких, беспомощных и где-то слабых умом людей. Человек с группой инвалидности, наделённый интеллектом и способностями, может наравне конкурировать с обычными людьми, но на нём ставится клеймо». Редакция KYKY выясняет, как Минск приспособлен для инвалидов зрения.

Если вспомнить все приспособления, которые помогают людям с плохим зрением передвигаться по Минску, на ум приходят лишь звуковые светофоры. Да и тех меньше, чем коренных минчан. Тем временем, в Минске живет шесть тысяч людей, имеющих инвалидность по зрению. Городские власти пытаются привлечь внимание к их проблемам, в частности, с помощью месячника «Белая трость»: специалисты прогуливались с незрячими по городу, покупали продукты в магазинах и пытались ориентироваться в метро. В государственных СМИ, как всегда, все прошло гладко, а на деле — невозможно не то, что продукты в магазине купить, дорогу перейти не всегда получается.

Редакция KYKY завязала глаза корреспонденту и на несколько часов выпустила его в город. Вот, что из этого вышло:

«Я продумал маршрут сразу: добраться от сквера им. Притыцкого до проспекта Пушкина. Только спустя 40 минут Валерия дала понять, что я пришел не к проспекту, а к метро. Перейти дорогу в одиночку не представлялось возможным. Но даже когда тебя ведут под руку, становится не по себе, хотя никогда раньше страха аварий у меня не было».

Что чувствует человек с завязанными глазами

«Если вы когда-нибудь приходили поздно ночью в квартиру и добирались до кровати без света, чтобы не разбудить домашних, вы поймете, насколько аккуратным надо быть, чтобы ничего не разбить. Но если в квартире даже ночью сохраняются источники света (от экрана смартфона до светящихся глаз кота), то незрячие люди света абсолютно лишены. Каждый шаг делается как будто в пропасть. А перед закрытыми глазами все время возникает мнимая стена. Однако если долго идти по ровной местности, страх уходит, а шаг заметно ускоряется. До первого бордюра. Потом опять страшно. Зато тактильные ощущения действительно обостряются уже через час-полтора: каждый камушек, каждая песчинка чувствуется даже через толстую подошву кроссовок. Однако ощущение ландшафта никак не спасают от столбов и стен.

Кое-как добравшись до магазина, я попробовал выбрать продукты, которые действительно были нужны. Понять, где консервированная кукуруза, было сложно, даже когда меня подвели к нужному отделу. Отличить куриные крылышки от окорочков тоже невозможно. А если вы думаете, что рис и гречка — не одно и то же, вы сильно ошибаетесь. Некоторые магазины предлагают доставку на дом, а в Гродно есть кнопки, после нажатия на которые к вам подходит продавец. Но это большая редкость. В большинстве супермаркетов ничего подобного не практикуется.

Облажавшись с выбором продуктов, я попробовал составить мысленный портрет нашего помощника Валерии, потрогав ее лицо. Однако если человека не видеть, то он представляется совсем иначе. Пить кофе с закрытыми глазами тоже, оказывается, сложнее. Стакан растягивается минут на 20, поскольку каждый раз приходится нащупывать отверстие в пластиковой крышке. Что касается вкусовых рецепторов — силиконовый бургер из Макдональдса все такой же силиконовый, к тому же, его сложно отличить от бумажной обертки, которую я много раз пытался разжевать».

Прогулка по городу помогла понять, какие трудности испытывают люди без зрения. Мы пообщались с Алексеем Кречетом, который потерял зрение несколько лет назад.

Вплоть до старшей школы Алексей видел хорошо, однако к концу 10 класса уже не мог ни читать, ни писать. Несмотря на это, он получил аттестат и с отличием закончил Институт современных знаний им. А. М. Широкова по специальности артист эстрады. Сейчас Алексей выступает на большой сцене. Если игру на гитаре Алексей освоил практически в совершенстве, то передвижение по городу вызывает у него сложности.

Алексей Кречет: «Основным и самым доступным помощником незрячего человека в передвижении в пространстве является, конечно, трость. В основном я езжу по знакомым мне маршрутам, но даже если и нужно попасть куда-то, где раньше не был, то может помочь навигатор на смартфоне, хотя от необходимости обращаться за дополнительной помощью к людям на улице он не избавляет.

Прибегать к помощи прохожих приходится и в случае, когда нужно перейти дорогу, не оборудованную звуковым светофором, и в случае, когда нужно узнать о подъезжающем номере автобуса или троллейбуса. Эта помощь необходима и в других случаях. В частности, при походе в магазин, при необходимости попасть на ту или иную платформу на вокзале или дойти до нужной остановки, если вдруг проехал ее, ведь в автобусах и троллейбусах водители не всегда следят за тем, какие остановки у них в салоне объявляет информатор, и казусы случаются очень часто.

Правда ли, что у незрячих обострен слух

Кадр из клипа Алексей Кречет и группы The Elegy „Жестокий блюз“

Когда у тебя нет зрения, твои тактильные чувства сильно обостряются, но со временем это перестаёшь замечать. Но если говорить об остроте слуха и байках о том, что незрячие могут услышать самый тихий шепот на большом расстоянии — это неправда. Потеряв зрение, ты просто становишься более внимательными к слуховой информации. Вот и всё. Если человек потерял зрение внезапно, например, в результате аварии, то, конечно, это большая проблема, но у меня зрение ухудшалось постепенно, поэтому было время, чтобы постепенно приспосабливаться к новым условиям бытия.

Как Алексей выбирает продукты в магазине

Если иду в магазин, то чаще всего знаю, что мне нужно купить. В самом магазине прибегаю к помощи работников. Сейчас появилась очень удобная услуга — заказ продовольственных продуктов через интернет, в частности, в Евроопте.

Для незрячих и слабовидящих людей в области безбарьерной среды в городе сегодня делается очень многое, начиная от озвученных светофоров, банкоматов, заканчивая навигационными картами и озвученными маршрутами для владельцев смартфонов и айфонов. В планах — оборудовать автобусные и троллейбусные остановки электронными справочными табло, доступными как в голосовом, так и в брайль-режимах.

Общественный транспорт

То, чего мне реально не хватает, — это доступа к информации о подъезжающем к остановке общественном транспорте. Очень часто бывает, что на остановке нет ни одного человека и не у кого спросить. А около шумных дорог невозможно понять, подъехал автобус или просто притормозила легковушка. Да и когда спрашиваешь в таком месте, то не всегда можно услышать ответ. Но сейчас ведётся работа над оборудованием остановок специальными информаторами. Внимательности водителей в этом отношении тоже не хватает. Это касается как объявления названий остановок, так и непосредственно их парковки. Очень часто или не доезжают, или переезжают, да и останавливаются часто за полтора метра от бордюра.

Неоднократно выходя из транспорта, я даже врезался прямо в столб и набивал шишки, поскольку трость здесь не помощник — один шаг со ступеньки, а перед тобою столб стоит, и предотвратить столкновение нет никакой возможности.

В метро, например, сейчас рельефную ограничительную линию сделали, чтобы незрячие могли её ногами нащупать, но лично я её не чувствую, в отличие от подобных приспособлений в той же Швеции или Москве — там другая технология использована.

Состояние пешеходных дорожек во дворах очень часто оставляет желать лучшего. Во дворе, где находится мой дом, уже на протяжении 10 лет никак не положат плитку, где её развалили, когда чинили теплотрассу, и приходится или обходить кругом, или идти по колдобинам и грязи.

Гаджеты для незрячих

Сегодня есть куча приборов, которые помогают определить расстояние до препятствий на пути, навигаторы, будильники, весы, градусники и море другой техники, всё только упирается в цену вопроса.

Техника и информационные технологии постоянно находятся в развитии, причём на таких сумасшедших скоростях весь этот процесс происходит, что и разработчикам скринридеров, таких как JAWS или NVDA приходится оперативно реагировать на все изменения, что порою сделать бывает очень непросто. Основной пакет компьютерных программ как под IBM так и под Mak, таких как текстовые редакторы, обозреватели, мультимедийные приложения, некоторые профессиональные программы, например (для написания музыки тот же Sonar) вполне доступны незрячему пользователю благодаря программам экранного доступа. Существуют также специальные устройства, выводящие информацию в брайле, так называемые брайлевские дисплеи. Также есть куча техники, позволяющей узнать цвет.

На белорусских деньгах есть рельефное отображение, но даже люди с рождения незрячие, у которых тактильные ощущения развиты в большей степени, чем у людей, которые потеряли зрение уже в более зрелом возрасте, различить эти обозначения не могут. Возможно, что на только что отпечатанных купюрах это и возможно сделать, но деньги ведь не лежат на одном месте. Такие обозначения имеют свойство затираться.

Клеймо „инвалид“

Проблема в том, что инвалидов, как правило, воспринимают как недалёких, беспомощных и даже где-то слабых умом людей, которых остаётся разве только что пожалеть. Человек с группой инвалидности, наделённый интеллектом и способностями, может наравне конкурировать с обычными людьми, но на нём ставится клеймо, и ему приходится на каждом углу доказывать свою состоятельность и пригодность к той или иной работе. Будучи успешными и востребованными до того, как с ними происходит несчастье, они часто становятся отвергнутыми и забытыми, получив клеймо „инвалид“, хотя их интеллект не претерпевает каких-то необратимых изменений, и они способны выполнять свою работу, разве что для этого могут потребоваться какие-то специальные приспособления только и всего.

Развеять эти заблуждения в сознании общества и отдельных людей сможет только интеграция на всех уровнях, начиная с детского сада и школы и заканчивая работой, или, как сейчас говорят, инклюзия».

Если в Минске на установку речевых информаторов в метро ушло почти два года, то ученые во всем мире придумали множество приспособлений для инвалидов по зрению.

1. Туфли «с глазами»

Туфли, которые помогают ориентироваться на местности, были придуманы в Чехии. Принцип работы был позаимствован у летучих мышей, которые прекрасно перемещаются, несмотря на чудовищное зрение. Но если летучие мыши чувствуют акустические волны, то ботинки — световые.

Улавливая световые волны, специальный датчик подает сигнал и ботинки вибрируют, если на пути человека встречается преграда.

2. Мобильный без дисплея

Вместо дисплея телефон оборудован специальными сенсорами — выдвижными точками, которые генерируют сообщения в азбуке Брайля. Телефон оснащен фотокамерой, Bluetooth-гарнитурой, технологией распознавания текста и синтезом голоса. Если телефон поднести к предмету, он озвучит основные характеристики: цвет, форму, наличие текста.

Кроме того, телефон можно носить на груди камерой вперед, так что данные о находящихся впереди препятствиях могут поступать непрерывно.

3. Автомобиль, которым можно управлять вслепую

Внедорожником Багги можно управлять, следуя всего пяти подсказкам: «быстро», «медленно», «направо», «налево», «стоп». Управлять авто можно с помощью специальных перчаток. Американские ученые оснастили автомобиль «датчиками дальнего вида». Благодаря этому, руль заранее может предупредить о надвигающейся опасности.

4. GPS-навигатор для незрячих

Навигатор оснащен клавиатурой с азбукой Брайля, наушниками, микрофоном и беспроводным интернетом. Владелец механизма называет свое местонахождение и говорит, куда он хочет пойти. Навигатор отвечает ему, в какую сторону и сколько надо пройти.

5. Фотоаппарат без экрана

Отсутствие жидкокристаллического экрана компенсируется тактильным дисплеем Брайля. Он отображает изображение в рельефно-точечном виде. В ходе испытаний выяснилось, что наводить фотоаппарат лучше всего, приложив дисплей ко лбу.

Хотя Минск постепенно и «облагораживается» для инвалидов по зрению, происходит это крайне медленно, невзирая на то, что в Беларуси насчитывается около 100 тысяч незрячих. Ладутько оснастил метрополитен речевыми информаторами, но этого явно недостаточно. Возможно, новый мэр сможет решить эту проблему.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Купание коня в шампанском

Боль

«Шеф Паскаль Тенге, скорее всего, является гастролером, который большую часть года объезжает регионы и представляет бренд. На такие ужины приглашают как потенциальную аудиторию, которая купит шампанское, так и прессу». Представители шампанского бренда Moet&Chandon привезли в Минск повара Паскаля Тенго, чтобы белорусы с его помощью узнали, с чем пить шампанское, а редакция KYKY задумалась о том, с какой целью в принципе привозят поваров в Минск.