«Мантры присылать больше не надо». Катманду оживает на пятый день

Боль • редакция KYKY
Если вы были в Непале, у вас болит сердце за пострадавшую от стихии страну, погибших людей и разрушенные памятники наследия ЮНЕСКО. Если вы не были в Непале, можете просто представить, что чувствуют люди, пережившие землетрясение. KYKY нашел в facebook страницы людей, которые оказались 25 апреля в Непале.

25 апреля в Непале произошло крупное землетрясение магнитудой 7,9 в по Рихтеру. Катастрофа затронула жизни восьми миллионов человек: люди несколько ночей спали на улицах Катманду, боялись новых толчков, их дома оказались разрушенными. Жертвами землетрясения, по последним данным, стали более шести тысяч человек.

KYKY начал искать в Facebook страницы людей, которые оказались в Непале. У большинства – традиционные посты про буддизм и прочая благодать. Неужели они настолько просветлены, что никак не реагируют на происходящее? Скорее, причина в том, что в Непале сложности с интернетом и не всегда есть возможность зарядить гаджеты, о чем говорит пост Елены Тришанковой от 29 апреля. «Сейчас в Непале нет электричества и связи повсеместно почти. То есть либо нет сети, либо возможности зарядить девайсы. Особенно у непальцев, которые уже трое суток сидят на открытых пространствах на улице». Алёна Лилит в Facebook написала: «Апокалипсис (обнажение сути в переводе в греческого). Посылайте нам любовь, пожалуйста. Непалу не нужна жалость или страх». В течение 2-3 дней после землетрясения было особенно тяжело, спасатели копали завалы, потому что шанс найти живых людей максимален в течение 1-3 суток.

Фото: Дима ШатровМосквичка Юлия Ларионова ведет в ФБ хронику катастрофы, делает перепосты и публикует счета, на которые непальцам можно отправить деньги. «Вчера из-под развалин в Катманду откопали живого грудного младенца без повреждений и 62-летнего мужчину – с повреждениями, – говорит KYKY Юлия Ларионова. На ее странице находятся репосты аккаунта Димы Шатрова, московского блогера. Он пишет: «Центра старого Катманду больше не существует: на Дурбаре разрушено 80% зданий, за исключением дворца Кумари, части музея, изваяния Кали и пары мелких ступ. На руинах работают спасатели, из-под груд щебенки достают тела. Сюда сейчас ехать НЕ надо». Блогер Шатров опубликовал в ЖЖ репортаж о ликвидации последствий землетрясения. «Я рад, что большинство журналюг и ангажированных треш-блоггеров не могут добраться до Непала, чтобы попиариться на останках», – пишет Дмитрий. По его словам, «в основном наследие ЮНЕСКО превратилось в гору битого кирпича».

Эверест закрыт

Елена Тришанкова разметила в Facebook видео, на котором можно наблюдать сход лавины прямо в палаточный городок альпинистов: «Так вот жахнуло в БазЛаге Эвереста с нашей непальской стороны. 17 погибших. В отличие от северной тибетской, где обошлось без жертв! Опять закрыт Эверест с юга в этом году, как и в прошлом после лавины и гибели 16 шерпов. И вот только что сообщает наш Ноел Ханна – принято решение о закрытии Эвереста и с северной тибетской стороны. Все! Эверест закрыт в этом году». С пика Эверест сошла лавина, под которой погибло больше 50 альпинистов. Среди них режиссёр-документалист Том Таплин и топ-менеджер Google Дэн Фрединбург.

В Непале после катастрофического землетрясения было объявлено чрезвычайное положение. Уточненная магнитуда землетрясения составила 7,8. По последствиям его ставят на второе место после трагедии 1934 года: тогда землетрясение магнитудой 8 унесло жизни 10 тысяч человек. Самый серьезный урон нанесен столице страны Катманду: там разрушены жилые здания и достопримечательности, уничтожены дороги, по большей части вышли из строя коммуникации.

Как туристы улетали из Непала

Еще три дня назад белорусские СМИ шокировала новость о гражданке Беларуси Любови Проневич, которую не пустили в самолет с бельгийцами, вылетающий из Катманду, посоветовав «Вступить в Евросоюз». Российские, белорусские и украинские туристы не могли улететь из Непала три дня. Блогер Андрей Говгаленко объяснил, почему. «Первоочередная задача – это эвакуация людей с места катастрофы и заброска питания, медикаментов и воды. Загрузка и без того загруженного узла другими рейсами, менее значимыми, не логична». Дима Шатров пишет: «Объявили посадку на Дели на пятом гейте. В очереди стоят две девочки лет двадцати и плачут от радости, что улетают».

Китайский транспортник, фото: Дима Шатров

Перед вылетом в Домодедово Дмитрий Шатров постил фото китайского транспортника, прилетевшего за своими гражданами, взывая вывезти поскорее сорок россиян, которые ждали в терминале аэропорта Катманду несколько суток. «В окне прямо передо мной настоящий праздник для глаз: то и дело садятся и взлетают военные транспортники и заправщики Израиля, Шри Ланки, Малазии, Пакистана, Индии – по флагам и звездам на фюзеляжах можно изучать географию. Вчера Индия вывезла 2000 своих граждан на собственных военных самолетах. Остальные еще раньше. И плевать они хотели на мнение Непальских бюрократов. И только Россия победно рапортует на всех каналах о том, что «Самолеты МЧС могут вылететь из Дели в Непал уже сегодня!» А могут и не вылететь. Стыдно».

Эвакуировали россиян самолетами МЧС ранним утром 29 апреля. На бортах МЧС смогли улететь и белорусы. По словам очевидца Inca Oleg, самолет «забрал не только русских, но и украинцев (!), казахов, литовцев, в общем всех, кто хотел уехать». Дима Шатров добавляет: «Стоим в бесконечной очереди на контроль... На регистрации моя сумка потянула на 33 килограмма: вещи, оборудование, клубное снаряжение. Непальский офицер (или кто он там) сначала сообщил о перевесе и выжидательно на меня посмотрел, а потом махнул рукой и даже денег не взял, хотя и несколько раз предлагал. Удивительно, как общая трагедия делает людей человечными».

Inca Oleg описывает подробности путешествия: «Я ни разу не летал на подобных самолётах. Он предназначен для перевозки грузов, для пассажиров предусмотрены железные лавки на 10-15 человек, куда посадили женщин и детей, остальные сидели на полу. Пол был не просто холодный, а ледяной. Хорошо что мы летели из Непала, и у большинства были термо-коврики. В целом МЧС сработал на пятерку, но по приезду в Домодедово началось... На взлётной полосе – куча репортёров, но нет никого из работников, чтобы помочь пассажирам спуститься по скользкому техническому трапу. Далее паспортный контроль, отдельная маленькая комната, из шести окон открыто четыре. Отношение абсолютно наплевательское, как будто мы с курорта прилетели – нельзя так».

Свои замечания и у Владимира Русинова, который на днях выбрался из Катманду: «К самолету шли так – чувак построил нас (300 человек) в колонну по одному, и мы шли через взлетку мимо всех самолетов (были и военные, в основном, индийские). Посадочные вообще никто не смотрел, не до этого было. Короче, что происходит – понять было невозможно. Есть табло – на нем какой-то разрушающий мозг бред. После каждого сильного толчка аэропорт закрывался, рейсы отменялись, люди шли домой».

Можно ли стать волонтером

На месте катастрофы работают тысячи волонтеров: трудятся на завалах, и в палаточных лагерях устраивают концерты для непальцев… Юлия Ларионова написала в своем Facebook: «Набор добровольцев прекращен из-за перебора желающих. Но если вы человек с приличным инженерным (на земле), медицинским (там же) и спасательским, и треккерским опытом, то у вас сохраняется возможность, за счет благотворителей, совершить жесткий командный (интернациональный) трек и очень близко познакомиться с местными жителями». Полевой госпиталь с израильскими врачами оказывает медицинскую помощь бесплатно и вне зависимости от гражданства. В Покхаре для пострадавших сдают кровь. «Может, там и стерильно у них, но довольно обшарпанно… Это не для брезгливых», – делится Nata Yevseyeva, вернувшаяся из госпиталя. Не все русскоязычные люди хотят бежать из разваленной страны. В Катманду остается Рита Гасанова, которая готовит еду для пострадавших и пишет:

«Появились обезьяны. Значит трясти сейчас не должно. Они чувствуют опасность и куда-то сваливают».

В дни после катастрофы все неравнодушные стали волонтерами. Например, Алёна Лилит: «Собираюсь объезжать трущобы Катманду с едой для раздачи (пакеты риса, дал, сладкое для поднятия настроения). Помощь в Непал идет и идет. Волонтеров довольно и много. Деньги сюда потекли из разных стран. Но в трущобах не доедали и раньше... про них вообще не помнят. Если захотите поучаствовать чем-то еще кроме слова-совета-мантр, пожалуйста, пришлите денег. Напишите о том, что хотите помочь на мою почту – onelove-oneworld@live.ru. Мантры присылать больше не надо». Людям помогают монастыри и общины, предоставившие свои территории для размещения людей, и кормят в эти дни всех желающих бесплатно». Помогают и международные компании. Напимер, Skype еще 27 апреля сделал бесплатными звонки с компьютера на мобильные и городские номера Непала, даже при нулевом балансе.

Как оказать помощь Непалу

Можно отправить пожертвования в Международный Красный крест (у Красного Креста Непала не работает сайт). Специально пожертвования на землятрясение в Непале в самом низу в конце фразы: You can donate to support the IFRC's vital work in Nepal «here». Кроме того, PayPal открыл прямую страницу для пожертвований на землетрясение в Непале.

Основная просьба звучит из уст общественных организаций оказывающих помощь: не ездить сейчас в Непал. Дайте профессионалам выполнять свою работу беспрепятственно.

Насколько масштабны разрушения

«Город цел, рухнули в некоторых местах очень старые постройки, храмы 11 века: Кастамандап и другие. Пострадали Патан и Бактапур, по этой же причине: очень старые постройки», – пишут пользователи соцсетей. В первые дни после землетрясения в Непале было тяжело. Алексей Заводский подбирает внятную аналогию: «Последние полутора суток прошли как на войне. Выбирались из самого эпицентра, из региона Манаслу. Землетрясение застало нас в самый последний день трека на подходе к Сати Коле. Пока лишь скажу, что такого со мной ещё не было, земля в буквальном смысле уходила из под ног, а по склонам летели валуны размером с автомобиль. Нам реально повезло! Во всех деревнях региона подавляющая часть домов сложились как карточные домики, много раненных и погибших».

Фото: Алексей Заводский

Владимир Русинов не считает этически верным выкладывать изображения руин и прочих ужасов. Он рассказывает о ситуации, в которую попал с фотогруппой. «Первый раз (когда было самое разрушительное 7.9) мы ехали в машине. Съехали с адской горной дороги, где и так трясло на каждом ее метре, и только потом, увидев разрушающиеся домики и обвалы, поняли, что дело серьезное. В Катаманду на въезде увидели, что рухнули все трубы кирпичных заводов. Просто все обвалились. Штук восемь. То, что мы успели уехать с трека до нормальной дороги – вообще чудо. Что еще заметно – все местные вышли на улицы и стали там жить: прямо посреди улицы сидят с детьми и стариками и всеми вещами – по всему городу. Зрелище то еще. Больше всего пострадали древние исторические постройки – видать, они были совсем хлипкие и древние. Страшнее было на развалинах Дурбара, потому что сразу взелетели сотни голубей и начали кружить над площадью, сотни людей закричали, солдаты забегали строем с лопатами. Забрались на груды кирпичей с местными и охреневали».

По сообщениям очевидцев, в Непале разрушено более 200 древних храмов, и больше всего пострадал старый Катманду.

На Эвересте обнаружены сто выживших после схода лавин альпинистов. Эвакуировать альпинистов с Эвереста затруднительно, поскольку путь к лагерям заблокирован в результате схода лавины. «Очень жалко страну и ее людей – такие разрушение и удар по туризму – это пи*дец», – говорит очевидец Владимир Русинов. Министерство финансов Непала сообщило, что восстановление страны после землетрясения займет годы и обойдется более чем в 10 миллиардов долларов.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Десять признаков колдырства

Боль • Ирина Михно

Есть версия, что термин «колдырь» придумал в конце 90-х белорусский художник Алексей Хацкевич (Хацон), в бытность минского дуэта «Саша и Сирожа». Хацон и Михалок тогда изображали маргиналов, застрявших в социальном лифте между городом и деревней. Вспоминаем десять самых раздражающих признаков колдыризма, от которых минчане до сих пор не могут избавиться.