«Don't Suck». Чему нам всем надо поучиться у фестиваля Sziget

Места • Владислав Рубанов
Раз в Беларусь пришла полноценная осень, самое время вспомнить горячие солнечные дни. В этом году в одном Минске было действительно много хороших фестов – это не заметил разве что затворник. Но наш бильд-редактор по традиции поехал в Венгрию на Sziget и понял: такой остров счастья и свободы у нас можно будет ожидать разве что к моменту колонизации Илоном Маском Марса. Влад написал, чему нам всем – и организаторам, и чиновникам, и просто любым беларусам – пора учиться у фестиваля в Будапеште.

В этом году Остров свободы в очередной раз выжил после 565 000 гостей из 130 стран. Arctic Monkeys, Gorillaz, Kendrick Lamar, Lana Del Rey, Liam Gallagher, Bonobo… За семь дней на фестивале было 573 разных концертов. И остров не лопнул, территорию фестиваля не «оккупировал» ОМОН, на входе не стояли автозаки, людям всегда было, чем себя занять. Но давайте обо всем по порядку.

Технологии и комфорт

На входе вы меняете свой ваучер на браслет с чипом, который служит и твоим проходным билетом, и картой для оплаты на фестивале. На Sziget вообще не принимается наличка. В специальных боксах закидываете деньги на свой браслет и дальше лишь прикладываете его к терминалам при расчете. Это решает сразу много вопросов – например, практически убирает очереди, снимает риск оплаты фальшивками – да и вряд ли вы его потеряете. К тому же можно расплачиваться с помощью бесконтактных карт или смартфона.

На входе всем выдают паспорт гражданина Острова свободы. Он носит вполне практический характер: там указаны все активности на фестивале, расписано время выступления музыкантов, есть карта, чтобы никто не заблудился. К тому же в паспорте есть квест, который помогает разобраться в территории и локациях, если вы тут впервые. А еще у них есть приложение на телефон, где описано все то же самое. Оно отправляет уведомления про какие-то изменения, напоминает о выступлениях, сообщает про непогоду, пишет про секретные выступления на острове. И в нем тоже есть карта, работающая по GPS. Здесь есть цирковая деревня, где ты можно кидать шары, ходить на ходулях, крутиться на каруселях. Можно подняться и попить пива в скайбаре, смотря на остров с высоты птичьего полета. Прыгнуть с тарзанки. Всё, что только придет вам в голову, скорее всего, вы найдете на фестивале. Так что для моего топографического кретинизма оффлайновая карта – спасение.

Основные выступления начинаются с 16:00, до этого люди активно курсируют между островом и Ашаном. Ценник на фестивале дороговат, а в гипермаркете можно купить раза в три дешевле. Да и выбор там значительно больше. Хотя на самом фестивале очень много фудкортов с самой разной едой: и веганская, и вегетарианская, и без глютена, и без лактозы, и без сахара. Есть даже свой небольшой магазин – для тех, кому уж совсем лениво покидать территорию фестиваля. Ашан находится в десяти минутах ходьбы от острова, и пикники под ним – отдельный ритуал Sziget'a. Рядом с посетителями то и дело ходят то панки, то бомжи, которые под конец фестиваля сливаются с самими фестивальщиками по внешним признакам.

После завтрака под Ашаном мы обычно затариваемся продовольствием и тащим его на фестиваль. Но поскольку таких умников много, на входе – очереди. Но тут ты стоишь под палящим солнцем в очереди, а тебя сверху поливают водой из распылителей. На самом фестивале пожарники для борьбы с жарой подгоняют свои машины и поливают людей из шлангов. К ним обычно стягивается большая толпа, которая скачет под напором воды. Однажды я стоял в очереди на «Рок за бобров» – людям просто становилось плохо от перегрева.

Когда попадаешь на остров, сразу натыкаешься на боль половины беларуских фестивалей: в метрах ста от входа стоит много сгруппированных туалетов. Посетитель не должен заморачиваться картографией, чтобы понимать, где ему справить нужду. На Sziget так и с фудкортами, и с активностями, и с душевыми, и с туалетами. Сначала может показаться, что все расположено в каком-то хаосе, но это не так. Это сформированный годами опыт, чтобы человек всегда находил вовремя то, что ему нужно. В роли антагониста могу привести FSP, где приходится идти через всю территорию, дабы найти в одном месте десяток туалетов.

Sziget отличается даже от европейских фестивалей своей инфраструктурой. Обычно палаточный городок расположен отдельно от фестиваля, и приходится ездить туда-сюда до и после выступлений артистов. Тут все варятся в одном котле: ставьте палатку, где хотите. Но можно доплатить за охраняемый кемпинг на самой территории, где будет вайфай, локеры, душевые и свои тематические приятности. Например, Family-кемпинг – семейный, тихий, в нем стоит большая горка для детей, есть игровая зона и аниматоры. В VIP-кемпинге есть бассейн. А если у вас есть свой трейлер – то можете приземлиться в Caravan-кемпинге.

«Don't Suck» как лучший экологичный лозунг

В этом году первым правилом фестиваля было «Don't Suck». На многих барах висела табличка с этой фразой и перечеркнутой коктейльной трубочкой. А в паспорте было написано, что трубочки убивают черепашек. Это новый экологический тренд – отказ от пластиковых трубочек для напитков, к которому стали призывать после вирусного видео, где из носа черепахи доставали такую трубочку. В прошлом году посетители использовали и выбросили от 1,3 до 1,5 миллионов трубочек.

На баре можно купить пиво в жестяной банке или немного доплатить и купить красивый пластиковый стакан, который не стыдно везти домой как сувенир. В эти пластиковые стаканы пиво наливают за меньшую сумму, чем в жестянке. Таким образом вы перестаете быть конвейером по производству мусора. И неплохо экономите.

Sziget сделал так, чтобы даже убирать за собой было приятно. И сделал он это в виде небольшого квеста: вам выдаются мусорные мешки, которые в наполненном виде можно обменять на мерч фестиваля.

Love Revolution

С этого года фест проходил под лозунгом «Love revolution», продвигая всеобщее равноправие. Вот основные принципы, которые продвигает Sziget: жить в мире без войн и ядерных угроз, создать атмосферу, где никто не может быть дискриминирован или оскорблен, обеспечить защиту и охрану окружающей среды в повседневной жизни, уважать права каждого человека, независимо от происхождения.

 

 

В Беларуси мы до сих пор воспринимаем фестивали лишь как досуг, а на Западе в фестивали уже закладывается своя философия. Тот же Burning Man создан с идеей территории самовыражения. Sziget провоцирует на контакт человека с человеком. И за три года я ни разу не видел там драк.

Свобода

На Sziget люди отпускают себя. Переодеваются в костюмы зверей или просто ходят полуголыми. Организуются в группы, танцуют, поют хором песни и всячески самовыражаются. И если вы не будете неадекватно себя вести, разнося все вокруг и доставая людей, велика вероятность, что вы даже не узнаете о существовании охраны.

Но некоторым беларусам этот воздух свободы в первые дни порой сносит голову – и они могут перебрать. Наверное, мы просто к этому еще не привыкли и не знаем, как этой свободой пользоваться. Но это не страшно, потому что на острове есть даже медпункт. Вообще в организации фестиваля задействовано 6000 человек, 400 из которых способны оказать медицинскую помощь. В прошлом году один фестивальный врач сказал моему знакомому, что не было ни одного летального исхода.

Остров максимально комфортен и для людей с инвалидностью – это уже само собой разумеющееся. Поэтому не стоит удивляться тому, как колясочники играют в баскетбол. В первые дни они еще ездят поодиночке, а в середине фестиваля уже гоняют группами на перегонки.

Деньги брендов

Нетрудно предположить, что организация такого фестиваля требует больших финансов. Бренды по-разному представляют себя – вплоть до того, что просто брендируют сцены. Например, вторая по величине сцена A38 была брендирована Mastercard. Кстати, чип на браслете с пэйпасом – тоже от них. У Bacardi была своя большая арена в виде ангара, где то и дело менялись декорации и играла электронная музыка. Посетителя не напрягает, что в названии у сцены фигурирует имя бренда, потому что на ней выступает Kendrick Lamar. Конечно, и на Sziget есть какая-то доля колхозности. Но за огромную надутую бутылку советского шампанского на крыше бара пусть будет стыдно маркетологам, а не нам.

Секреты

Помимо основного – музыка, активности, чил-зоны – на острове много секретов от самих организаторов. Например, есть секретный танцпол, вход в который лежит через биотуалет. Забавно заходить на рейв, когда вокруг тебя люди заходят и выходят из туалетов. Однако в этом секретном танцполе довольно-таки тесно и душновато от большого количества людей. Есть тут и секретные выступления артистов, информацию о которых тебе внезапно могут прислать через приложение. Такие мелочи от организаторов мотивируют посетителей как бы разгадывать фестиваль.

 

Вместо вывода

В одном тексте невозможно описать все, что может случиться на острове. Каждый год я даю себе слово, что выберусь в Будапешт хоть на день. Тем более по всему городу действуют большие скидки для посетителей феста. Но мне так ни разу этого и не удалось сделать. Дело в том, что Sziget – фактически целый город со своей инфраструктурой и всем необходимым для жизни. Если считать по населению, это пятый город в Венгрии по величине.

В фестивальном паспорте на первых страницах напечатано приветственное слово мэра. Sziget явно приносит очень много денег городу. И сравнивать его с нашими фестивалями уже бессмысленно – это совершенно другой уровень. Но хочется верить, что наши организаторы будут более открытыми, а чиновники хоть раз побывают в Будапеште и поймут, что зарабатывать можно еще и на веселье.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

70 заметок о релокации. Российский предприниматель написал огромный обзор Минска, и ему здесь понравилось

Места • Владимир Фильваркив

Серийный предприниматель Владимир Фильваркив сознательно предпочел Беларусь всяким Бразилиям и Малайзиям, а теперь написал потрясающе подробный разбор Минска. И, кажется, Владимир за два года смог понять этот город от начала и до конца. KYKY приводит текст почти целиком, потому что он и так ну уж слишком велик.