Отвратительный Йоахим. Анализируем нецивилизованное поведение на публике

Секс • Андрей Тетёркин
В разгар Евро 2016 вся Германия обсуждала поведение тренера сборной Йоахима Лёва, который во время игры чесал свои интимные места. Философ Андрей Тетёркин вспоминает публичные казни, принятые еще 100 лет назад в Европе, приходит к выводу – то, что позволяет себе тренер Лёв, уже огромный шаг вперед к цивилизации.

На Евро 2016 Йоахим Лёв был пойман на том, как засовывал руку в трусы, а потом её нюхал. Если загуглить «disgusting Joachim Löw», то выяснится, что такое поведение характерно для немецкого тренера. Правда, нападающий сборной Лукас Подольски сказал, что всё окей: 80% мужчин постоянно чешут свои причиндалы. Как следует к этому относиться? Можно вспомнить З. Фрейда, который говорил о том, что в стрессовой ситуации «появляется чувство раздражения, заставляющее прикасаться к своим гениталиям, или процесс, похожий на поллюцию». Но как социального философа меня интересует вопрос о состоянии нашей культуры, которая теперь не карает за подобные проступки. Мы уже давно привыкли, что в фильмах и клипах известные артисты ведут себя отвратительно. Так куда катится мир?

В Лондоне в 1420-х годах иноземцев забрасывали экскрементами

Согласно социологу Н. Элиасу современное общество сформировалось благодаря «процессу цивилизации». Раньше жизнь протекала в маленьких анклавах, где уважать нужно было лишь ближнего (и то не всегда). Как пишет историк Л. Зальцман, «таким был Лондон или любой другой средневековый город: замкнутое эгоцентричное сообщество, недоверчиво относящихся к иноземцам и встречавшее их весьма недружелюбно (в 1421 г. Власти Ковентри вынуждены были издать указ, запрещающий «забрасывать иноземцев чем ни попадя и глумиться над ними»)». Эти общества отличали вспышки страстей и удовольствие от жестокости: от мучений животных (сжигание кошек на праздник Иоанна Крестителя в Париже) и пыток людей.

К счастью, в новое время все поменялось. Сегодня по моральным и корыстным причинам вы обязаны уважать любого человека и мирно координировать свои действия с ним. Для этого нужны самоконтроль, наличие такта, чувства стыда (страх показать себя в неприглядном виде) и чувства неприятного (отвращение при виде постыдного действия). По Элиасу «цивилизованное общество» было сформировано правилами этикета в книге «De civilitate morum puerilium» 1530 г. философа Эразма Роттердамского. Эти нормы корректного поведения признаются сегодня настолько элементарными, что за их нарушение можно угодить в психушку. Ведь по социологу И. Гофману сумасшествие – это проявление бестактности, о чём известно по фильму «Идиоты» Ларса фон Трийера.

Кадр из фильма Ларса фон Триера «Идиоты»

Социолог Э. Гидденс отмечает, «душевнобольные» могут сидеть в расслабленной позе, при этом их одежда приведена в беспорядок или скомкана, одетые в юбки женщины могут не следить за соблюдение принятого в западных обществах правила – сидеть, сдвинув ноги».

Культурного человека отличает то, что он не хватает, не нюхает и не лижет то, что ему нравится

Каковы правила галантного человека? И каким образом над этими нормами глумятся звезды мировой музыкальной сцены, среди которой отметим таких товарищей как Psy, Rammstein, Marilyn Manson, Prodigy, Bloodhound Gang, Eminem, Die Antwoord, Fatal Bazooke, Behemoth, Dimmu Borgir? Во-первых, от человека требуется сдержанность и умение просчитывать последствия своих действий, как показал случай с белорусским велосипедистом с битой. Ведь в больших городах «пешеходы и велосипедисты пытаются протиснуться между грузовиками … Главная опасность для человека, исходящая от другого человека, состоит в том, что кто-то в этом движении вдруг утратит самоконтроль» (Элиас).

Во-вторых, необходимо всегда уважать другого: не проявлять агрессии, соблюдать дистанцию и признавать право на личную неприкосновенность. «Когда же по необходимости во время путешествия приходится спать на одной кровати с лицом того же пола, то не будет прилично не только прижиматься к нему, что может вызвать неудобство у другого, но даже просто к нему прикасаться; еще менее прилично втискивать свои ноги между ног того лица, с которым ты спишь».

Shakira – Can

В цивилизованном обществе главными органами чувств должны быть зрение и слух. Культурного человека отличает то, что он не хватает, не нюхает и не лижет то, что ему нравится.

При этом «взгляд должен быть кротким, застенчивым, спокойным... Не мрачным, что означает неприветливость... не блуждающим и не бегающим, как у безумного, не брошенным искоса, как свойственно людям подозрительным или замышляющим козни».

Мерлин Менсон

Такой «уважительный» взгляд должен выражать «гражданское невнимание» (Гофман), когда мы незнакомцу показываем, что мы его видим, но не желаем вмешиваться в его жизнь: пялиться на него или прислушиваться к его разговорам. Вот почему настоящий шок вызвал показ вокалиста Joy Division с отсутствующим взглядом и эпилептическими танцами. Сегодня таким «бескультурьем» никого не удивишь. В свое время на ура публикой был принят клип Verve «Bittersweet symphony», где герой «аутист», погрузившись в своё эго, сбивает всё на своём пути.


В-третьих, другого человека нельзя не только обижать и насиловать, но и шокировать или смущать.

Помимо запрета на пристальный взгляд и прикосновение в новое время были созданы такие нормы.

1) «Не подобает залезать себе пальцем в уши и в глаза, как поступают некоторые, и чистить нос во время еды… Крайне неприлично всё время ковыряться пальцами в ноздрях, и ещё менее выносимо совать в рот то, что из ноздрей достал».

2) «Было бы недостойно мужа и бесстыдно без всякой робости и наподобие мужиков, никогда не бывавших при дворе, среди почтенных воспитанных людей отправлять свои потребности перед женской половиной либо в прихожей, перед дверями или окнами других помещений».

Кадр из фильма «Тупой и еще тупее»

3) «Крайне невежливо испускать духи из своего тела, хоть сверху, хоть снизу, даже если это никто не слышит, пока ты в компании других».

4) «Куда неприличнее подносить другому понюхать что-либо вонючее, как нередко поступают иные люди, доходящие до того, что подносят тяжело пахнущую вещь прямо к чужим ноздрям, приговаривая: «Я желал бы благоухать так сильно, как это воняет».

PSY & Snoop Dogg – Hangover

5) «Намереваясь исторгнуть рвоту, отойди, ибо не рвота постыдна, а безобразно движение глотки, которым ее вызывают».

6) «Сплевывать следует, отвернувшись, чтобы не обрызгать окружающих… Не плюй далеко, чтобы затем не приходилось отыскивать, куда ты плюнул, чтобы растереть ногой».

Кадр из фильма «Титаник»

7) «В платье или простынь сморкаются только мужики, в ладонь или в
локоть — солелыцики, и немного пристойнее того высмаркиваться пальцами, если затем ты вытираешь сопли о платье».

8) «Не касайся и себя самого голой рукой, но лишь в перчатке». «Не выставляй на вид твои интимные органы — нет ничего более позорного и омерзительного, презренного и грубого».

Разумеется, наши предки сморкались, выпускали газы, ковыряли в носу и нюхали себя

Естественно, новые правила формировались постепенно. Например, до того, как наши предки перестали устраивать газовые атаки, они жили по такой морали. «Выслушай, что сказал по поводу пуканья Косский старец… Прекрасно, если ветры выходят без пукающего звука. Но лучше всё-таки вырываются с треском, чем удерживать их внутри… те, кто из стыдливости не желают, чтобы слышали их пуканье, притворяются, что они кашляют». После того, как нормы этикета стали для человечества второй натурой, стало долгом вообще не упоминать о таких гадостях. В литературе не просто перестали вопрошать, верно ли, что лучше всего подтираться пушистым гусёнком, так как по Гаргантюа: «кто подтирается бумагой, тот весь обрызган жёлтой влагой». В книгах люди вообще перестали заниматься сексом и ходить в туалет.

Дамы стали «выполнять супружеский долг» (а после этого оказываться в «интересном положении») или ходить «припудрить носик». «В эру Благовоспитанности… леди и джентльмены на ночь не шли спать – они удалялись. А как они это делали, это никого не касалось. Автор, который думал иначе, тут же исключался из библиотек».

Katy Perry – Last Friday Night

Даже сегодня тот, кто имеет смелость заговорить на неприличные темы (например, о сексе), сразу нарывается на реакцию выдрессированных субъектов: этого человека начинают подозревать в аморальности или в том, что у него с этим проблемы.

Конечно, никто не может контролировать свою физиологию, и поэтому наша жизнь по И. Гофману должна разбиваться на передние и задние планы, на публичную сцену и приватные кулисы. Последние дают нам возможность расслабиться и вести себя как барыга и бомжара: насмехаться над недостатками других, небрежно выглядеть, отрыгивать и чесаться.

У каждого бывали случаи, когда приходилось сделать что-то постыдное на глазах у всех. Тогда нравственный долг окружающих – не обращать на это внимания.

Как только люди усвоили правила цивилизованного общения, встала озможна либерализация нравов. Как пишет Элиас, «возьмём в качестве примера обычаи, связанные с купанием в публичных местах… было немыслимо, чтобы в XIX в. женщина появлялась на публике в современном купальнике… Только в обществе, где высокая степень контроля стала само собой разумеющейся…, где сильное принуждение и строгий этикет сдерживают каждого индивида, возможна такая свобода купания и спорта, несопоставимая с тем, что было на прошлой стадии».

Поэтому можно иногда позволить себе лишнее на публике. Главное – вовремя остановиться, а то всё может печально закончиться, как говорит Андрей Бильжо. «У меня был один пациент, профессор, заведовавший крупным научным учреждением, которого привели, когда он накакал у себя в кабинете. Только тогда, наконец, сотрудники поняли, что с ним что-то не так. Помню, я у них спрашивал: «А что же было до этих публичных какашек?» Они отвечали: «Он щипал сотрудниц за попу, неадекватно смеялся на конференциях, но мы все это время думали, что просто у него прорезалось специфическое чувство юмора».

В-третьих, удивительно, но сегодня наступила более прогрессивная стадия культурного развития: «вторая фаза процесса цивилизации» согласно сорбонскому социологу Жан-Клод Кауфманну, для которой характерен высочайший уровень самоконтроля при телесной и эмоциональной близости. Например, раньше бы при виде женщины, загорающей топлесс, мужчины сразу бы возбудились и накинулись бы на неё как животные, а теперь для них это банальный феномен и они могут спокойно (без эрекции) беседовать с полуголой девушкой.

Die Antwoord – Cookie Thumper

«120 дней Содома» как терапия насилия, пережитого в детстве

Тем временем, в цивилизованном обществе стала производиться непристойная продукция. Согласно Ариадне фон Ширах непристойное – это не что-то неприличное, а то, что в отличие от порнографии нельзя потреблять. Таковыми являются книга «120 дней Содома» маркиза де Сада и фильм «Сало или 120 дней Содома» П. Пазолини. Добавим к этому списку отвратительную обложку альбома Virgin Killer Scorpions, фильмы «Хостел», «Зелёный слоник», хиты Cannibal Corpse «Некропедофил» или «Трахнутая ножом». Но мы же живём в эру глобализации, в которой сети взаимодействий стали ещё гуще! Как можно строить цивилизованные отношения с другими, если нам показывают такое?

Кадр из фильма «Хостел»

Но причин для паники нет. Во-первых, по Элиасу в галантном обществе должны быть публичные средства облегчить душу. Это, прежде всего, производство фильмов и книг, полных насилия и любовных страстей, и спорт. В эру глобализации зависимость от других стала ещё больше, поэтому нужны новые возможности для снятия напряжения: дискотеки, компьютерные игры, стадионные концерты (где толпу заводят крики их кумиров «Are you ready, mother fuckers?», «Let's go fucking crazy!»), онлайн форумы, где можно метелить друг друга после того, как послушно отработали на дядю. В этом нет упадка нравов, как нет его в клипах блэк метала с эстетикой оккультизма, сатанизма и насилия над женщиной. Потребление последней продукции означает не пропаганду жестокости, а связано с терапией насилия, пережитым в детстве. Немецкие социологи А. Шмид и К. Нойманн-Браун утверждают, что «сатанизм можно определить как стратегию справиться с ситуацией (Bewältigungsstrategie) путем производства власти и контроля из бессилия и слабости».

В свою очередь социолог Ева Иллуз показывает, как сегодня психология даёт более эффективные средства для создания «ледяного панциря» самоконтроля. Основное средство – рационализация. Так, если у вашей жены истерика, то бесполезно вступать с ней в спор. Дайте ей пару минут выпустить пар на вас, а чтобы было легче это перенести, используйте технику «Везувий»: представьте, что вы наблюдаете за извержением вулкана. Если любимая в этом состоянии склонна распускать руки, то не нужно устраивать «бой с бабой».

Beyonce – Formation

В такой ситуации Максим Шрамков (Men's Health, декабрь 2013) советует: «сожми зубы и наклони лоб, чтобы пощёчина не пришлась в подбородок. Изучи нырок с проходом в ноги: нырнул, схватил любимую сзади в охапку, поцеловал, извинился».

Как-то в Минске женщина стала справлять малую нужду недалеко от троллейбусной остановки. Мимо проходили белорусские милиционеры, и один поинтересовался: «Девушка, а вам не стыдно?»

В ответ услышал: «А вам разве тоже не стыдно?» И произошло чудо. Белорусским милиционерам стало стыдно: они отвернулись и ушли. Отсюда понятна возмутительная ситуация с Йоахимом Лёвом. Плохо не то, что он трогает себя. Плохо то, что все это видят вместо того, чтобы проявить «гражданское невнимание». И это только один момент общего упадка нравов, как считает благовоспитанная публика: современные фильмы и клипы напичканы сценами агрессии, пердения и секса. Именно они открывают ящик Пандоры для скопофилии и вуайеризма: для бестактного разглядывания других.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Мужчина склонен к рабу, женщина – к бревну». БДСМ без угрозы для здоровья

Секс • Тамара Колос

«50 оттенков серого» уверяют нас, что БДСМ – это модно, стильно и ванильно. На деле это довольно опасная штука, способная без должных навыков причинить физические и психологические травмы. KYKY расспросил пятерых белорусов, зачем нужно составлять договор перед игрой и почему мужчинам не стоит стесняться делать массаж простаты.