Что делать, если ты выгорел, но продолжаешь вкалывать

Проекты • Дмитрий Качан
что делать, если работа уже очень бесит, а ходить в офис все равно приходится? поможет ли отдых в санатории, если стресс влияет даже на либидо? kyky совместно с гидом по беларуси vetliva задал психологу сергею хонскому самые популярные вопросы: как пережить эмоциональное выгорание, не сойти с ума и сохранить работу, умудрившись надеть на голову босса мусорное ведро.

Эмоциональное выгорание начинается из-за повторяющихся стрессов, частого напряжения, а иногда и просто из-за повторения стереотипных операций. Человек может и не работать нигде, но выгорит из-за ухода за парализованным родственником. В какой-то момент просто перестает хватать ресурсов, чтобы преодолеть кризис.

Выгоранию больше всех подвержены те, кто много общается с людьми. Изначально считалось, что медицинские работники – самая «выгорающая» категория. Почему? Большой поток людей, коллеги, плюс частые разбирательства, жалобы от клиентов – всё это подкрепляется отсутствием нормальной оплаты. Но сейчас многие профессии связаны с общением. У каждого равный шанс это выгорание заработать. Говорить, что программист постоянно работает за монитором, никуда не ходит, ни с кем не общается, поэтому будет меньше подвержен эмоциональному выгоранию, уже нельзя. Причиной выгорания может стать даже общение с близкими.

Мне надоела работа, но уйти я не могу. Что делать?

Нужно разобраться, есть ли в организации психолог. Если такого нет, чем может защитить себя сам сотрудник? Иногда это банальные техники «отреагирования»: нахамил тебе клиент или начальник – попытайся визуализировать, как ты кидаешь в него чем-то, надеваешь ему урну на голову. Начнешь высказывать ему это все в лицо – можешь и вовсе потерять место работы. Если сейчас не та ситуация, когда можно уходить, и тебе нужны деньги – приходится работать со своей эмоциональной компетентностью.

Есть ситуация «отреагирования» другого плана: если рабочий день закончился, попытайтесь не уносить работу с собой, а посвятить время себе. Хорошо, если человек занимается спортом – это канал выплеска неотреагированной энергии. По аналогии некоторые агрессологи, которые работают с детьми, предлагают давать им игрушки из поролона. Здесь важно: а) завести себе навык переключаться, б) оценивать свои эмоции, и в) научиться совладать с этими эмоциями.

Санаторий «Приозёрный», фото: Алина Комина

Нужно отслеживать, что вызывает у вас негативные эмоции, и проводить что-то вроде внутренней игры с самим собой. Это называется рефрейминг – попытка найти даже в самой тяжелой ситуации позитивные моменты. Босс наорал на меня – зато я раз и навсегда понял, что мне следует поискать другое место работы. Дали выполнить задание в последний момент – значит, они понимают, что даже за один-два дня я смогу его выполнить.

Есть компании, в корпоративной культуре которых неосознанно стимулируется эмоциональное выгорание: никто не учитывает, что один работник устает после восьми встреч в день, а другой – после трех. Не учитывается время, которое отводится на выполнение работы. Не учитываются индивидуальные особенности. Если изначально подобрать подходящего сотрудника, способного работать на высоких скоростях, выполнять задания сверх нормы, браться за работу за несколько часов до дедлайна – это хотя бы уменьшит период, через который выгорание наступит.

Как компании заботятся о здоровье своих сотрудников

Задумайтесь, почему проводят корпоративы? В том числе для того, чтобы у человека в комфортной обстановке была возможность дать выход некоторым своим эмоциям. Но это должен быть «умный корпоратив», в котором принимает участие психолог, чтобы это не обернулось проблемами с репутацией кого-то из сотрудников.

Офисы успешных айтишных компаний для профилактики эмоционального выгорания подходят лучше всего. Там у людей даже есть отдельная комната отдыха. А в одном российском банке у сотрудников есть так называемая «кричальная» – после тяжелого клиента они могут прийти туда и в звукоизолированной комнате покричать, поколотить грушу, покидать дротики.

Можно предложить человеку, приходящему на рабочее место, виртуально примерять на себя маску. В Нидерландах это называется «техникой спецодежды». Ты представляешь: сегодня, предположим, я не Аня, и мне не 27 лет, я – Оксана, мне 40, я мать троих детей. И весь день ты ведешь себя, как эта Оксана. Пытаешься копировать несуществующие элементы ее поведения. День заканчивается – ты снова Аня. Такая банальная техника позволяет разделять Я-личное и Я-профессиональное. Она будет полезна всем, особенно сотрудникам службы доверия или спасателям.

Санаторий «Пралеска»

Вообще, самое большое наказание для человека – это поручать ему бессмысленную работу. Человек с высоким уровнем осознанности поймет: делай-не делай – все равно это ни к чему не приведет. Это банальные слова, но нам надо учиться задавать себе простые вопросы: «Чего я хочу?», «Какова моя цель?», «Что мной движет?», «Каково мое предназначение?». Если все ответы будут приводить к мысли о том, что ни одной из целей вы на работе не можете реализовать, то пора уходить.

Что делать, если я уже начинаю выгорать

Во-первых. Отвлекайтесь от сферы, в которой вы выгораете. Не у всех проблемы связаны с работой. Если человек занимается компьютерами или продажами, то его хобби никак не должно быть связано с компьютерными играми или поездками по конференциям. Хобби должно быть кардинально другим.

Во-вторых. Вам понадобятся автогенные тренировки – возможно, сейчас самое время заняться йогой.

В-третьих. Общайтесь с друзьями, от которых можно получить эмоциональный отклик. Обсуждение волнующей темы приводит к тому, что у нас снижается выброс гормона кортизола, отвечающего за возникновение стресса. Друзья, семья, дети – это хороший способ и профилактики, и борьбы с эмоциональным выгоранием.

В-четвертых. Ходите на курсы, тренинги, развивающие навыки стресс-менеджмента, развития эмоционального интеллекта. Учитесь управлять своими эмоциями.

 Санаторий «Юность». Фото: Yana Belenkaya

В-пятых. Почитайте о стресс-продуктивном питании. Жирная пища, богатая витаминами и минералами, тоже может спасти от эмоционального выгорания. Кто-то советует есть продукты, которые напоминают нам о детстве: содержащие ваниль, например, печенье или молоко. Наш обонятельный мозг очень древний, поэтому специалисты советуют ароматерапии и даже анималотерапию – общение с животными.

В-шестых. Занимайтесь телесными практиками. Нам бывает трудно расслабиться из-за элементарной скованности в теле. Массажи и ванны, например, в санатории позволяют убрать такие зажимы.

В-седьмых. Занимайтесь сексом. Сексуальные отношения –один из способов противостоять выгоранию, если только и они не несут в себе тяжелые эмоции. Но это уже другая история.

В-восьмых. Подходите к проблеме осознанно – регулярные или разовые встречи с психологом едва ли вам навредят.

Как научиться отдыхать, если выгорел настолько, что ничего не хочется

Краткосрочный отпуск поможет избежать проблем и больше никогда не слышать об эмоциональном выгорании. Но это лишь в том случае, если вернувшись из отпуска и попав в ту же среду, человек что-то изменит в своей работе. Уехать даже на три дня – действенный метод при борьбе с любым стрессом. Причем, три дня – это минимум, который нам необходим. Часто помогает любая незнакомая обстановка: это может быть деревня, новый город, санаторий. Необязательно в этом санатории закупаться большим пакетом процедур. Даже территориальное отдаление от стрессора, который вызывает выгорание, уже идет на пользу.

Утомление – физиологическое состояние. Усталость – это психологическая оценка того, что с нами происходит. Иногда утомление проходит и без усталости. То есть организм утомился, износился – это выражается в простудных заболеваниях, боли в суставах, повышенной температуре – мы не придаем этому значения. Например, у вас очень крутая работа, и вам не хочется расставаться с коллективом даже на время больничного. Вы не замечаете сигналы утомления и продолжаете исполнять свою функцию, встречаясь со стрессами постоянно. Очень важно обращать внимание на знаки организма, которых раньше не было: простуды, проблемы с желудком, боли в суставах.

Санаторий «Энергетик». Фото: Alex Kyntsevich

Надо следить, как то, чем вы раньше горели, ради чего могли горы свернуть, вдруг перестало быть важным и интересным. Следует задать себе вопрос: почему мне сейчас это не интересно? Почему я не показываю прежних результатов? Вы можете понять, что просто засиделись, вам нужен более высокий скачок. Хотя, если человек уже по-настоящему выгорел, ему будет сложно даже задавать себе эти вопросы. Тогда нужно быть внимательнее к оценкам со стороны. Если вам все вокруг говорят, что вы выглядите уставшим, пора прислушаться к людям.

Помогают ли алкоголь и секс снять стресс?

Многие говорят, что могут расслабиться и забыться, только выпив алкоголя. Мало кто знает, что после небольшой дозы алкоголя состояние легкой эйфории длится 8-10 минут. Дальше наступает депрессивная фаза. Это не так очевидно для нас самих, но другие замечают, что в этот момент мы хотим жаловаться на жизнь и рассказывать о том, насколько у нас все плохо. Если никого рядом нет, то перевариваем негатив в себе. Конечно, мы можем выпить еще, чтобы снова испытать эйфорию, но чаще всего ни к чему хорошему это не приводит. Я не говорю, что алкоголь надо исключить, но рассматривать его как способ совладания с эмоциональным выгоранием не стоит. Если человек осознал, что только алкоголь помогает ему отвлечься, то это уже сигнал, что ему нужна профессиональная помощь.

Санаторий «Ружанский». Фото: Анна Лукашик

Секс – хорошая профилактика. Но если выгорание уже произошло, то и секса может не случиться. И никаких изменений к лучшему не произойдет, пока мы не найдем корень проблемы. Проблемы с либидо могут как раз и случатся из-за выгорания. Если либидо падает – привнесите что-то новое в вашу жизнь, съездите куда-нибудь отдохнуть вместе с партнером. Вполне возможно, что в доме, в котором все напоминает о работе (если стресс вы испытываете именно там), у вас появляются проблемы даже в постели.

Главное: можно экспериментировать сколько угодно, но, не проработав проблему, надолго эффекта новизны не хватит. Со временем человек может начать оценивать и эту свою сторону жизни как унылую и неинтересную. А это уже тупик, вернее, повод идти к психологу.

Как перестать психовать и научиться жить

Рано или поздно у человека может развиться деперсонализация – он никак не выражает эмоции, может эмоционально не подключаться к внешнему миру. Часто могут наблюдаться невротические состояния, эмоциональные срывы. Кроме деперсонализации может проявиться редукция профессиональных обязанностей – тогда вы начинаете все делать спустя рукава, страдает мотивационная сфера. Но пока одни эмоции пропадают, другие, наоборот, заостряются и проявляются чаще. Например, человек чаще испытывает нехарактерный для него гнев. Самые тяжелые клинические формы выгорания связаны с нервным истощением. Здесь действительно страдает и мотивация, и функция выражения эмоций.

Санаторий «Приморский». Фото: step_o_vitalius

Мы долго можем «играть в горки»: выгорание нарастает – мы идем в отпуск, вроде как проблема уходит, проявляется в скрытой форме. Потом работа возобновляется. Не проходит и трех месяцев – а мы снова приближаемся к пограничному эмоциональному состоянию, потому что так и не проработали первую проблему. Становимся еще более подвержены выгоранию.

Многим из нас кажется, что в жизни мало источников для радости. Не каждый даже может ответить на вопрос: «Что значит – радоваться?» Есть такая книга «Радость по требованию», автор которой объясняет, что радоваться тоже нужно уметь. Мы иногда не обращаем внимания на мелкие события просто потому, что даже не можем представить, что в них есть источник радости. Иногда посторонний может стать для нас примером, «учителем радости». Согласитесь, радоваться в одиночку мы вообще не умеем. Мероприятия могут вызвать гораздо больше радости, если нас двое, трое, четверо. Вы замечали, что у нас проводят курсы управления гневом, преодоления страхов и повышения квалификации? Но радоваться нас никто не учит. И очень зря.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Почему закон против дискриминации нужен не только женщинам и инвалидам, а каждому из вас

Проекты • Евгения Долгая

KYKY совместно с Белорусским Хельсинкским комитетом публикует серию статей о том, почему нам всем необходим антидискриминационный закон. Сегодня мы говорим с главой организации Олегом Гулаком о проекте закона, который может изменить нашу жизнь. Ведь даже если сегодня вам кажется, что дискриминации нет, никто не гарантирует, что завтра этот колокол не позвонит и по вам.