Lifestyle: Модно быть немодным. Как соцсети сломали fashion-индустрию

Проекты • редакция KYKY

Авоськи из времен перестройки снова возвращаются в моду – и, похоже, это даже не самый безумный тренд на 2018 год. KYKY совместно с LIFE:), который предложил​​ беларусам безлимитный трафик на соцсети, расследует, как Instagram и facebook смогли вверх дном перевернуть мир моды и причем тут Шайа Лабаф, Грузия и Дмитрий Гурский.

Чего стоят все наряды мира, если однажды ты выйдешь в соседний магазин в футболке, в которой только что мыл окна, и тебя сфотографируют, выложат в интернет, а потом накопят достаточно снимков, чтобы регулярно обновлять аккаунт с твоими луками? Пока мы обсуждаем, что молодых беларуских блогеров не пускают в спортивной одежде в как бы приличный минский ресторан, голливудский актер Шайа Лабаф ходит по городу (не нашему) в малиновых леггинсах и трениках, которым на вид лет десять. И кажется, мир его обожает.

HTML

Историки моды считают, что социальные сети подарили миру моды новую искренность – именно из-за нее Тамара, которая работает продавщицей на открытом рынке, подписывается на инстаграм Кардашьян – она видит, что на новом фото на Ким надеты такие же панталоны, в которых она зимой выходит на работу.

HTML

На самом деле, эта новая искренность – просто крах магического мира роскоши, который мы привыкли видеть. Девушки с обложки Vogue 70-х и 90-х были богинями, их фото висели на стене у каждого подростка, а отцы даже не ругали сыновей за то, что те портят стены. Молодая Синди Кроуфорд, мечта гика Твигги и роскошная Брук Шилдс вызывали восхищение, потому что для непривиллегированного жителя планеты они были инопланетными существами. На них не влияла старость, их не касались бытовые проблемы, они всегда были одеты лучше других 99 процентов народа… И что случилось с этими богами, когда пришли Facebook и Instagram? Всё просто – боги умерли.

HTML

Вместо неприкасаемой Дженифер Энистон, по которой в 90-е вздыхали люди всех полов и возрастов, мы видим обычную женщину, которая выкладывает селфи без макияжа. Магия растворятся в одно мгновение. Успешные люди, которых мы всегда сознательно (и не очень) ставим себе в пример, оказались простыми смертными, которые тоже одеваются невпопад, получают обвинения в харрасменте, болеют, разводятся и даже страдают от депрессий. В итоге оказывается, что Скарлетт Йоханссон на Марш женщин вышла в обычных джинсах, а инвестор Дмитрий Гурский, который успешно продает беларуских программистов в Facebook, одевается не лучше твоего бывшего одноклассника. Так зачем загонять себя в рамки, от которых с таким удовольствием отказываются даже эти вчерашние небожители?

Больше не нужно подчеркивать свою половую принадлежность, соответствуя пин-ап плакатам из прошлого века. Если ты мужчина и хочешь носить юбки – пожалуйста, только не слишком раздвигай ноги в транспорте. Если ты женщина, но хочешь одеваться, как бруклинские рэперы тридцатилетней давности – ради бога, надо только узнать, где модная певица Луна покупает свои дешевые белые кроссовки. Да, соцсети доказали, что мы все просто люди. Но теперь появилась другая проблема.

Нынче нельзя быть слишком сексуальным

Свобода, ведущая народ, довела до того, что из моды вышли декольте, обтягивающие силуэты, открытая маскулинность и эротичная женственность. Им на смену пришли мягкие тона чувственности, пуританской сексуальности и, прости господи, радикального бодипозитива. Ни в первом, ни во втором, ни даже в третьем ничего плохого нет – модная индустрия постоянно должна шокировать современников, иначе она схлопнется от скуки. Только теперь мир перешел к постинстаграммной эпохе, когда на объективацию наложили табу, а за ней под косу попали и натуральные меха, и неэкологичные бренды косметики. Теперь в моде макияж, который не виден, мех, который, на самом деле, не мех, и красота, которая, если быть честным, вовсе не красива.

HTML

Мы вроде как перешли на новый уровень цивилизации, а значит, естественный отбор в мире моды, как у спартанцев, уже не работает. Генетики сетуют на то, что генофонд от этого ухудшается – но что сделаешь, зато мы проявляем высокодуховность и толерантность. Все меньшинства захватили власть и наступили на горло любому бизнесу, особенно тому, который строится на моде. Если бренд обидит толстых/худых/черных/синеволосых/беларусов/евреев/бездетных/одиноких/слабых – ему придется расхлебывать травлю все в тех же соцсетях месяцами, а то и годами. Вот как соцсети влияют на нас и на моду: они заставляют всех любить друг друга – а для всего остального есть антикризисные менеджеры.

Из-за такого наплыва человечности мода перестала связывать себя с роскошью. Какая там роскошь, если в соцсетях фото путешествующих стартаперов набирают столько же лайков, как и чья-то красивая попа в новой юбке от Versace? Уже и IT-бизнесмен и соавтор беларуского Декрета о ПВТ Виктор Прокопеня хвастается количеством подписчиков в инстаграме, говоря, что «мозги – это новые сиськи». И разве можно с этим поспорить?

HTML

Поэтому модный мир начал работать и на Прокопеню, и на 17-летнего блогера, который снимает видео для своей миллионной аудитории. Если вам кажется, что это звучит, как бред, просто посмотрите на новые коллекции от дизайнеров-мужчин. Первая – от грузина Демны Гвасалии. Этот лысый мужчина, который носит конверсы и больше похож на диджея, однажды решил, что отберет у мира адекватный взгляд на одежду офисного планктона или среднестатистического бизнесмена. Он сделал целую серию диких офисных луков, которую потом назвали революционным «нормкорпорейтом». Если вы неприлично далеки от моды, для вас эта одежда выглядит, как вещи, в которых дедушка стыдится колоть дрова в деревне. Но вы же помните, что свобода – это наш новый лозунг? В родной для дизайнера Грузии за последние 10 лет умудрились не только избавиться от бюрократии, реформировать полицию и декриминализовать марихуану, но и вырастить новую волну дизайнеров, которых хвалит весь мир. Демна Гвасалия теперь никакой не фрик, а руководитель столетнего испанского модного дома Balenciaga (и у них пять миллионов подписчиков в Instagram).

HTML

И если вам кажется, что мода сейчас мечется в агонии, потому что это некому носить, давайте вернемся к тому, кто вообще решает, что будет модно в ближайшее время. Это не какие-нибудь андрогинные снобы на пятидесятых этажах нью-йоркских небоскребов берут из головы новые тенденции. Все они делают выводы из того, в чем и так ходят жители мегаполисов и люди, которые в эту десятилетку считаются иконами стиля. И если вторые, как раз благодаря соцсетям, появляются и исчезают стихийно, как курс беларуского талера, то первые вполне логичны и определимы. Когда-то зачахнувшим в корсетах женщинам Шанель подарила платья свободного силуэта и мужские пиджаки – вы думаете, мало было несогласных? С тем, что теперь кроссовки можно носить хоть с брюками, хоть с платьями, хоть с кимоно, почти все уже смирились. И что, разве это не уступка модного мира в пользу всех нас, кому каждый день нужно ходить на работу, забирать детей из сада, встречаться с партнерами, а после этого еще успевать в бассейн или на свидание? Дома мод смирились с тем, что в спортивной одежде удобно весь вторник просидеть на работе, а вот мы до сих пор так и не поняли – эта жертва была сделана ради нашей свободы.

HTML

Когда Гоша Рубчинский к своему показу осень-2018 выбривал модели-подростку на лбу логотип Adidas, его мать, вполне возможно, отключала телефон, чтобы не объяснять родственникам из Серпухова, почему на голове мальчика осталось только три дорожки волос. Но если нам всем так нравится переосмысление России в фильмах Андрея Звягинцева, который снимает то же, что и Балабанов, только более эстетски, то пора уже принять и Рубчинского. Да и что поразительного в этом, если среди нынешних совсем юных миллениалов стали так популярны признанные бренды, а их кумир рэпер Face поет свои песни о бургерах в свитшотах от Gucci?

Свободный и ужасный

Да, с этим новым поколением и его капризами и своим культурным кодом надо считаться. Просто мода – это не экономика постсоветских стран, и ее тенденции меняются так часто, что ежемесячный глянец уже не успевает их запечатлевать. По-настоящему ловить эти волны удается только соцсетям. Пока редактор журнала в конце января верстает номер о цветах, которые будут популярны в феврале, модные блогеры уже составляют свои луки на лето. А в таком потоке контента всегда выигрывает тот, кто успел стать первым. Вот потому фешн-блоги и собирают сотни тысяч подписчиков: если красивая девушка наглядно демонстрирует, как в тотал-луке сочетать мюли с кюлотами и худи, на нее стоит подписаться. Хотя, тотал-луки, говорят, уже тоже выходят из моды – в них, мол, слишком много условностей.

HTML

В этом мире победившего оверсайза и сетчатых колгот под джинсами соцсети не только сблизили нас со всеми людьми, которых мы даже не знаем, но и подарили маленькие радости жизни – например, возможность не ходить на долгие встречи выпускников. Теперь чтобы сравнить, насколько преуспевает твоя жизнь на фоне судеб однокурсников, можно просто найти их в Facebook, Instagram, ну или даже «Одноклассниках» – хотя последний вариант уже и так говорит сам за себя. Сверив семейный статус и карьерные успехи, мы бегло листаем фото бывших друзей – и понимаем: чтобы оставаться в тренде, достаточно раз в год одеться по-консерваторски нарядно и сделать красивое фото в выгодной позе. В остальные 364 дня во внешнем виде можно хоть целиком повторять образы со своих же детстких фотографий с утренников. Ведь как раз тогда вас не очень смущало, что у Вадика желтые колготки растянулись на коленях, а у Лены нет модных по тем годам лосин. Вот и теперь мы ставим лайки друзьям не за лучшие сочетания терракотового и «морского пиона» (да, это цвет). Нам нравится, когда кто-то может нас насмешить костюмом Pac-Man'а на минском полумарафоне, порадовать бабулей в ньюбэлэнсах или удивить строгим костюмом вместо обычных бомберов.

HTML

Прошлым летом наш директор Саша Романова как-то пришла на планерку в носках под сандалии. Чтобы совершить этот шаг, она не читала журналов, а увидела такие же в инстаграме какого-нибудь Шнурова, съездила на выходные в Лондон и заметила, что там люди вообще одеты по принципу «чем хуже – тем лучше». Я говорю Саше, что мне непонятна ее любовь к спортивным штанам, а Саша год назад после моего визита в парикмахерскую честно сказала: «Фиолетовые волосы тебе вообще не идут. Краска же смоется?» Но вообще конституция гарантирует нам всем свободу убеждений. Только вот если она есть у вас, она есть у и тысячи людей вокруг. Так если какому-то вашему другу в ленте хочется носить малиновые пиджаки с меховыми шлепанцами – разве можете вы их осуждать? А в соцсетях, кстати, не очень модно осуждать – там обычно ставят лайки.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

15 советов, как найти идеальное платье и не облажаться

Проекты • редакция KYKY

Мода постоянно витает вокруг одних и тех же тенденций, подхватывая новые – и теперь кажется, что носить можно всё. С одной стороны, это действительно так, с другой – есть объективные лайфхаки в одежде, которые помогают лучше фотошопа модифицировать свою внешность. KYKY на примере платьев сервиса SHKF написал новый завет по подбору платьев для любой фигуры.