В гостях у Мити Писляка и Натальи Минчук. Беседа с художниками о гостях, котиках и граффити

Проекты • Ася Поплавская
Митя Писляк и Наташа Минчук — пара художников, которые все делают вместе. Заботятся о бездомных котах, ходят в гости, рисуют картины в интерьерах ресторанов и офисов, создают крутой стрит-арт в Минске. KYKY вместе с Fizz Яблочный с Ванилью нагрянул в гости к ребятам с подарками от певицы Руси, и поговорил о гостеприимстве, творчестве и любви к Минску.

В гостях у Мити и Наташи нас встречают коты Персик, Носик и кошка Птичка. Пока мы рассматриваем уютные детали в интерьере молодых людей, которые много лет расписывают городские стены и пространства квартир, под ногами шмыгают котята. Четырех малышей наши герои взяли на передержку, ищут для них хозяев. Мы пришли в гости к ребятам не с пустыми руками. Руся, солистка группы Shuma, у которой мы были в гостях в прошлый раз, подарила Мите и Наташе металлические броши с логотипом группы. Митя и Наташа говорят: «Классное украшение» – и тут же прикалывают броши себе на одежду. Наш разговор возвращается к бездомным животным.

О благотворительности. Откуда у ребят такая любовь к котикам

Митя Писляк: Это все Наташа. Она очень любит их. Я ее только поддерживаю.

Наталья Минчук: Три года назад у меня умерла моя первая кошка. Ей было восемь лет, у нее были проблемы с печенью. Когда ей исполнилось шесть, я взяла Птичку, чтобы им было веселее вместе. Они сразу очень подружились, спали в обнимку. А когда моя первая кошка умерла, я скучала, у меня было тяжело на душе. К тому же мне всегда было жалко брошенных и бездомных животных, я занялась волонтерством — увидела визитку благотворительной организации, позвонила и спросила, чем я могу помочь. Они мне рассказали, какая требуется помощь: нужны фотографы, люди на машине, чтобы отвезти животное в клинику, добровольцы, готовые брать бездомных котов и собак на передержку… Я помогала, чем могла, так меня и затянуло. Персик и Носик у нас появились благодаря этой моей волонтерской деятельности. Сейчас у нас семь котиков: три своих и четыре маленьких братика — они ищут новый дом.

KYKY: Как реагируют ваши постоянные питомцы на новичков?

Наталья: Первые дни я закрываю новых котов на кухне, чтобы наши к ним привыкали: чувствовали запах через дверь, видели издали. Мальчики хорошо воспринимают новых: вылизывают их, играют, спят вместе. А Птичка с осторожностью относится к новичкам. Она может допустить, чтобы они рядышком посидели, но играть не будет, начинает шипеть.

О гостеприимстве. «Еще не наступил тот период, когда нам не хочется тусоваться»

KYKY: К вам, наверное, часто приходят друзья повозиться с котами?

Наталья: Да, приходят. Мы гостеприимная пара, любим устраивать вечеринки. Например, приехала подруга из Италии, мы сразу зовем других друзей, чтобы пообщаться всем вместе. Иногда по вечерам смотрим фильмы с ребятами на проекторе. Бывает, кто-то и без приглашения приходит. Звонит и говорит: мы в вашем районе, хотим забежать на чай. Мы с радостью принимаем. Каких-то правил приема гостей у нас нет. Для тех, с кем мы общаемся близко, наша дверь всегда открыта, они могут запросто к нам прийти.

KYKY: Вы считаете себя людьми, которые любят выходить в свет?

Митя: Безусловно. Еще не наступил тот период, когда не хочется тусоваться (смеются). Я знаю людей, которые говорят: мы устали, никуда не выходим, натусовались уже вдоволь, не видим в этом смысла. Мне так сказал недавно товарищ, который нашел спутницу. Думаю, на активность выхода в люди влияет наличие у человека второй половины. А когда появляются дети, на такую жизнь почти не остается времени…

KYKY: На вечеринки, в гости, на мероприятия ходите вместе?

Митя: Да, стараемся. У нас уже сформировался общий круг друзей. Наташины стали моими, а мои — ее друзьями. Мне кажется, если пара начинает часто ходить куда-то порознь, у людей появляется параллельная маленькая жизнь и они отдаляются друг от друга. Хотя, возможно, все не так…

KYKY: Что приносите с собой, когда идете в гости?

Митя: Поскольку мы делаем наклейки, открытки и принты с нашими рисунками, захватываем их с собой. Это очень удобно — всегда есть какой-то маленький приятный презент для друзей. Когда случается новое знакомство, все время ломаешь голову, что подарить. Но недавно я решил эту проблему: рисовал человека, вставлял портрет в рамку, делал набор наклеек с изображениями этого человека. Такие подарки всем очень нравятся.

Наталья: Подарки часто связаны с нашим творчеством. Но близким друзьям мы дарим что-то нужное, как заведено во взрослом мире. Я спрашиваю, что человеку нужно и мы делаем полезный подарок.

KYKY: У нас принято в гости приходить с определенным алкоголем, какой предпочитаете?

Наталья: Крепкие алкогольные напитки пьем не так часто, под настроение пару раз в год буквально. Иногда балуемся вином или сидром. Сидр у нас еще не очень популярен, но нам нравится: он легкий, игристый, приятный.

О творчестве. Неразрешенный стрит-арт в Минске и роспись потолка в доме Елены Ваенги

KYKY: Митя Писляк известен как художник, который рисует специальными маркерами на стенах домов. Все мы знаем его панд, созданных для фестиваля Freaky Summer Party и украшающих центр Минска, черно-белые работы в Осмоловке, на Красноармейской, Октябрьской… Он часто рассказывает о своем творчестве в интервью журналистам. Наталья, вы работаете вместе с Митей. Расскажите, с чего начинали путь художника?

Наталья: Я закончила Институт современных знаний, училась на дизайнера одежды. Работала дизайнером в компании, которая занималась пошивом детской одежды, но уволилась и не работаю по специальности. Почему?.. Мало платят, а в свой проект нужно инвестировать много времени и сил, рекламировать себя. Мне это не близко, я больше люблю творчество, мне хочется рисовать, а не заниматься менеджерской работой. Сейчас работаю как напарник Мити — он создает макет, а после мы вместе занимаемся росписью. Интерьеры, стрит-арт — многие работы мы рисуем вместе. Также я делаю открытки, мне нравится рисовать птиц. Сейчас готовим принты к Новому году.

KYKY: Расскажите про самые интересные совместные проекты.

Наталья: Сразу вспоминается работа над росписью стены на Карла Маркса, на которой мы нарисовали картину Ивана Хруцкого «Портрет жены с цветами и фруктами». Это был интересный опыт прошлой осенью: холодно, ветер, мы рисовали на подъемнике… Эскиз создавал Митя, согласовывал роспись стены с минскими властями, а потом мы вместе переносили рисунок на стену. Получилась очень интересная работа, нетипичная для Минска.

KYKY: Митя, когда ты рисовал на Карла Маркса свою версию картины нашего беларуского художника Хруцкого, у тебя была идея не останавливаться на этом, а продолжать создавать в разных городах интерпретации местных художников…

Митя: Да, такое желание у меня есть до сих пор. Я знал, что этот проект будет растянут во времени. Следующий стрит-арт планирую сделать в Вильнюсе. Сделать эскиз — самое быстрое в этом проекте. Много времени уходит на согласование стен с городскими властями. Поэтому нужно начинать заниматься этим уже зимой, чтобы летом, пока тепло, рисовать. Этим летом я хотел сделать еще несколько работ в Минске, но не получилось.

KYKY: Почему?

Митя: Власти не согласовали стены. Я подготовил два эскиза: одну работу хотел сделать на стене жилого комплекса «Каскад» около станции метро Молодежная, а второй — на стене под железнодорожным мостом недалеко от площади Независимости. Я пошел к тем же людям, которые год назад разрешили мне рисовать Хруцкого в центре Минска. Они посмотрели на проект и сказали: «Нам не нравится». Это несвойственная для меня работа — не черно-белая, а яркая, с забавными существами. Они спросили у меня, что это за создания непонятные… Было очень неприятно оказаться в ситуации, когда мне что-то запрещают. Я не хочу повторения этой истории. Я хочу сделать иначе: нарисовать не одну большую работу, а несколько маленьких, которые не нужно согласовывать. За счет своего количества они будут создавать видимость массовости.

Еще хочу сделать большую черно-белую картину, разукрашку, которую все желающие смогут разрисовывать. Положить рядом мелки и дать свободу людям.

Кроме этого я хочу создать свою студию шелкографии, где я буду работать и куда смогут приходить люди, смотреть, как я работаю. Пускай это будет общественная студия, где я начну обучать других людей рисованию. Мне уже хочется начать передавать свои знания, да и интерес есть. Просто рисовать уже не так интересно, хочется научить этому других людей.

KYKY: Помимо стрит-арта вы с Наташей создаете картины в интерьерах. Расписываете офисы, частные дома. Какая работа из последних наиболее запомнилась?

Митя: Недавно в инстаграме мы познакомились с женщиной из России. Ею оказалась достаточно известная российская певица Елена Ваенга. Она под Питером достраивала дом и сказала мне: «Рисуй все, что хочешь»! Но я все же предпочитаю узнать пожелания заказчика перед тем, как создавать эскиз. Мы общались, и я попросил Елену написать мне список важных для нее жизненных событий. Их я планировал изобразить, чтобы получилась мозаика. Рисовали на неровном потолке. Елена очень серьезно к этому отнеслась: сама написала список, опросила всю свою семью, узнала у них, что для них важно. В этом списке был гладиолус, река, кот, вертолет, школа… Таким образом я неплохо узнал Елену, услышал массу историй из жизни. Это очень интересно. Рисуя картину в доме, знакомишься с его хозяином.

О городской среде. «Минску все еще не хватает свободы, и у нас нет времени ждать, когда она появится»

KYKY: Митя, тебе нравятся темпы, которыми развивается Минск? Мы приближаемся к Европе?

Митя: Безусловно, Минск развивается в европейском направлении. Но все же это происходит не так быстро, как мне бы того хотелось. Я не знаю, сколько должно пройти лет, чтобы Минск принял тот облик, который мне нравится в европейских городах. Внешне он может оставаться таким же, но городу не хватает свободы. Конечно, сейчас свободы гораздо больше, чем пять лет назад. Но все же, ее еще не так много. Мы все еще не можем делать то, что там на самом деле хочется. Я говорю про тот же стрит-арт: мы должны проходить массу согласований, просить разрешения, а не творить честно и свободно. Не хватает свободы в развитии мелкого бизнеса: магазинчики, лавки, точки с едой… Все еще мало инициатив, которые делают люди, – тех мелочей, из которых складывается дух города. Ведь атмосфера — это не здания, а люди и их дела. Мне очень нравится Берлин. С точки зрения архитектуры там нечего смотреть. Но люди там гораздо свободнее, чем минчане: у них куча прикольных лавок, каких-то классных мест. Там крутой дух креатива и свободы, все могут быть теми, кем хотят, а не теми, кем их хотят видеть другие. А мы все еще достаточно скованные.

Чувствую, что мне не хватит времени, чтобы жить здесь в ожидании большей раскрепощенности. Я хочу уже сейчас жить в таком обществе. Поэтому меня одолевают мысли уехать из Минска.

В то же время, не хочу совсем забывать свой город, потому что если мы все уедем, кто будет его развивать?.. Переезд может поспособствовать самовыражению: на расстоянии интересные идеи для своего города приходят на ум быстрее. Можно придумывать крутые идеи, живя в том же Вильнюсе, который мне нравится. Потом приезжать в Минск, реализовывать их и снова уезжать напитываться новыми идеями. Думаю, так будет получаться творить даже лучше. Хочется поменять картинку, пожить в другом городе.

Наталья: Вильнюс — не город нашей мечты, но он нам очень нравится. Там красиво, приятно, мило, чувствуется Европа, несмотря на то, что город в большом упадке.

Митя: Но долго ты там не проживешь. Через полгода будешь знать Вильнюс наизусть. Менять иногда обстановку нужно любому человеку, а мне как художнику это просто необходимо. Хочется получить новый опыт, уехав куда-нибудь из Минска на несколько лет. Тем более, у нас есть такая возможность: мы не привязаны к городу стабильной работой, детей пока нет. Только вот коты (смеется). Но мы что-нибудь придумаем, чтобы не оставить их на произвол судьбы.

На прощание Митя и Наташа подарили нам серию новогодних открыток, которые KYKY должен передать новому герою. Этими героями, в соответствие с пожеланием ребят, станут Катя Герман и Маша Стержанова.


Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Бар, в котором живет антиквариат. Фотографируем «Manon bar»

Проекты • Ася Поплавская

Поскольку великого разнообразия музеев в Минске не наблюдается, владельцы бизнесов восполняют пробел самостоятельно: антикварные пепельницы, старинная посуда и мебель со столетней историей – в отдельные бары можно ходить как в галереи. Владелец «Manon bar» Александр рассказал KYKY, как создавался интерьер и зачем гостям старинная фисгармония.