Audi A8, квартира в «Доме Чижа» и заброшенный пионерлагерь. Что белорусские банки продают в кризис

Деньги • Павел Свердлов
На сайте каждого банка есть скорбный раздел, в котором продаётся имущество должников. В кризис он разбухает, как печень запойного алкоголика. Кто-то взял машину в лизинг, а бизнес не пошёл; кто-то получил кредит на квартиру, а потом потерял работу — когда в экономике неблагополучно, счёт таким случаям идёт на сотни.

Например, «Приорбанк» через свой сайт объявляет об аукционе на «двушку» в хрущёвке на самом краю Минска. Дом стоит на улице Ландера и смотрит окнами на кольцевую. «Дополнительная информация: в квартире зарегистрировано 4 (четыре) человека — мать и трое детей; двое — несовершеннолетние (6 и 17 лет). Все проблемы, связанные с выселением несёт новый собственник», — сухо сообщает банк.

«Выписывать эту семью из квартиры придётся по суду, — рассказали KYKY в отделе принудительного исполнения Октябрьского района Минска. — 24 февраля, через два дня после аукциона, второй ребёнок станет совершеннолетним. По нашим сведениям, они там давно уже не проживают. Отсюда и долги по коммунальным платежам (около 4 млн рублей — прим. KYKY). Насколько мы знаем, сама должница сейчас находится в жарких странах. Имущество было заложено, правами на него владеет банк».

Кроме этой квартиры, банк продаёт ещё девять объектов недвижимости и десять автомобилей, среди которых — зелёный фургончик-«Мерседес» 1986 года, с пробегом в 1 млн км.

«Банк БелВЭБ» пытается продать 26 объектов недвижимости по всей стране. Чего тут только нет: офисы, заправки, склады, гаражи, магазины и кафе, дома и квартиры и даже автостоянка в Минске на улица Панченко.

На соседней вкладке — больше 30 автомобилей. Среди них вполне респектабельные Nissan Quashkai (так и написано: с лишней u не через q, а через k — прим. KYKY), Volkswagen Amarok 2011 года и Audi Q7. Машины продаются в Гомеле, Кобрине, Гродно. Неужели банк «раскулачивает» своих начальников отделений, пересаживая на автомобили попроще?

«Нет, это машины не из нашего гаража, — разочаровывают в банке. — На этих авто ездят наши должники, которые не справляются с платежами по кредитам».

В Речице «Банк БелВЭБ» продаёт бензопилу, в Витебске — «льдогенератор кубикового льда» и два стола «Тирамису дуо».

А среди движимого имущества — три комбайна, и даже «Сеялка кукурузная Кляйне Мультикорн 6р». Набор, вполне достойный «Белагропромбанка». Кстати, у него раздел сайта, посвящённый имуществу должников, «находится в технической доработке».

Зато на сайте «Беларусбанка» — целая россыпь должников. В прямом смысле: банк изучает спрос на коллекцию из 38 топазов, самый большой из которых весит больше килограмма. В Витебской области «Беларусбанк» продаёт дрова на любой вкус: бук, ясень, граб, вяз, клён, дуб, лиственница. На этом фоне спальня «Карина» и кровать, которые продаются в Поставах, смотрится вполне нормально.

То тут, то там встречается слова «ликвидация» и «должник». Среди грузовых «Газелей», МАЗов, тракторов, полуприцепов и погрузчиков сиротливо смотрится чья-то чёрная «Волга». Из крутого, что продаётся: система лазерной резки за 2 млрд рублей, туча станков самого разного профиля и гвоздь программы: роторная жатка. Правда, импортная. Итальянская.

23 здания по всей Беларуси предлагает на своём сайте банк ВТБ. В другом разделе указана бытовка 2,5*6,2 м — аукцион по ней должен был пройти в ноябре, но, судя по тому, что со странички её не убрали, закончился ничем. Здесь же можно купить телевизор Sharp с неисправной матрицей и тренажёр «боди скульптуре». Б/у. Цвет чёрный.

В разделе «Автотранспорт» среди грузовиков и прицепов находим настоящую чёрную жемчужину: Audi A8, фантом с перламутровым эффектом, за 762 млн рублей. А это, ни много, ни мало, $35 тысяч. Ого, думаем, состоятельные у банка должники. И ошибаемся:

— Это машина председателя правления, — рассказывают KYKY в ВТБ. — стояла в гараже банка, обслуживалась на дилерских СТО. Пробег меньше ста тысяч километров, удлинённый салон...

— А зачем председателю правления банка продавать свою машину? Это из-за кризиса? — уточняем мы. И снова ошибаемся:

— Он продаёт свою машину, потому что у него есть Mercedes s500, — лаконично отвечают в банке.

Пожалуй, самые состоятельные должники у «Белорусского народного банка». К примеру, он продаёт два недостроенных коттеджа в элитном посёлке Тарасово под Минском. Но это ещё цветочки: один из должников «отдал» банку квартиру в доме «У Троицкого», в народе известный как «Дом Чижа» на Немиге. За апартаменты площадью 121,2 кв.м банк просит $275 тысяч в рублёвом эквиваленте.

Арт: Gera More

Ещё на сайте банка написано о комплексе зданий бывшего пионерлагеря «Орбита» на Девинском озере — это в Сенненском районе. Стоимость арестованного имущества — почти 1,5 млрд. В окнах некоторых корпусов ещё даже остались стёкла, но, в принципе, в заброшенном лагере уже можно снимать триллер о Чернобыльской зоне.

Для справки

Залоговое имущество — движимое или недвижимое имущество заёмщика, передающееся кредитной организации в залог с целью обеспечения кредита. Если заёмщик не возвращает кредит, права на имущество, переданное в залог, переходят к залогодержателю. То есть к банку, объясняет сайт Benefit.by.

Банки, продающие залоговое имущество, — это в кризис обычное дело. Должников по кредиту становится всё больше. Вместе с ними в банках увеличивается количество залоговых автомобилей, недвижимости, техники и оборудования.

Само по себе залоговое имущество банку чаще всего не нужно, а потому продаётся, чтобы покрыть невыплаченный кредит.

Как правило, залоговое имущество продаётся дешевле рыночной стоимости. Во-первых, банки стремятся избавиться от него максимально быстро, потому что не хотят тратить время и усилия на непрофильную работу. Во-вторых, какая-то доля кредита уже выплачена, и банку необходимо вернуть лишь часть от выданной суммы.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Создатели MSQRD: «Ждем, когда нас запостит Илон Маск. Надо сделать эффект с ракетой!»

Деньги • Николай Янкойть

С бесплатным приложением MSQRD, разработанным белорусской командой во главе с Евгением Невгенем, Сергеем Гончаром и Евгением Затепякиным, забавляется уже более двух миллионов пользователей. Мы наведались в офис компании, чтобы узнать, как родилась идея нарядить мобильных пользователей в маски и какую выгоду сулит MSQRD его создателям.