Терпеть вредно: пока вы молчите, на вас «кладут болт»

редакция KYKY
Редакция KYKY не хотела писать про дерьмо. Которое голыми руками вычерпывали жильцы хрущевки со сломанной канализацией. Пока не увидела в Facebook пост Павла Виноградова, о соседях которого идет выше речь – в посте была ценная мысль: «пока здесь все терпят – на них кладут болт и вынуждают плавать в какулах». Впрочем, обо всем по порядку.

Если в Беларуси не качать права, не требовать нормального к себе отношения, о тебя будут вытирать ноги. Причем, везде: от паспортного стола до магазина с гайками, от больницы до общепита с протухшими салатами. Если ты скромный, тебя по умолчанию считают «терпилой». Ты не получаешь сервиса, никто не будет выполнять договоренности, ты даже не увидишь моральной компенсации в виде извинения. Тебя вообще никто не будет замечать в упор. Но если ты поднимешь крик, подключишь прессу – твою проблему тут же магическим образом начнут решать. Может быть, чересчур частный, но зато самый свежий пример – публикация Анастасии Шпаковской сегодня в Facebook.


Напоминаем: вчера на KYKY появилась статья о том, как актеры государственных театров выживают на $250 в месяц. В статье героиня призналась, что «снялась по нужде» в сериале «Мухтар» и несколько месяцев ждет обещанного гонорара. Если бы не призналась – никто бы не дернулся. Ждала бы еще несколько месяцев.

У некоторых жителей постсоветского пространства есть странное свойство – «пробивать тебя на слабо», чтобы проверить, как долго ты можешь терпеть. Таким навыком в совершенстве владеют мелкие начальники, вахтеры и бюрократы, которые выдают справки. Сказать спасибо за подобную тенденцию коммуникации мы должны зоне и, возможно, армии. Там принято «пробивать» человека, наблюдая, чего он стоит, и насколько велики у него уверенность в себе и самооценка. Эту особенность мироустройства в Беларуси можно встретить везде: в больницах, где уборщица ругает немощную бабушку за то, что та не может за собой убрать, в роддомах, где над девочками помоложе просто издеваются. Что делать? Как минимум не молчать, и давать таким людям отпор.

Почему они «пробивают нас на слабо»

Показательной в этом отношении является сегодняшняя история Павла Виноградова, написавшего в Facebook пост о своих соседях, жильцах хрущевки, которые провели четыре дня без канализации. Почему показательной? Потому что люди в прямом смысле жили в дерьме и боялись заявить об этом. А ЖЭС «пробивал их на слабо» в течение нескольких дней. Вот что пишет Павел:

«Рассказываю тезисно, в хронологическом порядке.

– С прошлой пятницы до вторника мои соседи с первого этажа круглые сутки черпают вёдрами какулы, теребят ЖЭС и администрацию района. Нихера не происходит.

– Вечером во вторник я узнаю в чём суть проблемы и предлагаю пострадавшим пошуметь через СМИ. Отказываются.

Фото: Павел Виноградов

– Через 12 часов наступает утро среды, и они соглашаются. Этим же утром приходят журналисты, узнают, в чём суть и начинают теребонькать ЖЭС. ЖЭС прикидывается шлангом и говорит, что ждите до пятницы-воскресенья.

– Вечером этого же дня выходят материалы на «Тутбае», «Белсате» и «Еврорадио».

– А уже сегодня, с утра в четверг, начинается ремонт.

Магия! Чудесным образом уже не надо ждать, находятся силы и средства и никакой субподрядчик уже не нужен. Это Беларусь, детка. Здесь пока все терпят – на них кладут болт и вынуждают плавать в какулах. А ещё можно не терпеть!»

На самом деле, ничего удивительного нет. Если ты предпочитаешь проглотить обиду, о тебе просто забудут. На самом деле, и работников ЖЭСа, и хамских охранников, и бабушек в роддоме немного жаль. Они подавлены иерархией. На них все ездят, начиная от самого мелкого начальника и заканчивая «главным», а потому они пытаются взвалить груду собственных унижений на кого-то другого. Единственный способ борьбы с ними – привести их в себя. Они привыкли, что начальство их гнобит и жутко его боятся, а потому достаточно одной публикации в прессе – они поймут, что могут сами столкнуться с проблемами.

Если ты можешь за себя постоять, то жизнь в Беларуси оказывается не так уж плоха.

Но мы по-прежнему боимся заявить вслух о своих правах. Боимся лишиться работы (часто совершенно необоснованно), боимся порицания со стороны коллег и знакомых, просто боимся потому, что «можа так i трэба». И, наверное, чем больше в СМИ будет историй о том, как люди не испугались и у них получилось – тем лучше? Ведь путь к свободе всегда начинается с малого.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter