Ядерный алтарь светлого будущего. Годовщине катастрофы на ЧАЭС посвящается

Дмитрий Качан
В первую очередь, спешу вас заверить, этот текст ни в коем случае не будет объективным, научным или познавательным. Обусловлено это достаточно тривиальными и приземленными причинами: физику в школе я прогуливал, высшее образование получил сугубо гуманитарное и о работе атомных станций знаю чуть менее чем ничего. Хотя нет. Кое-что знаю. На них периодически случаются аварии, взрывы и прочие радости ядерной индустрии. А как иначе?

Чем нас может осчастливить введение в эксплуатацию очередной станции? Больше электроэнергии, больше рабочих мест, больше светящихся урановыми улыбками довольных лиц. Паниковать абсолютно не стоит. Во-первых, баланс и гармония в мире кипящих ядерных реакторов соблюдается. Существуют тенденции отказа от ядерной энергетики: лидеры отрасли прикрывают ряды станций, а то и вовсе отказываются от них (например, Италия). Китай, Индия и Россия в противовес проводят свои масштабные программы строительства новых АЭС. Так что если представить страны нашей планеты пустыми ячейками в барабане револьвера, а АЭС – смертельной пулей массового поражения, то шансы выжить в этой «ядерной русской рулетке» все же достаточно велики.

Во-вторых, человечеству, по всей видимости, суждено закончить свое существование гораздо менее романтично, чем в жарких объятиях ядерной зимы (или на что там еще способна АЭС?). Интернет, нейромаркетинг и реклама разберутся с нашей планетой гораздо раньше. А есть еще и политики, исламисты, террористы и прочие сексисты с феминистками. Отличная компания для празднования конца света. Короче говоря, наша жизнь и так тяжела и ненастна, как бремя представителя офисного планктона до записи на тренинг личностного роста. Что нам ваши станции? Человечество уже и так летит, что ваш бобслеист в трубе, ведущей в никуда. Волноваться не о чем.

Фото: @liliyakazil

Авария, произошедшая 26 апреля 1986 года, наглядно показала, что такого рода явления – случаи, не заслуживающие даже обсуждения. Советские медиа не сочли нужным информировать население: майские праздники ведь впереди, зачем людям настроение портить? И это самое страшное в этой ситуации. Не факт аварии, а то, что было после нее.

Морально ли зарабатывать на аварии деньги

Если ваше детство пришлось на 90-е, у вас наверняка есть в запасе истории про чернобыльские туры. Итальянцы, французы, немцы с удовольствием бесплатно принимали в свои семьи детей из Беларуси, а местные фирмы продавали эти туры за пару сотен долларов. Морально или нет? Если ответ на этот вопрос очевиден, то атомный туризм – понятие не такое однозначное. Год назад на KYKY публиковалось интервью с беларуским экскурсоводом по Зоне отчуждения. Увидеть город-призрак, место техногенной катастрофы, реактор. Прямо «Сталкер» Тарковского. Посещение Зоны практикуется с 1996 года. С 2000-х в те места пришел экскурсионный туризм, официальный и легальный. Правда, только с украинской стороны. Беларуская сторона туристов не возит.

Фото: @chernobyltour

Поразительно, каким магнетизмом обладает Чернобыль:

«У Зоны есть такой эффект, который я называю «с оттяжкой», – рассказывает героиня прошлогодней статьи. – Чем дальше ты от Зоны, тем больше тебя начинает тянуть к ней. Не знаю, чем объяснить этот эффект. У нас в группе были девочки-подружки, наверное, 19-21 лет, такие типичные «гарни дивчины» в уггах, с накладными ногтями и крашеными губами, очень типажные, прямо из анекдотов. Что они забыли в этом Чернобыле – никто не понимал! С собой туда они притащили две железяки, измерять магнитные поля. И вот стоят такие в Припяти, как уфологи, – вышли из автобуса ночью, одна светит фонарем, а вторая говорит: «О, смотри, шавелится». Когда мы выезжали на дозконтроль, одна из них вдруг взяла микрофон и начала всех благодарить. А потом вдруг как скажет навзрыд: «У меня ощущение, что я уезжаю как из дома родного! Так и тянет внутри – кажется, будто я всегда здесь жила, а сейчас покидаю навсегда». Это было именно то, что я чувствовала, когда ехала, а потом еще проживала несколько дней после. Надо мной по возвращении шутили ребята: «Ты забыла главное правило сталкера – не оставлять свое сердце городу». Зона – рай для социофоба.

В Украине тема атомного туризма открыта, и о ней можно говорить, а для беларусов тема Зоны закрытая. На государственном уровне она считается чуть ли не национальной заповедной зоной, охраняемым объектом, куда имеют доступ только сотрудники Академии Наук Беларуси. Можно было бы зарабатывать на ней, как Украина делает. И вот я не понимаю: мы можем легально продавать оружие и прочие инструменты страха, но считаем зазорным продавать сам страх. Ведь что такое Чернобыль? Это просто страх. Когда спрашиваешь человека, почему он не хочет увидеть Зону своими глазами, он отвечает: «Я боюсь, что приеду туда, получу дозу, вернусь и умру».

Фото: @bulikkiev

Но и без «атомного туризма» последствий аварий достаточно: радиация до сих пор сказывается на здоровье населения (вспомните статистику онкозаболеваний), «чернобыльские льготы» «приостановлены», а стройка новой атомной станции в самом разгаре. Получается сюрреалистичненько. Все, как мы любим.

Островецкая АЭС… как много в этом звуке для сердца беларуского слилось!

Как же это странно – продолжать наступать на одни и те же грабли. Тем более, грабли такого приличного масштаба: стройка занимает 200 гектаров. Этот ядерный садовый инструмент потенциально массового воздействия строится всеми возможными силами: участвует Россия, интернет засыпан объявлениями о приеме на работу, работают строители, специалисты, студенты… Весь цвет отечественного атомного зодчества. Всем миром строим новую Вавилонскую башню, в лучших библейских традициях. Да и местным хорошо, цемент можно по дешевке достать. А страны-соседи волнуются. Завидуют, наверняка. Экологическая служба Австрии просит приостановить проект, говорят, что официальная информация беларуских делегаций бездоказательна и ошибочна. Литовцы грузят своим пессимизмом. Да, произошел десяток несчастных случаев, но, как говорится, тот не ошибается, кто ничего не делает. Запуск первого реактора станции запланирован на 2019 год.

Фото: @v.maxx

Пренебрегая альтернативными источниками энергии, Беларусь избрала ницшеанский путь: «что нас не убивает – делает сильнее». Как и куда можно пойти по нему, еще предстоит выяснить. Естественно, война с АЭС сравнима с борьбой против ветряных мельниц – занятие героическое, но абсолютно бесполезное. Сражаться с прогрессом, который поднимает нас с животного до человеческого уровня, что может быть нелепее? Животный удел – жить в экологически чистых условиях, питаться такой же чистой пищей, быть и наслаждаться этим бытием – категорически чужд уделу человеческому. Прогресс неумолимо превратит нас в людей, хотели бы вы этого или нет. Цивилизация пройдет напролом, искоренив невежество и остальные неудобства. Люди равноправны и независимы, так что, уж будьте так добры, не мешайте другим двигать прогресс. Доверяйте тем, кто возводит очередной ядерный алтарь Светлого Будущего. Я, например, доверяю. Несмотря на все падения реакторов во время строительства. Доверяю настолько, что уже присматриваю себе на всеобъемлющем eBay подходящий астероид для полета с этой планеты. Подальше от цивилизации. Уж больно много во мне животного, по всей видимости.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter