«Ненужная правда про белорусов». Чем Георгий Добро лучше Сергея Шнурова

Культ • Сергей Пукст
Георгий Добро, лирический персонаж Сергея Пукста, выпустил в свет песню «Радуга», где упоминаются KYKY.org, радужные аватары, фейсбук, а также моральный облик музыкального критика Конрада Ерофеева. Сергей объяснил, что нашло на Георгия Добро, который раньше выдавал шансон о взаимоотношениях мужчины и женщины.

Насколько я знаю, песен моментального реагирования у белорусов нет, кроме проекта Лявона Вольского с куплетами «Саўка ды Грышка», которые, скорее, можно назвать нишевым продуктом для внутреннего программного контента «Радио Свобода». В песне Георгия «Радуга» собраны все новости, которые нам подсовывает фейсбук. Конечно, она не рассчитана на вечность. Во-первых, никто не помнит, что сморозил Олег Табаков по поводу Украины и «недолюдей», всегда бывших вторыми после русских, однако краем мозга помнит бабушку, убившую котика – и в этом потоке новостей важна точка зрения на процесс. Актуальное искусство этим и занимается: работает прямо сегодня в определенном контексте и отваливается. У Михаила Жванецкого была хорошая фраза: «Либо в нашей жизни что-нибудь поменяется, либо мои произведения будут жить вечно». На самом деле, песня Георгия «Радуга» запоздала, потому что мы выпустили ее на следующей неделе после того, как прошла эйфория радужных аватарок.



Я заметил, что большое количество творческих людей в Беларуси не готово говорить о том, что происходит здесь. Это либо фолк-уход, либо панк-уход, либо карнавальность, как у Михея Носорогова – мужичка не из нашей эпохи. Георгий Добро – это повод мне высказаться прямее, чем высказался бы Сергей Пукст. Из уст Добро слова «жопа» или «все х*йня» звучат органичней. Как ни странно, матерные слова к поп-музыке имеют больше отношения, чем к арту. Георгий – это антропометаморфоза, способ ухода личности из-под общественного контроля. Когда меня хватают за руку, я могу сказать: «Так это Георгий! Это не Пукст сделал». В то же время меня очень раздражал Шнуров. Это тупой глубоко функциональный человек, который высказывается чрезвычайно ограниченно. Он ничуть не расширяет сознание своей аудитории, вот этих бывших дворовых пацанчиков, которые стали менеджерами высшего звена и на перекурах кроют матерком: «Бл*ть, начальник, пид*р еб*ный». Шнуров четко попал в этот сегмент. Он для таких поет и в таком русле работает, не развивая аудиторию. Для художника плохо, когда он размазывается по электорату. Чтобы избежать этого, Георгий Добро начал меняться.

Жизненный путь Георгия Добро

Георгий Добро, фото: ultra-music.com

Георгий – такой российский парень, как Мулявин. Еще одна яркая личность на горизонте, работающая в белорусском контексте. У Георгия был друг Борис Шнеерзон, с которым они вместе работали на Ачинском алюминиевом комбинате и участвовали в разборках в 90-е. После ряда неприятных историй Георгий вынужден скрываться здесь, в Беларуси. Сразу по приезде в Минск Георгий пошел в ресторан «Друзья» и встретил там бухгалтершу. У белорусов есть такое понятие, как «прымак» – мужчина, который приходит на жилплощадь женщины. Связь Георгия с бухгалтершей отразилась в строках «Отличный я нашел себе приют» и «Мне очень хорошо тут будет жить». Потом появилась другая бухгалтерша. Как молодой артист, Георгий аппелирует к возрастной женской аудитории, на которую были направлены его хиты его «Бальзаковский возраст» и «А я молодой». Георгий не понимает, почему вокруг так много лжи. Белорусские мужики все время накалывают этих бедных дурочек, обещая им что-то. Именно поэтому Георгию пришла идея работать в жанре пост-шансона, сообщая правду об отношениях мужчины и женщины.

Основным посылом была строчка Стаса Михайлова: «Дарю тебе рассветы и закаты». Из песни Стаса выходит, что он абсолютно ни хрена девушке не подарит.

Он не сводит ее даже в кафе, потому что когда человек говорит про «рассветы и закаты», прижимая девушку к себе в поисках робкого поцелуя – это значит, он хочет ее «за так». У Георгия это все вызывало протест. Если девушка поет про «мерседес» и «хочу бриллиантовое колечко», то почему мужчина не может сформулировать то, что он хочет? Он не хочет обеспечивать блондинистую грудастую дуру, у него в желаниях этого не прописано. У него прописано с ней спать. И лучше подешевле, поменьше работать за это право. Георгия Добро нельзя сравнивать с такими маргиналами, как, например, Юрий Шульган (кандидат от «тунеядцев», который пытался баллотироваться в президенты РБ, но не получил регистрацию от ЦИКа по причине отсутствия прописки и запаха алкоголя от кандидата – прим. KYKY). Георгий изумительный и очаровательный котик, который не стеснялся артикулировать о своих желаниях. С течением времени Георгий начал записывать определенные хиты вроде «Сегодня снова на работу не пойду» – прекрасная песня исключительно из собственного опыта, записанная на деньги одной из его пассий. До Георгия у мужчины на эстраде не было собственного голоса. А ведь мужчина тоже имеет это право, несмотря на то, что обычно это быковый молчун с цепью, у которого нет органа артикуляции. Вот Георгий как раз и является этим рупором.

Песня «Радуга» – это попытка проработать текущую ситуацию, новостная лента. Конечно, это одноразовый эксперимент, потому что Георгию неинтересно постоянно работать в этом режиме. Георгий еще с 90-х смотрит «Криминальную Россию» и «600 секунд» Невзорова – эти передачи его греют своей животрепещущей актуальностью. Георгий был воспитан на реактивной журналистике, и прекрасно помнил, как «600 секунд» выпускали новостные сюжеты: стоило чему-то произойти, как они день в день монтировали новость про странного задротыша-людоеда, у которого вдруг неожиданно пропадают друзья. В передаче показывали банки с человеческим мясом, тут же – интервью этого людоеда, забитого и очень робкого в жизни чувачка – живая нить просто била в новостных потоках. У Георгия это зародило идею транслировать реальность таким же образом с помощью своего творчества.

Есть ли у Георгия фейсбук


Фейсбука у него нет. Только страничка, где он не имеет права даже комментировать. Правда, ему присылают письма, и он их читает. Георгий не подонок, просто для него нет понятий добра и зла, а также моральных норм, поэтому он случайно проговаривает совершенно не возможные для нормального человека вещи. Именно это и отталкивает от него белорусских таксистов и тетушек, которые ходят на концерты Стаса Михайлова: в песнях Георгия нет сказки и обмана, туманов и обещаниий. В то же время прошаренная фейсбуковая аудитория находит в Георгие свою диковатую прелесть. Как человек смекалистый, Георгий, естественно, решил работать непосредственно на фейсбук. У него хватает жанрового диапазона для того, чтобы например, читать рэп, и уже был опыт с брутальной песней «Одноклассники», в которой никто не понял основного посыла. Песня была о сложном моральном выборе Георгия: или его расчленяет в лесу одноклассник, который в 90-е резал бомжей, или он уезжает с Катей-трансвеститом.

Фото: Michael Pudelka

Он выбирает Катю как меньшее из двух зол – «никто ведь не поплачет» и «к однокласснику любовь не сберегу, в розовой проталинке на лесном снегу». Вот в этот кошмар слушатель просто отказался поверить. И поэтому мы решили работать конкретно по актуалиям. Пока комментариев к песне «Радуга» было мало, потому что на «Онлайнер» она не попала. Александр Чернухо (бывший главный редактор музыкального сайта Ultra-Misic, ныне работник Onliner.by – прим. KYKY) вообще отказался работать с Георгием. Он не очень лестно отозвался о нем, что в принципе логично. Даже на «Экспертах» (музыкальный сайт Experty.by – прим. KYKY), где оценивают музыкальную составляющую, Георгий Добро оценен не был. Но они не рассматривают концепцию проекта в принципе, это не их задача. По тем же критериям Pukst Band был назван лучшим альбомом, и мне грех жаловаться.

«Ненужная правда про белорусов»

Отличительная черта белоруса – скромность и полусеверная замкнутость. Когда иностранцы говорят «Wow! It was great!», это звучит для нас несколько фальшиво. Соотечественников нельзя в этом винить, такова природа: каждый сам по себе. А все вокруг или говорят: «давайте их объединять», или дают оценку, мол, быдлосы или забитые колхозаны с крестьянским прошлым, которые радуются, что у соседа корова сдохла. Но ведь ты не переделаешь людей. Ты можешь собирать круглые столы в Ў-баре и с целью выделить национальную специфику, но люди не поменяются от того, что авторитетная комиссия сделает вывод: «Вам надо научить улыбаться ваших офицантов, потому что иностранцы считают, что вы замкнутое быдло, которое не умеет выражать эмоции…

Стивен из-под Ливерпуля, мой друг, сказал, что вы странные». Иди в жопу, Стивен. Езжай домой, это неприемлемая интонации для гостя.

Почему неизвестный англичанин, мягко говоря, не с университетским образованием, вдруг начинает мне тыкать и рассуждать о том, что ему не нравится? Или возьмите колонки про белорусов, которые пишет тот же Коля Сулима. Отрезвляющий взгляд со стороны должен присутствовать, и понятно, что белорусские провинциалы с полиэтиленовыми пакетами смешны. Если бы у нас было больше самоиронии, мы бы правильно отнеслись к такой критике, но самоиронии нет, и люди себя не уважают. Отсюда появляется обида, что говорит о тотальном отсутствие национального самоуважения у белорусов.


То, что Георгий переключается на более серьезную общественную проблематику, нормально. Сначала мы смеемся над «Камеди Клабом», а потом вдруг Павел Воля начинает излагать свои идеи по политическим вопросам и неожиданно входит в наше сознание как авторитетное медийное лицо, несмотря на то, что раньше он был клоуном. Поскольку Георгий – животное реактивное, то он работает четко, и ему не понятно: чего все сопли жуют? Да, хорошие стихи пишутся для вечности, но зачем вечность? Кто-то должен оставаться в лавке, как говорится в еврейской поговорке.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Супергеройское кино про ограбление. Рецензия на фильм «Человек-муравей»

Культ • Макс Старцев

«Кто-то называет его лучшим сольным фильмом из киновселенной Marvel со времен первого «Железного человека». Так говорят те, кто по глупости не понимает, что лучший сольник – это вторая часть «Капитана Америки». Я уверенно ставлю Муравья на третье место». кинокритик KYKY Макс Старцев написал о самом парадоксальном фильме Marvel.