Пять причин, почему «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» получит Оскар и понравится всем

Культ • Евгений Синиченко
В минский прокат вышел фильм ирландца Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». KYKY посмотрел его в кинозале Silver Screen и настолько впечатлился, что решил написать рецензию в формате списка кинонаходок, которые сделают этот фильм новой классикой и скорее всего подарят ему «Оскар». Этот фильм вам понравится – и у нас на это пять причин.

Причина первая. Нелинейный сюжет фильма

Фильм Мартина МакДоны разыгрывает трагедию общечеловеческого масштаба в пределах очень маленького вымышленного городка. Скажем сразу: это эксцентричная, жутко смешная и до дрожи печальная трагикомедия, в лучших традициях коэновского кино, о женщине, которая решила выступить в одиночку против всего мира. Главная героиня фильма – Милдред Хэйс –это чувствительная, в чём-то наивная и доверчивая, но волевая дама средних лет, дочь которой убили и изнасиловали (как же актуален фильм после аналогичного происшествия в Москве на прошлой неделе). Женщина хочет достучаться до местной полиции, которая прикрыла дело из-за недостатка улик, но делает это очень своеобразно: она клеит на трёх придорожных билбордах объявление для властей с тремя простыми вопросами (все рассказывать не будем). Дорога заброшенная, но призыв гражданки замечают моментально.

Действие фильма завязывается вокруг этого скандала, но, как это часто бывает, акцент проблемы смещается, и об истиной причине конфликта все просто начинают забывать. Каждый сражается во имя собственных интересов, а люди делятся на лагеря. Всё это происходит на фоне неизлечимой болезни местного шерифа Уиллоби, которого Милдред считает главным виновным произошедшего с её дочерью несчастья. В итоге, когда настаёт переломный момент, каждый тянет одеяло на себя и действует лишь в угоду собственным интересам. Но это еще не конец, не расходитесь: действие картины к концу и вовсе превращается в фарс, умело скрашенный психологически идеальными диалогами и поступками персонажей, от которых ожидаешь совершенно иного. Вообще всё, чего вы ожидаете от этого фильма, все равно не сравнится с тем, что вам в итоге покажут.

Причина вторая. Это новая ирландская классика

Новое полноценное творение Мартина МакДоны (создателя великолепной истории про двух наёмных убийц «Залечь на дно в Брюгге»), который вновь выступил в роли сценариста и режиссёра, препарирует вопрос существования абсолютного добра и зла. Очередной фильм режиссёра уже имеет две главные номинации на премию «Оскар» и сотни хвалебных отзывов от кинокритиков по всему миру. Мартин фактически со старта умудрился очутиться на одной полке с современными киноклассиками криминального Голливуда: братьями Коэнами, Квентином Тарантино и Мартином Скорсезе. Хотя режиссёр родом из Ирландии (которая славится обычаем запивать виски пивом Guinness), он уже давно на виду не только у европейского либерального зрителя.

Да и технически это хорошо слепленное кино. Съёмку и музыку в этом фильме можно назвать просто «подходящими», и как раз это хорошо. Они не мешают процессу повествования и сильно не выделяются на фоне сюжета. Если вы хотите увидеть впечатляющую операторскую работу или услышать саундтрек из органа Ханса Циммера, посмотрите «Дюнкерк». В этом фильме ключевое значение по классике передают поступки и решения персонажей. То есть, это чистейшая по своей сути драма, которая при этом выполняет функции трагикомедии. Конечно, там хорошая картинка, грамотная съёмка и освещение, но в основе лежит отличная история, простой сюжет, который обыгрывается настолько нелепыми ситуациями, что зритель сидит в кинотеатре, раскрыв рот.

Причина третья. Форменное безумие

Ближе к середине сюжета начинаешь задумываться: «А такое вообще возможно? Неужели наш мир так безумен?» Кажется, что ты уже не удивишься ничему, что может произойти в следующий момент картины: ни вылетающим посреди белого дня в окно людям, ни пальцам, просверленным стоматологической бормашиной... Фильму не хватает начальных титров на манер «Фарго» о том, что «хотя история и выдуманная, но всё это может происходить прямо сейчас». Да и вообще «Три билборда» переплетается с «Фарго» не только тем, что в главной роли в обоих фильмах Фрэнсис МакДорманд. Сходства есть и в самом сюжете. Разительное отличие в том, что у Коэнов мотивы героев были ровно противоположны. Но катастрофа случится в любом случае, важно лишь то, как мы к ней отнесемся.

Фрэнсис МакДорманд

Тут нет никаких лишних оффтопов, влияющих на повествование. Всё самое важное зритель дорисовывает в своей голове. Главная героиня, по сути, просто обращается ко всем с тремя простыми вопросами – и начинается... При этом авторы умело жонглируют жанрами, то обсыпая зрителя с ног до головы уморительными шутками, то погружая в беспросветную драму. При этом фильм постоянно намекает зрителю о том, как важно в любой жизненной ситуации не терять человечность.

Причина четвёртая. Хлёсткий юмор и актёр Сэм Рокуэлл

Искромётный юмор тут исключительно ситуативный и поразительно уместный. Комедия действия начинается только там, где это действие необходимо, чтобы детально раскрыть персонажей. Режиссёр тянет сразу за все рычажки наших эмоций, чтобы мы сострадали, смеялись или грустили – и делали попытки эти эмоции осознать.

Сэм Рокуэлл

Вот и получается, что в «Трёх билбордах» уместен даже самый чёрный юмор. Над шутками действительно хочется смеяться, и ты, даже сдерживая нервный смешок из последних сил, всё равно взрываешься после очередной словесной перебранки героев. Не говоря уже о, пожалуй, лучшей роли Сэма Рокуэлла (мы его видели в «Семи психопатах» и «Автостопом по галактике») за всю его карьеру. Оказывается, этот парень умеет удивлять.

Причина пятая. Идея о том, что виноваты все

С первых кадров автор делает делает отсылки к библейской голгофе, снимая на общем плане возвышающиеся вверх три опустевших билборда. Но хотя у большинства героев вымышленного Эббинга мысль о творце впиталась с молоком матери и они уверены, что бог есть, но то, что творится здесь, его как бы не касается. Тут никто не будет распят, но виновны определённо все до единого. Никакой реинкарнации души для местных людей не существует – пусть в эти сказки будут заставлять верить кого-нибудь другого.

Тут доходчиво демонтрируется модная мысль, о том, что в мире нет абсолютного зла и чистейшего добра. Так уж получилось, что сегодня просто не может быть единого мнения о феминизме, мигрантах, мировой экономике и всех прочих актуальных проблемах. Каждый думающий человек (и каждый думающий режиссер в том числе) приходит к рациональной мысли, что не существует чёткого деления на плохое и хорошее, на Земле нет истинно святых, так же, как и нет абсолютного дьявола во плоти. Мы тут увидим все грехи современного человека, которые невозможны без упоминания его хороших сторон. Но это же и есть правда жизни: люди – существа не двумерные, они могут быть бешеными, но добрыми. Главное – оставаться человеком.

Редакция благодарит сеть кинотеатров Silver Screen за организацию киносеанса.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Смерть Сталина» оскорбляет только чувства чекистов. Смотрим и объясняем запрещенную комедию

Культ • редакция KYKY

Почему запретили этот фильм? Россия боится оскорбить чувства чекистов, а Беларусь боится оскорбить чувства России. В честь появления фильма на пиратских сайтах в свободном доступе редакция KYKY смотрит ленту и объясняет, почему это хорошее кино, и почему над историей можно смеяться.