Бразилия, Великобритания или Беларусь? Чей павильон на ЭКСПО круче

Культ • Сергей Погорелов
Всемирная ЭКСПО в архитектурном плане – настолько знаковое явление, что даже если вы думаете, что абсолютно ничего о ней не знаете, это не так. Атомиум в Брюсселе, Спэйс Нидл в Сиетле, Эфелева башня в Париже – только небольшая часть архитектурного наследия, оставленного нам прошедшими выставками. Основатель студии KAVA Architects, архитектор Сергей Погорелов, побывал в Милане и сравнил павильон Беларуси с павильонами других стран.

слева направо: Атомиум в Брюсселе, Спейс Нидл с Сиетле, Эйфелева башня в Париже

В силу профессиональной деформации, мой интерес к ЭКСПО касался только архитектуры. Потому, об экспозициях, толпах людей, атмосфере глобального праздника и километровых очередях в павильоны дальше не будет ни слова. Хотя, об очередях все же придется упомянуть. Очень логично и предсказуемо, моя экскурсия по ЭКСПО началась с посещения топ-3 павильонов по версии Archdaily. И хоть среди них не оказалось беларуского, в него я тоже заглянул.

Бразилия


Совершенно потрясающий пример того, как можно выжать максимум из ничего. Основной элемент павильона – это просто натянутая на приличной высоте сеть из пересекающихся канатов. Вверх по ней и начинается маршрут к экспозиции. Почему именно бразильский павильон оказался в топ-3, становится понятно с первого шага, который ты делаешь по его неустойчивому основанию. Дешевый прием с аттракционом, в который по сути превращен павильон, здесь работает на все сто. Уровень эндорфина после восхождения в иллюзорную гору просто не дает тебе остаться плохого мнения.

Если взглянуть на павильон профессионально, обращает на себя внимание оригинальный силуэт. Очень деликатная в образе всей конструкции прозрачная сеть из натянутых канатов динамично пронзает пространство по горизонтали и по вертикали одновременно. Ты действительно чувствуешь, что перемещаешься не в плоскости павильона, а в его объеме, что создает ощущение слегка нереального опыта. Также эффект очень грамотно подчеркнут прямоугольной габаритной коробкой из ржавого металла, которая формирует границы того объема, по которому необычным образом путешествуешь.

Справедливости ради нужно сказать, что мне повезло. В это время не шел дождь, я не был пожилым человеком и не перемещался в кресле-коляске или на каблуках. В противном случае, как мне кажется, я бы не смог насладиться прелестью бразильского павильона в полной мере.

Австрия

Очередной пример того, как полное отсутствие архитектуры в привычном для нас понимании создает фурор на мировой архитектурной сцене. В данном случае, архитектура – лишь тонкая граница двух сред. Одна из которых огромная, шумная, урбанизированная, вымощенная камнем и заполненная людьми. Другая – тихая, гармоничная, полная зелени, умиротворения и чистого воздуха. В австрийском павильоне интерьер и экстерьер просто поменялись местами.

Как все по-настоящему хорошее, австрийский павильон производит тем большее впечатление, чем дольше ты с ним соприкасаешься. Заботливо расставленные вдоль пути скамьи предлагают полюбоваться фрагментом австрийского ландшафта, в который никогда не будет возможности вернуться, потому что его на самом деле не существует. Он придуман и создан специально для ЭКСПО и вместе с ним исчезнет. Самое острое впечатление от павильона рождает, как мне кажется, именно осознание этого факта.

Великобритания

Вот про этот павильон можно написать целую книгу. Море информации. Начиная с концепции и заканчивая деталями. Не писал о павильоне только ленивый, и в сети можно найти самое подробное его описание и не один раз. Потому ограничусь только тем, что я смог почерпнуть исключительно из опыта посещения вживую. Первое – это очередь. Суть не в том, что простоять в британский павильон можно было несколько часов, и это далеко не рекорд. Ждать своей очереди, например, в павильон Японии можно было и семь-восемь. Гораздо интереснее, как эта очередь была организована. В отличие от абсолютного большинства павильонов на ЭКСПО, где людей специально ограничивали на входе и запускали внутрь небольшими группками, в Beehive такого не было. Очередь очень естественно перетекала во внутреннее пространство павильона без суеты, давки и искусственного контроля. И вот как этого добились:

В самом начале пути к улью посетителей встречает перфорированная стена с большим количеством светящихся отверстий, в которые так и тянет заглянуть. Сквозь дырки в заборе можно посмотреть информационный ролик о жизни пчелок, что тормозит наиболее любопытных. В это же время, существенно поредевший поток может продолжать свое движение внутрь, не задерживаясь.


Следующий момент – это шикарный пышный аутентичный британский луг, который поднят над землей на уровень глаз посетителей и создает легкий эффект нереальности. Грамотно искаженный масштаб, как это ни странно, действительно помогает почувствовать себя маленькой пчелкой, летящей среди большой травы к улью. Сам улей – это что - то потрясающее. Сложнейшая пространственная структура, формирующая внутри себя полую сферу, не столько напоминает улей, сколько рой, пульсирующий и тихонько жужжащий. Он настолько отличается от всего обилия архитектурных форм вокруг, что остаться равнодушным к нему просто не возможно.

Что интересно, это совершенно особенная атмосфера внутри улья. Несмотря на то, что пространство внутри совсем небольшое, ни чувства тесноты, ни каких-либо других неудобств, связанных с кучей людей вокруг тебя, не возникает. Все попавшие внутрь пребывают в каком-то анабиозе. Они становятся задумчивыми, медлительными, и улыбаются друг другу. То, что остается с тобой после посещения павильона Великобритании – это ощущение умиротворенности и какой-то удивительной внутренней гармонии, которое у меня не возникло ни в том же австрийском павильоне, и ни в одном другом, который я посетил.

Беларусь

Несмотря на огромное количество скептических и ироничных мнений о нашем павильоне на ЭКСПО, нужно сказать, что мы сделали огромный шаг вперед и павильон этого года на порядок интересней павильона образца 2010-го. Стыда за внешний вид «Кола жыцця» совершенно не испытываешь. Тебя встречает большое количество зелени, стильно – антрацитовый металл и общее ощущение добротности.

Наш павильон обладает яркой уникальностью и, в первую очередь, делает его таким весьма нетривиальное для ЭКСПО решение, когда взаимодействие гостей с павильоном начинается только после пересечения порога здания.

В то время, как большинство вовлекают посетителей в свою историю еще на подходе, мы эффектно выстраиваем их в очередь, которая тянется аж до входа в павильон, очевидно нагнетая тем самым предвкушение. А чтобы усилить производимый эффект, очередь выстраивается вдоль узкого коридора, образованного двумя несвязанными между собой объемами и нависающим исполинским колесом.

Что особенно хорошо в этом массивном металлическом колесе – это тот факт, что оно превосходно сбивает масштаб, и глядя на фотографии павильона, ты вовсе не ощущаешь того, что в действительности он очень небольшой.

Однако все время, которое я провел за созерцанием нашего павильона, меня не покидало чувство, что он проектировался скорее как самодостаточный объект, нежели как среда для людей и, тем более, большого их количества. Думаю, этим можно объяснить, например, легкий недостаток места внутри и странность предлагаемого гостям маршрута.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понт. Джеймс Понт

Культ • Евгений Синиченко

Режиссёр «Красоты по-американски» выпускает уже второй фильм о суперагенте с лицензией на убийство. По приглашению британского посла, KYKY посетил премьеру нового фильма о Джеймсе Бонде «007: Спектр» и сейчас попытается объяснить вам, что не так с культовой франшизой и её подопечным.