Стол травы и добрые полицейские. Зачем беларусы ездят на берлинский парад «за легалайз»

Боль • Мария Войтович
В Беларуси есть такой анекдот: «Подержи косяк друга, пока тот завязывает шнурки – и сядь в тюрьму». Появился он, правда, от совсем несмешной статистики: сегодня человек в нашей стране может сесть в 18, а выйти в 30 даже из-за марихуаны. А некий беларус через Facebook собрал народ в организованный «образовательный трип» на Hanfparade в Берлине, и теперь рассказывает KYKY, зачем это сделал.

Hanfparade – это ежегодная многотысячная демонстрация в Берлине, которая при поддержке производителей товаров из конопли проводится уже 20 лет. Участники выступают за легализацию или декриминализацию марихуаны. Обычно акция проходит мирно: с музыкантами и смешными костюмами. Более 10 000 нарядных людей неспешно шагают по столице Германии по маршруту протяженностью 12 километров с транспорантами «Даешь кофешопы?», «Легалайз во всем мире!» На параде марихуаны можно встретить людей в очках, по контуру которых «гуляют» разные звери, кто-то наряжается в листья травы, другие изображают заключенных, как бы намекая на отсутствие легалайза. Несколько людей несут на себе огромный косяк.

Кругом – музыка. Почти все курят. В то же время производители рекламируют масло, бумагу, ткани – и это все из конопли. Немногочисленная полиция просто следит за порядком. По пути можно завернуть в музей конопли, который работает в самом центре Берлина. Здесь посетителям объясняют, что марихуана – в первую очередь не наркотик, а многопрофильное растение, и что только из него не изготавливали! Посетители могут посмотреть, как растет трава, и узнать, какую роль она играет в культурах разных народов мира. Беларусам тоже предложили поучаствовать в параде в этом году. Организатором «образовательного трипа» стал минчанин Петр Маркелов и его единомышленники, которые с организацией Students for liberty сумели собрать микроавтобус любопытных людей. Стоимость трехдневного путешествия вместе с переездом – 60 евро. Цель – изменить мнение людей о марихуане.

Кто и зачем придумал парад марихуаны

«Основной темой парада этого года стало включение медицинской марихуаны в перечень средств, которые система здравоохранения предоставляет гражданам бесплатно, – рассказал один из немецких организаторов Hanfparade-2017 Мартин Стэлдинг. – Сегодня пациент может получить рецепт на медицинскую марихуану, но за само лекарство придется заплатить – действующий закон привёл к увеличению цены на марихуану в два раза. Это связано с тем, что аптеки должны беспокоиться о безопасности продукта. Вдобавок провайдеры услуг здравоохранения могут сказать: «Ты недостаточно болен и рецепта не получишь». Некоторые пытаются судиться, часть из них умирает, не дожидаясь окончания судебных процессов. Больным приходится выращивать траву самостоятельно, но это уже нелегально. А многие пациенты недееспособны и не могут позволить себе покупать марихуану по аптечным ценам.

В Германии всё, за исключением употребления, нелегально. Для научных и медицинских целей есть исключения. Употребление – легально, потому что в Германии вообще легально убивать себя – это что-то вроде базового права. У нас есть понятие «небольшое количество» – столько марихуаны по закону можно держать при себе. Оно разное для разных регионов. В Берлине, например, это 15 грамм, в Баварии – всего шесть. В 1994 году суд решил, что это количество должно быть одинаковым по всей стране, но правительство решению не подчинилось. На юге Германии к марихуане относятся мягче, чем на севере.

Но самый либеральный закон – в Берлине: за выращивание до 10 кустов марихуаны штраф составляет около 500 евро. В Баварии за такое уже могут посадить в тюрьму. За продажу 80 килограмм могут дать пять лет в тюрьме. Каждый случай рассматривается индивидуально, а за суд нужно платить».

На спич Мартина хочется ответить: «Нам бы ваши проблемы». Примерить на Беларусь немецкое законодательство, а тем более поверить в то, что действующее правительство страны когда-нибудь одобрит употребление марихуаны хотя бы в качестве лекарства, сегодня очень трудно. Что вы, большинство беларусов старается вообще не говорить про траву – в обществе вокруг 328 статьи УК РБ развита настоящая паранойя. Вспомните истории актера театра Янки Купалы Артема Бородича и солиста регги-группы Botanic Project Клима Моложавого или простого деда, у которого на огороде вырос куст. Шутка про то, что нужно выехать из страны, чтобы покурить, уже давно перестала быть шуткой. Тем не менее, находятся и те, кто понимает: когда за траву дают больше, чем за убийство, молчание – неуместно.

«Огромное количество людей сидит в тюрьмах, а мы молчим»

«Твое тело – твое дело, – убежден беларуский организатор трипа в Берлин Петр Маркелов. – Государство не должно ограничивать человека в управлении своим телом, пока он не наносит вреда другим людям. Вред марихуаны преувеличен. Курить, пить, жить возле заводов, дышать выхлопными газами – все вредно. Я публично говорю, что не употребляю ничего запрещенного в Беларуси, не пропагандирую употребление наркотиков – скорее, мы с командой занимаемся просвещением, разъясняем вопросы, связанные с марихуаной.

Петр Маркелов

Одна из наших целей – продвижение объективного отношения к траве, потому что с ней связан закон, который влияет на судьбы людей. Огромное количество беларусов сегодня сидит в тюрьмах, а мы молчим и ничего, как будто, не можем сделать. Когда они выйдут на свободу через 5-9 лет, будут уже не такие, как раньше, и, скорее всего, не будут принимать активное участие в развитии страны. Тюрьма ставит отпечаток на людей, поэтому нужно ввести разграничения ответственности, связанной с наркотиками, в зависимости от объемов и типов веществ.

Большая проблема заключается в том, что до людей, особенно старшего поколения, тяжело достучаться: вместо того, чтобы разобраться, они просто не слушают. Мы попробуем изменить ситуацию хотя бы на уровне своего поколения. В Берлине каждый смог узнать, что марихуана – не то, что о ней говорят в Беларуси, и она не имеет ничего общего с синтетическими спайсами, после которых люди выкалывают глаза и кидаются из окон. Мне не страшно говорить обо всем этом и устраивать подобные мероприятия, потому что я не совершаю ничего противозаконного. Мы хотим рассказывать обществу, чем грозит война с марихуаной: организуем конференцию врачей, чтобы возбудить дискуссию о ее использовании в медицинских целях, планируем провести концерт с привлечением групп в поддержку людей, которые сидят из-за марихуаны, планируем акции с объединением «Матчын рух». Хотим подготовить особые открытки, которые можно будет отправить заключенным.

Также мы предлагаем сравнить наше законодательство с законами в других странах. Когда мы делали это самостоятельно, получилось, что у нас оно чуть ли не самое строгое не только в Европе, но и в сравнении с азиатскими странами. В этом месяце мы оправили запрос в МВД, чтобы уточнить количество заключенных, уточнить разбивку по срокам, по возрасту... Посмотрим, что они ответят».

«Если в Беларуси, чтобы добиться справедливости, нужно походить в маске клоуна, то я готов»

«Ну, кто-то ведь должен этим всем заниматься, – улыбается Маркелов, отвечая на вопрос KYKY, не страшно ли решать подобные проблемы в Беларуси. – На нас часто смотрят, как на клоунов, говорят, что занимаемся не тем. Пугают, мол, точно нарветесь – посадят. А за что нас сажать? Мы никакой закон не нарушаем, так что, когда подъезжаем к государственной границе, у нас не дрожат коленки. С собой ни в одну, ни в другую сторону мы ничего не везли. И да, если в Беларуси, чтобы добиться справедливости, нужно походить в маске клоуна, то я готов».

То, что чувства страха на Hanfparade никто не испытывает, подтверждают и другие участники трипа. Беларуской участнице Дарье Якуш показалось, что на параде вообще не было никакой охраны: «Эмоцый шмат, не магу ўявіць такое ў Беларусі, таму такі парад і прайшоў у дэмакратычнай Нямеччыне. Мы з сябрамі ехалі з Польшы. Дамовіліся, што сустрэнемся з астатнімі ўдзельнікамі ў Познані. На сам парад мы спазніліся, бо зламаліся, як толькі перасяклі нямецкую мяжу, перад Франкфуртам над Одрай.

Прыйшлося ісці пешшу, недзе 4-5 кіламетраў, а пасля – цягніком. На пачатак параду мы не паспелі, дагналі яго на Александрплац. Сустрэлі ўкраінцаў, якія паказалі, куды ісці. Першае ўражанне – падалося, што парад не мае аховы i што там ўвогуле няма паліцыі. На пачатку калоны было тры-чатыры машыны і каля 10 паліцыянтаў. А потым – проста шматлiкi ланцуг людзей. Не ведаю агульную колькасць, але ў тым годзе, кажуць, было каля 12 000 чалавек.

Дарья Якуш

Здзівіла тое, што на пачатку калоны была не моладзь, а людзі ва ўзросце. Нехта раздаваў налепкі і фатакарткі. Шмат людзей паліла на парадзе марыхуану і піла алкаголь, але ўсе паводзілі сябе вельмі прыстойна. Ніякіх лозунгаў не было. Гучала музыка, людзі танчылі, раздавалі налепкі. Можна было купіць піва з марыхуанай, за бясплатна атрымаць файную торбу з прынтам. Людзі сядзелі і палілі. Было спакойна, я заўважыла каля шасцi паліцыянтаў, якія проста стаялі і размаўлялі паміж сабой. Нікога не чапалі, не было відэакамер. Потым было шмат выступаў на сцэне, але мы пайшлі на экскурсію ў музей марыхуаны».

«Как можно за грамм травы дать больше, чем за жестокое убийство?»

Еще одна беларуска Алена Денищиц рассказывает, что поехала на парад, потому что никогда не была в Берлине и на подобных парадах: «Сейчас я живу в Гданьске, где взгляды на марихуану гораздо проще, чем в Беларуси. Здесь тоже регулярно проводятся фесты, на которых рассказывают о полезных свойствах марихуаны, использовании ее в строительстве, фармацевтике, гастрономии. Из марихуаны делают бумагу, шьют одежду. У меня есть регулярно курящие друзья – и ничего плохого о них я сказать не могу, они счастливы по мере возможностей и строят свою жизнь, как и все остальные, а то и круче.

Алена Денищиц

Приглашение на парад я приняла с большой охотой, меня ничего не смущало. От музея, сказать честно, я вначале ожидала немного большего. Там есть продукция, которую делали из марихуаны и привозили со всего мира, но он маленький и ветхий. Но, насколько я понимаю, музей создали без государственной поддержки, на средства волонтеров. Сотрудники очень тепло относятся к посетителям, в общем, все счастливы. И от парада я в восторге – столько креатива!

Было очень много людей, толпа закрыла огромную часть центра города. Участники шли нескончаемой колонной в костюмах, с музыкой. Мне запомнились три композиции. Первая – человек двадцать в полосатых тюремных пижамах на общем для всех велосипеде. За собой они везли тяжелый груз – большую железную решетку, а в ней – большая зелёная грустная марихуана из картона. Вторая картина – гигантский косяк размером с два длинных дивана. И третья сцена банальная, но интересная – сотня молодых людей толкает перед собой стол, на котором лежит настоящая трава. Ребята делают вид, что охраняют ее от тех, кому марихуана не дает жить. Можете представить что-то подобное в Беларуси? Я – нет.

Был техно-концерт, мы с друзьями попробовали пиво, сваренное на конопле. Я не то, чтобы интересуюсь – просто не считаю тему легких наркотиков для себя какой-то особенной или запретной. Разговаривать о конопле – то же самое, что разговаривать о помидорах. Конопля, помидоры – какая разница. В обычной жизни я не курю. Вообще ничего, но за друзей обидно. Когда я рассказываю в Польше о сроках, которые дают за марихуану в Беларуси, они не верят, думают – шучу. Как можно за грамм травы дать больше, чем за жестокое убийство? Курящие люди никому не причиняют вреда, максимум – едят булок больше, чем обычно, но никогда не бывают агрессивны, в отличие от алкоголиков. Тем не менее, все мы взрослые люди. И у каждого должна быть свобода выбора. И если наши поступки не причиняют вреда обществу – курите на здоровье».

Вместо заключения

Однозначного мнения о том, вредна ли марихуана, в обществе нет. Одни упорно настаивают: легализуй траву сегодня – люди дорвутся до нее, и повторится ситуация с алкоголем. А все, что не имеет предела, вроде бы, не есть хорошо. Другие настаивают на том, что медицинская марихуана могла бы помочь облегчить боль смертельно больным. Молчат политики, милиция, представители системы образования. Тем временем тюрьмы продолжают принимать новых постояльцев, среди которых не сегодня, так завтра могут оказаться даже наши близкие. Сумеет ли кучка смелых беларусов, которые пока не боятся открыто говорить о существующих проблемах и возят подобные трипы в Европу, убедить правительство пересмотреть гигантские сроки за увлечение травкой, покажет время. Но «Матери-328» уже получили ответ Администрации президента на вопрос, не пора ли смягчить сроки за употребление легких наркотиков. Чиновники ответили так: «Государственным органам дано поручение по выработке предложений по корректировке уголовного законодательства в данной сфере, а также по реальному применению в отношении осужденных по статьям 327-332 УК условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким». Возможно, мы стоим на пороге новой эры постепенной декриминализации. А может, и нет.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Вы же любите пёсиков? Объясняем реформы образования на уродливых собачках

Боль • редакция KYKY

В августе Ничто так горячо не обсуждают в комментариях, как отключение горячей воды и школьные реформы. Нововведения в системе образования часто выглядят, как страшненькие собаки – перед тобой вроде и пёс, но какой-то очень паршивый. KYKY объясняет, с какими изменениями стартует новый учебный год – и соответственно, делает это на собачках.