Другая культура

Медиа • Катерина Шатаво
Сергей Лепченков — создатель, главный редактор и идейный вдохновитель «another.by» рассказал КУ о том, что такое «другая» культура, про свой блог об уличной музыке, а также про то, как сложно порой возвращаться в Минск.

«another.by»: почему он так называется?

У проекта такое имя, потому что он посвящен «другой» культуре Беларуси (another с англ. — «другой»).

А что такое «другая» культура?

Ой, это сложно (смеется). Для меня «другая» культура — это скорее совокупность разных субкультур, которые все вместе и каждая по отдельности составляют альтернативу «официальной» и массовой культуре. В рамках белорусского государства ее, с официальной точки зрения, вообще не существует. На определенном этапе жизни я заметил, что ежедневно происходит очень много событий, которые просто игнорируются, и есть очень много интересных людей, о которых мало кто знает. Я захотел писать об этих людях — о том, что они делают, и надо было как-то это назвать. Я выбрал слово «another». Нельзя сказать, что это такой жесткий андеграунд: отдельные вещи, о которых мы пишем, вполне ведь в определенных кругах популярные. «Another» значит не только «другой», но и «еще один».

Чем еще «другая» культура отличается от мейнстрима?

Массовая культура в настоящем мире — это прежде всего бизнес. Есть продавец, есть покупатель, есть исполнитель, которого уже вряд ли можно назвать творцом: он как ремесленник — делает товар, пользующийся спросом. Простой, доступный и «с большими сиськами», чтобы хорошо продавался. Я бы сказал, «другая» культура — это культура для самих себя. Те люди, которые ее создают, они живут в своих мирах, мало связанных с тем, что происходит в Беларуси в целом. Поэтому можно сказать, что наш проект — о тех, кто делает свою культуру сам: своими руками, своими голосами. Мне кажется, они вообще не думают о том, что такое культура, а просто творят, создают что-то актуальное. То, что, возможно, вообще никогда не попадет в белорусские архивы и музеи под штампом «наша культура». Вот почему «Славянский базар» в Витебске» в эфире, а «Нагуаль» или «Петля Пристрастия» нет?

лпч

Почему, как ты думаешь, таких не особо показывают по официальному белорусскому телевидению?

Мне как-то довелось поработать на государственном предприятии, и именно в тот момент я полностью осознал, почему это происходит. Потому что люди, в чьих руках все это... эта культура, она слабо связана с бизнесом, часто не имеет прочной материальной подоплеки. Поэтому там нет и людей, которые бы стремились во что бы то ни стало продать ее другим людям. То есть человек может делать ее для себя очень долго, показывать только узкому кругу людей и даже не хотеть, чтобы кто-то левый о ней знал. Еще, конечно, те, кто решает, что пускать в эфир, часто называют ее недостаточно качественной или слишком «сложной» и специфической. 

Чем «another.by» отличается от других похожих белорусских проектов, которые тоже продвигают независимые культуры, андеграунд?

В целом, возможно, подходом. Изначально, когда проект создавался, он позиционировался как неполитический, абсолютно некоммерческий, проект тех, кто делает что-то для людей с похожими интересами.

То есть авторы «another.by» ничего не зарабатывают?

Ни один человек на «another.by» за более чем четыре года существования проекта не получил денег за то, что он написал, сфотографировал и т. д. Это максимально честно. 

Если ты делаешь что-то без денег — значит, в тебе есть нечто действительно серьезное, что движет тобой. И вот именно это связывает тебя с «другой» культурой.

Это хорошо, конечно, когда ты можешь зарабатывать деньги тем, что делаешь для удовольствия. Но по-настоящему сказать, что ты делаешь это честно, можно только тогда, когда материальная сторона не является главным фактором. Такой подход себя в какой-то мере, конечно, оправдал, но в какой-то — все-таки не очень…

Чем не очень?

Проект сейчас пытается выйти на новый, более качественный уровень подачи материала, а для этого нужны люди, которые способны, например, хорошо писать. Но в тех экономических условиях, которые теперь в Беларуси, когда многим приходится выживать, знаешь... Они могут делать свое дело, могут писать хорошо и задаром, но все хотят кушать. Соответственно, люди желают на этом зарабатывать, соответственно, надо им платить. А чтобы им платить, нужно откуда-то взять деньги.

another

День рождения another.by, 2010 год.

Сколько приблизительно человек входит в команду «another.by»?

Сложно сказать: постоянно появляются люди, которые что-то делают, потом уходят, потом снова появляются. В основной команде сейчас три человека: редактор и фотограф Женя Невр, еще один наш фотограф-герой Настя и я. А в целом в проекте за все время принимало участие более 30 человек. Многие из них — отличные фотографы, которые сделали порядка 11 тысяч фотографий в галерею. Несколько человек пишут, еще больше периодически присылают информационные заметки.

Команда «another.by» — это такие простые ребята, которые делают то, что им нравится, — абсолютно немодные, абсолютно бескультурные, такие дворовые технические специалисты.

Чего не хватает проекту сегодня?

Прежде всего нам не хватает людей в команде, которые бы могли вдохнуть новую жизнь в проект. Людей с новыми идеями и блеском в глазах, у которых есть своя, осознанная точка зрения, тех, кто способен здраво анализировать и критиковать, писать просто о сложном. Еще, конечно, не хватает здоровой, конструктивной критики. Критика  это же здоровый фидбэк, это всегда помощь развитию проекта. 

Ты начинал один?

Мы с другом — Женей Садовским. У нас возникло общее желание сделать проект: у меня была идея, а он взял на себя всю техническую часть. Потом привлекли еще одного товарища — Турковича Никиту, который сделал дизайн. Хотя вначале я и был один — ходил на концерты, делал фотографии, немного писал, но потом начали подтягиваться люди, интересоваться, читать, как-то появляться в жизни проекта. Вообще первоначально планировалось, что у нас будут отдельные блоги — каждый посвященный какой-то своей теме. В принципе, они и есть сейчас в форме разделов: музыка, литература, искусство, кино и др. Есть даже тема экстрима, которая культуры в ее общепринятом значении, конечно, слабо касается, но, с другой стороны, это ведь субкультура, которая тоже существует сама по себе — отдельно от официального спорта.

another

День рождения another.by, 2010 год.

Кто были первыми авторами? Какие это были люди?

Студенты-любители, молодость-радость (смеется).

Какая вообще задача у проекта «another.by»?

Мне изначально хотелось сделать такой сайт, куда если бы я сам зашел в молодые годы, то смог бы узнать много важного и нового. Это такая попытка показать вообще всем людям, что есть что-то еще, что может их самих подвигнуть на что-нибудь новое.

На что, например?

Про себя расскажу. Я когда-то просто сидел дома, и мне все хотелось путешествовать, но постоянно казалось, что это так сложно: визы, бюрократия, деньги и все такое. Приехал в Минск один человек, такая маленькая, хрупкая девочка, которая со своей подругой исколесила всю Европу автостопом, пообщалась с кучей людей, сняла видео про разные города и получила море впечатлений. Приехала и обо всем об этом мне рассказала. Ничего же ее не остановило — ни визы, ни деньги. И я тогда понял, что просто сижу на месте, а могу же сделать море интересных вещей! И я взял и поехал тем летом смотреть мир. А ведь думал, что это так сложно. Соответственно, в этом проекте мы можем что-то такое же показать человеку — как рассказ той девочки, что подтолкнет его к тому, чтобы что-то наконец сделать.

вствк

«Домашняя» выставка фотографий, сделанных Сергеем после одной из поездок в Индию

Какая аудитория у проекта? Какого они возраста, чем занимаются?

По поводу возраста у меня, к сожалению, нет никакой статистики, поэтому сложно об этом говорить, хотя я и представляю себе определенных молодых людей. Вообще, мы никогда не хотели делать такой проект — типа «искусство для искусствоведов», чтобы то, что кто-то пишет, могли понять только такие же люди, чтобы это было для узкого круга специалистов и только они могли это заценить.

Ведь эти ребята относятся ко всему как к математике: они знают формулы, и все начинают считать по этим формулам, они знают, как должно быть, и считают, что быть может только так. Но музыка и визуальная культура — это не математика.

Академичность — это конечно, классно, но у нас больший упор делается пока на чувственное восприятие информации человеком. Иногда в чем-то есть посыл, но его нельзя просчитать — можно только почувствовать. Я бы сказал, что наша аудитория — это те, кто интересуется. А это совершенно разные люди. 

Поговорим про другой твой проект, который ты запустил полгода назад, — блог об уличной музыке, правильно?

Да, блог «street-music.co», я его подарил себе на день рождения (смеется).

Как тебе пришла в голову такая идея? Почему ты его сделал?

В определенный момент я заметил, что мне очень интересны культуры других стран, и в последние несколько лет я все время куда-то езжу, очень много вижу, в том числе и уличных музыкантов, которые делают действительно классные вещи. Мне понравилось слушать, что они играют и как они играют. Показалось, что в уличных музыкантах есть какая-то своя честность: если они сидят на улице и способны собрать вокруг себя толпу только своей музыкой, только собой, то это честная музыка и эти музыканты достойны того, чтобы их увидело много людей. Плюс все это связалось моим желанием снимать видео. У меня было видео, которое я снял на обычный фотоаппарат. Я его запостил и обнаружил, что к нему есть интерес. Присмотрелся в интернете, увидел, что тема достаточно актуальна, люди этим интересуются, поэтому и решил — почему бы и нет? 

Выступление уличных музыкантов в Вильнюсе. День уличной музыки.

И много людей заходит в блог, смотрит?

Это же только начало проекта — пока что особо нет никакой статистики. Лучше всего активность, конечно, видна в YouTube: там 312 подписчиков на сегодня и 25 тысяч просмотров канала. Я пока нигде не пиарю проект, разве что немного в личном блоге.

Какие направления музыки там уже есть?

Совершенно разные — начиная от уличного битбокса и заканчивая джазменами или людьми, которые поют а капелла, в целом делают какие-то безбашенные вещи — играют на стаканах, например.

А что делать тем, кто сам снял видео или просто видел каких-то интересных уличных музыкантов, но не может снять? Либо хочет поделиться интересным видео, которое уже есть в интернете?

В блоге есть раздел «About», где написано, что мы с удовольствием будем размещать все интересные видео. Там же написано, куда можно присылать видео или ссылки.

Ты сам играешь на каком-нибудь музыкальном инструменте?

Да, я играл на гитаре в группе. Эта команда существует до сих пор, но сегодня мне не очень нравится то, что они делают.

Планируешь ли начинать какой-нибудь новый проект в ближайшее время?

Если честно, есть огромное желание привести в порядок то, что есть. Особенно это касается «another.by». Была же очень сильная идея, вложено много сил. Поэтому сейчас мы будем работать над сайтом больше. Очень скоро изменим дизайн, логотип, движок. Хотим плотнее работать над контентом, вывести его на другой уровень, сделать более интересным. «Another.by» — он же такой душевный, первоначально очень личный проект. Если забацать классный сайт за большое бабло и не вложить в это ни грамма себя, то это сразу будет ощущаться, у такого проекта не будет души. Еще есть такое странное чувство… Когда я приезжаю в Минск после всех своих путешествий, понимаю, что мне тяжело сюда возвращаться. Есть много вещей, которых ты не замечаешь, когда сидишь все время здесь, ты перестаешь обращать на них внимание, они тебя как бы не касаются. Так вот, именно эти вещи-мелочи сразу же очень резко бросаются в глаза, когда приезжаешь обратно. Вся эта бюрократия, политика, даже отношения между продавцами и покупателями, например. А это ведь твоя Родина, место, где ты родился, его хочется видеть приветливым, теплым домом, который тебе улыбнется, погладит по голове и скажет: «Добро пожаловать назад!».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Репрезент: Yoga+Life

Медиа

В нашей рубрике «Репрезент» редакторы белорусских журналов, газет и сайтов рассказывают, как и зачем создавали свои медиапроекты. В пятом выпуске Денис Клевитский, шеф-редактор журнала «Yoga+Life», говорит о сверхидее, должностной инструкции, переменах и о том, что он читает.