Как я придумал бизнес: отправлять должникам голову мертвого коня

Деньги • Максим Горбиков
Помните эпизод из фильма «Крестный отец», где несговорчивый глава киностудии Джек Уолтс находит в своей постели отрезанную голову своей любимой лошади? Парень из Беларуси в кризис придумал необычный бизнес – рассылать муляжи окровавленной головы должникам, напоминая таким образом о дебиторской задолженности.

Не первый год змейка «дебиторки» догоняла свой хвост и, похоже, наконец замкнулась: просроченная дебиторская задолженность в Минске выросла в 2015 году на 88%. За январь-февраль 2016 года она же выросла на 19,7%, до 72,3 триллионов рублей. За год прирост составил уже 46,6%. Клиент не может заплатить поставщику, поставщик не может заплатить налоги и купить новый товар. Из-за недостатка оборотных средств растут долги по зарплатам, и люди уже залазят на краны, чтобы им хоть что-то заплатили. Кроме официальной заработной платы, которая не доходит до людей, есть еще и «серая» – и долги растут. Причем, кроме открытых статистических данных, которые не включают в себя малые организации (а это компании со штатом от 25 до 100 человек), существует огромная дебиторская задолженность, которая не отражается как просроченная ввиду «партнерских отношений».

Кажется, что «синдром дебитора» – это одна из самых страшных болезней экономики страны.

Поскольку задолженность – в рублях, пока ее погашают (например, ты рассчитывал на то, что тебе заплатят через месяц, а тебе заплатили через полгода). Деньги уже теряют стоимость, и вместо покупки квартиры собственники компании после года успешной эффективной работы могут позволить себе роскошно съездить на шашлыки или купить новый телефон жене. У меня есть партнеры, которые могут рассказать истории о дебиторах-зорро, которые меняют юридические лица быстрее, чем суд рассматривает заявление. Словом, дебиторка – это очень, очень печальная вещь.

Кому бы я отправил артефакт из фильма «Крестный отец»

У меня очень близкая эмоциональная связь с «дебиторками». У самого долг нехитрый, около трех тысяч долларов. Я не особо расстраиваюсь из-за этих денег, которые мне не могут вернуть пару лет. Но у моего брата – геодезическая компания, где совсем другие обороты. Это инженерные услуги, которые при помощи сложного оборудования и ПО позволяют перенести 3D чертеж с монитора на реальный объект – в общем, услуга, без которой не может происходить ни одна нормальная стройка. Я за брата переживаю – обидно после трех лет работы смотреть на то, как растворяются в воздухе плоды всех усилий. Календарный период закрыт, налоги уплачены, зарплаты – тоже. Вся зависшая дебиторка – это прибыль, которая могла бы быть получена. И вот она висит, скучает, обесценивается. Суды? Сами знаете... Вот и вся белорусская безвыходность бизнеса.

Ты можешь стараться быть лучшим, думать, что все у тебя будет хорошо, если много работать. Но потом – пыщ, и девальвация съест три из четырех комнат твоей будущей квартиры.

Несколько последних месяцев мы постоянно получаем отказ от практически выполненных заказов по одной причине: «Нам никто не платит, мы тоже не можем вам заплатить». Обсуждая эту проблему со знакомыми, я заметил, что это имеет национальный масштаб. Чтобы пролить свет на эту проблему, я придумал предложить свое решение – доставка корпоративных сувениров для должников. Мы разработали несколько видов: голова мертвого коня, именная рыба с посланием, глиттер-бомба и набор лука со слезами отправителя.

Как делали голову коня

Сама голова в этой версии, которую вы можете видеть на фото – это так называемая «маска коня» из латекса, фаршированная копиями писем с требованием оплаты. Маска достаточно дорогая, так как мы заказывали ее мелкооптовой закупкой. Голову упаковывают в коробку с индивидуальным нанесением, чтобы получатель обязательно открыл посылку. Разработка всего этого – тот незримый труд высококвалифицированных людей, который вместе с доставкой составляет стоимость каждого из «подарков». Если производить это в Китае стотысячным тиражом, а доставлять Белпочтой, то выйдет как раз такая цена, по которой сейчас всем кажется, это должно продаваться.

Мы запустились 6 мая. Пока доставленных подарков еще нет. Заказов – меньше десяти, но мы и не рассчитывали на массовое производство. Цена включает в себя ручную работу, доставку, разработку – многим это кажется слишком дорогим. О проекте пока знает несколько тысяч человек, причем, половина трафика идет из России, после того, как ссылку на наш сайт опубликовал WOS.

Мне очень хотелось бы выслать отрубленную голову коня дебиторам брата. Но мы пока все еще работаем над этим.

Нужно согласовать все с партнерами, объяснить, что это не уголовно наказуемо. Я, честно, не понимаю, почему все так боятся. Нам говорят, мол, это «очень смелая идея».

Но если никто не закажет, я все равно останусь доволен – хотя бы тема появилась в СМИ. Ведь 80% населения уверены, что «нашы склады ужэ разгружаюцца» и «усё будзе добра», а люди должны знать о реальных проблемах, чтобы как-то их начать решать.

Поскольку мы еще не доставляли «подарок» клиентам, реакцию получателя можно мониторить только по друзьям, которым я «вручал» проект вживую. Могу сказать, что степень удивления варьируется от степени сердобольности человека. Следующая реакция – смех, потому что сразу же понимаешь, в чем шутка. Кажется, получилось достаточно весело и очень хотелось бы, чтобы эта проблема стала публичной – может быть тогда ее начнут решать? Ну и в конце концов – это только первый собственный продукт versh.by, дальше есть интересные планы, много «смелых идей».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Панамские тёзки. Кто из беларуских бизнесменов замечен в офшорах

Деньги • Павел Свердлов

После публикации «Панамского архива» стало понятно, что десятки беларусов используют в своих бизнес-схемах офшоры. KYKY нашёл любопытные совпадения с реальными бизнесами и их владельцами — но поскольку это могут оказаться просто совпадения, мы всех этих людей назовём «панамскими тёзками». А уж тёзки они или реальные владельцы офшоров — решать вам.