Кто такой Аркадий Израилевич
Если вы не знаете, кто такой Аркадий Израилевич, рассказываем. Это бизнесмен, который инвестирует в недвижимость. Среди его проектов – «Виктория плаза», «Парк плаза», парк «Авеню» на берегу Свислочи, жилые дома и проектируемый бизнес-центр на Заславской. Кроме того Аркадий занимался торговлей нефтепродуктами и приложил руку к постройке асфальтобетонного завода в Минске. Сейчас Израилевич находится на 98-м месте самых успешных и влиятельных бизнесменов по версии «Ежедневника».
Его личность часто обсуждают в СМИ и социальных сетях, но едва ли с профессиональной стороны. Публику удивляет «человеческая сторона» бизнесмена. Первый бурный скандал случился, когда «Ежедневник» опубликовал материал, где Израилевич рассказал, что хорошо знает владельцев ресторана «Поедем поедим» в Куропатах (охранной зоны на месте расстрелов и захоронений жертв НКВД). Активисты бойкотируют ресторан с лета (к слову, до выхода публикации в «Ежедневнике» СМИ обсуждали другой инфоповод: Израилевич ударил активиста около этого ресторана). После этого издание «Новы час» разместило материал о том, что якобы и сам Израилевич причастен к строительству ресторана. Бизнесмен подал на журналистов в суд, но проиграл дело. Вчера Аркадия Израилевича задержали по подозрению в даче взятки.
Из-за чего все злорадствуют по поводу задержания Израилевича
Со вчерашней ночи фейсбук заполнен язвительными постами в духе «ну и поделом ему». Среди всех постов, пожалуй, один наиболее интересный. Координатор общественной кампании «Город – для горожан» Денис Кобрусев пишет: «Помню, пять лет назад, Израилевич активно протаскивал проект Park Avenue на берегу Свислочи на Пулихова. Был тот же карнавал в его исполнении: бахвальство, оскорбления и т. п. После того как нам и местным жителям удалось от Parka Avenue отбиться, мы, как обычно, разослали СМИ пресс-релиз о позитивном результате, СМИ написали и Израилевич не выдержал, позвонил мне. Его фраза стала для меня хрестоматийной: «Это не вы победили, это просто я взятку не дал». Надеюсь, что сейчас новость про его задержание окажется не фейком, что вину докажут и посадят по заслугам. Потому что именно из-за таких дельцов имидж у бизнеса/застройщиков такой, что их только «надо брать на вилы». Остальные посты про задержание выглядят коротко и ясно: «его карма настигла», «поедем посидим».
Беларусы, особенно интеллектуалы, – народ если не добрый, то хотя бы толерантный. Почему сообщество так радуется задержанию Израилевича? Дело в том, Аркадий сам часто позволял себе нелицеприятные комментарии и издевки в сети. Например, в открытую хохотал в комментариях под постом, где сообщалось о задержании политического активиста Павла Северинца. Кажется, ему было глубоко плевать, что о нем подумают или напишут другие люди – когда его в чем-либо обвиняли, он не отрицал и не соглашался, а просто глумился над автором заявления.
Еще один публичный скандал с участием Аркадия случился буквально на прошлых выходных. Машину бизнесмена марки Бентли припарковали на месте для инвалидов. Человек, который мог полноправно занять это парковочное место, написал об инциденте в Facebook. После чего сам Аркадий пришел в комментарии, нелестно выразился об авторе поста и оскорбил некоторых активистов, в том числе назвал Антона Мотолько пид***сом [характеристика человека по его сексуальной ориентации]. Да, Израилевич – человек не простой. Нередко кажется, что он ведет дела так, будто мы все еще живем в 90-х. За оскорбления Мотолько он потом извинился в личных сообщениях, но ураган негатива на себя уже навлёк.
Почему радость от задержания токсичного бизнесмена – это дурной тон
Премьер-министр Сергей Румас только вчера публично презентовал программу правительства и сказал, что государство готово декриминализовать налоговые преступления. Это не первое обещание такого рода, а потому оно вызывает сдержанный оптимизм. В любом случае программа – это пока только обсуждения, и до финального рубежа поправок в уголовный кодекс (если они будут) пройдет еще достаточно времени, чтобы случилось несколько громких задержаний.
А сейчас есть как минимум две причины, почему нам нужно быть сдержаннее в эмоциях по отношению к делу Аркадия. Во-первых, прямо сейчас за экономические преступления отсиживает срок реально большое количество беларуских бизнесменов. В частности, за дачу взятки в колонии строгого режима сидит бизнесмен Александр Кнырович, который не так давно добился уменьшения срока на год. По другой причине, но тоже по финансовому делу в СИЗО уже почти год держат мужа художницы Ники Сандрос, который работал в группе компаний Fenox. Это не единственные дела, но они самые громкие, в том числе потому что мы сопереживаем этим мужчинам. Почему Мишелутов и Кнырович сидят «неправильно», а Израилевича, по мнению сообщества, задержали «правильно»?
Нам сейчас кажется, что «справедливость восторжествовала», но мы подменяем понятия. На самом деле, закон должен быть одинаковый для всех, и мы об этом забываем. Нельзя за одного «взяточника» бороться, лоббируя отмену уголовной ответственности за экономические преступления, а про другого говорить: «Поделом ему, пусть посидит» – иначе получится шизофрения. Мы сами предаём принцип равенства закона. Начинается спектакль, который стоило бы назвать «Хороший, плохой, злой». «Хорошего» отдайте нам, «плохой» пусть посидит, а «злой» пускай наказывает дальше. Похожая логика, увы, встречается у людей, которые в теории против смертной казни, но, отвечая на вопрос «а если бы этот человек убил вашего родственника?», переобуваются на ходу.
К чему ведет наша нелюбовь к Аркадию
Что будет, если [чисто гипотетически] Израилевича признают виновным и осудят на срок, который окажется меньше срока Кныровича? Найдутся те, кто скажет, что это наказание несправедливо меньше, чем шесть лет для владельца «Сармата». Получается, Аркадию нужно накинуть еще больше?
К чему мы ведём. Все эти силовые органы тоже читают все наши сайты, колонки и фейсбуки и наверняка видят, как комьюнити «несогласных» радуется задержанию очередного бизнесмена. Это ли для них не счастье?
Наконец можно без оглядки на всяких либералов сажать бизнес и дальше. Протестов нет, люди не против, ведь бизнесмены (на примере Израилевича) – такие неприятные и не чуткие люди. И вообще они дают взятки! Количество взяток – это, кстати, отдельная и глобальная проблема Беларуси, здесь очень многое работает за денежное «спасибо». А за каждым взяточником стоит огромное количество людей, которые теряют работу, пока владелец предприятия сидит в СИЗО.
Если сейчас начать тиражировать новости о том, что у каждого посаженного бизнесмена рыльце в пушку, и поделом ему, это отбросит нас на лет двадцать назад, когда в ходу был термин «спекулянт», и частный бизнес в народе не имел никакого уважения. Любая пред-пенсионерка у экрана телевизора снова вспомнит, как давным-давно еще в 90-х сам Ходорковский украл у нее надежду на счастливое будущее и построил своё. Благо, хоть отсидел заслуженно, подумал о своем поведении. Ну, не будем оглядываться на соседей.
Из-за злорадства над делом Израилевича, которое по-человечески сложно утаить, репутация бизнесменов в Беларуси опять под угрозой. Причем, на этот раз ее черним мы с вами.
Никто из знакомых редакции не воспринял новость о вчерашнем задержании даже с оттенком эмоций, которые были при аресте Арбузова, Кныровича или Аверьянова. Когда несколько лет назад задержали Юрия Чижа, все замерли на фразе: «Какой кошмар. Даже его?» Тогда мы понимали, что, вероятно, грядёт сложное время, если нелегальными становятся такие персонажи. Сейчас нам как бы плевать, что государство увлеклось посадками бизнеса. И всё это лишь потому, что нам не нравится Израилевич с его «Бентли».