22 августа 2020, 10:44

В историю Беларуси навсегда войдут те самые три дня интернет-блокады. Для компаний Viber, например, они стали переломным моментом: несмотря на то, что она является резидентом местного ПВТ, скорее всего, ее инвестиции в Беларусь сократятся. Хотя пока что у компании все еще есть офис в Минске – о том, как Viber пережил информационный вакуум, помогал задержанным сотрудник и что планирует делать дальше рассказал Forbes гендиректор владельца сервиса, компании Rakuten Viber Джамел Агауа. 

Джамел рассказал, что офис Viber находится прямо в центре города, поэтому его тоже задело, когда в Минске шли протесты. А потом появилась информация и о том, что силовики приходили в офисы «Яндекс» и Uber. И это стало точкой невозврата: «[После этого] Незамедлительно мы решили закрыть свой офис. Он был открыт, но в нем работало около 15-20% от обычного количества людей из-за коронавируса <...> Потому что наш офис очень близко к офисам Uber и «Яндекс». Мы боимся, что некоторые работники не смогут попасть в офис». 

Джамел рассказал, что в тот момент решительно не понимал, почему силовики захватили офисы «Яндекс» и Uber: «Мы не знали, было ли это связано с политикой. У нас не было никакой информации».

Джамел говорит: «Итак, то решение [закрыть офис], которое мы приняли, было ради безопасности наших сотрудников. Потому что двое наших сотрудников были арестованы.

Арестован также был отец одного из сотрудников. Все трое оказались под арестом без видимых причин.

Сейчас с этими людьми работают наши адвокаты, пока что невозможно понять, почему они были арестованы. Они даже не протестовали. Один просто находился рядом с местом, где арестовывали других, и его забрали с остальными. Другой был наблюдателем на избирательном участке. Он задал несколько вопросов руководству избирательного участка, а через 20 минут его арестовали. И в этом страхе довольно сложно принять правильное решение, чтобы понять происходящее». 

На вопрос, будет ли отстранен от должности Лукашенко, Джамел ответил: «Мы не занимаемся политикой в Viber. Мы ждем, что насилие прекратится. Люди мирно протестуют. И право мирно протестовать — жизненно важное. Если ты не можешь сказать, что не согласен, то у тебя нет свободы. Люди должны иметь возможность выразить свое несогласие мирно. Мы против любых форм насилия. Люди в Беларуси должны решить свое будущее.

Я не должен выражать свое мнение о президенте, властях, политической ситуации, потому что я не являюсь экспертом. Но Viber затронула жестокость, которую мы видели. Мы жертвы этого насилия. Опять же, один из наших сотрудников находится в больнице. Мы думаем о нем, потому что он не проявлял жестокости, он не был опасен для кого-либо, когда его арестовали. Единственное, чего мы хотим, — это конец жестокости». 

Также Джамел объявил, что вопрос инвестиций в Беларусь теперь открыт: «Двое наших сотрудников в тюрьме, мы их не оставим (после интервью одного освободили – прим. KYKY) Мы будем их поддерживать до последних минут, до последних дней. У нас прекрасные сотрудники в Беларуси, мы их не оставим, мы хотим им помочь.

Может быть, если ситуация не улучшится, мы не будем больше инвестировать в Беларусь.

Такое может быть, потому что мы не можем инвестировать в страну, где люди живут в страхе. Это невозможно.

Но подписывать бумагу, в которой написано, что если ничего не поменяется, то мы просто закроем наш офис и уедем… А что будет с сотрудниками? Как это им поможет, если они потеряют работу?»

Фото: инициатива «Фотографы против»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме