Израильский футуролог Рой Цезана, исследователь Тель-Авивского университета и научный сотрудник Инициативы по робототехнике при Университете Брауна, дал интервью газете Haaretz. Эксперт рассказал, какое будущее нас ждет, и его прогноз – не самая приятная новость для большинства людей. Цезана считает, что миллионы рабочих мест сократятся, а разрыв между теми, кто может позволить себе покупать «умную» технику, и теми, кто ее производит или недостаточно обеспечен, – расширится. Мы приводим основные (и тревожные – бр-р-р!) тезисы из рассуждений футуролога.
Главное – не то, появятся ли новые профессии
«Самые важные и интересные вопросы связаны не с тем, будут ли создаваться новые рабочие места, а с тем, как быстро исчезнут старые рабочие места и откроются новые. Или с какой скоростью возникнут задачи, требующие рабочих мест, которые удвлетворят спрос на новые экспертизу и навыки. Быстрота «отмирания» старых задач и рождения новых ошеломляет».
Будущее, которое корпорации предлагают уже сегодня, – избирательно. В него попадут не все
«Во всех отчетах консалтинговой фирмы McKinsey говорится о техническом прогрессе. Чтобы ему соответствовать, нужно повышать квалификацию и навыки адаптации, развивать образ мышления предпринимателя, все время ищущего [дополнительные] возможности. Все эти лозунги, которые распространяют крупные международные компании, замечательны. И этому есть причина: портрет типичного сотрудника в таких организациях – это портрет молодого работника, который учится непрерывно. Но исследователи, с удовольствием призывающие обучаться всю жизнь, не задаются вопросом, подходит ли это для всех.
Мы не говорим о 45-летнем человеке, который потерял работу, и никто больше не хочет его навыков. Конечно, есть люди, которые способны изучать новые вещи в любом возрасте. Но сколько таких людей? Большинство из тех, кому за 50 лет, думают, что выучили уже достаточно. Они уверены, что заслуживают того, чтобы наслаждаться плодами своих усилий и посеянными семенами».
Люди вынуждены уходить в сферу услуг. Но и там всё довольно пессимистично
«Мы наблюдаем продолжающийся рост поляризации рынка труда. За последнюю сотню лет технологии создали много новых рабочих мест, но это привело к тому, что те, у кого есть опыт в точных науках, зарабатывают значительно выше, чем те, кто обходится более низким уровнем квалификации. Это – результат постоянного притока специалистов среднего звена, чьи рабочие места исчезают из-за автоматизации.
Хотим ли мы стать обществом с колоссальным неравенством – мизерным числом сверхбогатых и огромным количеством бедных, как это есть в США? <...> Условный завод, где в прошлом году была тысяча человек, сегодня нуждается только в сотне. Люди, которые в прошлом выполняли те же задачи, что и машины, должны заново трудоустраиваться. И они выбирают сферу услуг – например, Uber или сдачу квартир в аренду.
Меж тем зарплаты тех, кто работает в сфере услуг, резко падают – иногда на четверть от предыдущих. Когда не один, а множество людей ощущают эту разницу, речь идет уже об экономическом кризисе. 60% продаж большинства компаний приходится на широкую аудиторию, и если она не в состоянии купить новый компьютер, вся экономика погружается в кризис».
Демократия в привычном её виде под угрозой
«Государства и экономика развиваются темпами смерча, но рабочие почти не получают выгоды от этого прогресса и остаются позади. Это почти катастрофа. Это не соответствует идеям демократии, потому что основа демократии – средний класс. Со временем демократия, которую мы знаем, исчезнет.
Все только начинается. Еще спустя несколько лет мы приблизимся к миру, в котором машины будут выполнять работу так же, как люди, а через некоторое время – гораздо лучше. Согласно опросу, проведенному азиатскими экспертами, ИИ полностью заменит человека в работе через 40 лет. Это значит, что же через 5-10 лет мы застанем изменения. И в тот момент мы лишимся возможности предугадывать, что случится дальше, потому что человечество за всю свою историю ни разу не сталкивалось с чем-то похожим».
В сфере услуг мы продолжим выбирать людей, а не программы. Но только ради самопохвалы
«Человек лишится своего преимущества: технологические разработки в ближайшее десятилетие или два научатся предоставлять более деликатный и внимательный сервис, чем люди. Тем не менее, мы продолжим обращаться к услугам людей, хоть и в меньшем объеме. Однако мы будет приходить к врачу-человеку не потому, что он лучший медик, а для того, чтобы потом сказать: «Я поступил правильно, [ведь я дал ему работу]». Это отношение будет актуально для многих профессий».