Сегодня, 30 марта, в минском суде продолжили рассматривать дело одного из крупнейших беларуских бизнесменов, инвестора «Мотовело» Александра Муравьева, пишет TUT.by. Напомним, год назад Александра приговорили к 11 годам тюрьмы.
Для справки: в январе прошлого года Муравьева отправили в тюрьму и конфисковали имущество (в том числе – 75 миллионов акций «Мотовело»), так как бизнесмен был признан виновным по 209 статье «Мошенничество», 210 статье «Уклонение от уплаты налогов» и 243 статье – ««Организация и пособничество в совершении преступлений». В этом, 2018 году, Муравьева снова обвиняют по 243 статье – уклонение от уплаты налогов по четырем белорусским предприятиям: «Мотовело Интер», «Велосипедная компания МВЗ», «Мотоциклетная компания Минск-Мото», «МВЗ Техно» и их сделкам с австрийской компанией ATEC Trading GmbH. Гособвинитель оценил ущерб от недоплаты четырьмя компаниями налога на прибыль в размере 351,603 тысяч рублей.
Как прошел суд
Перед допросом свидетелей выступил сам Александр Муравьев. Бизнесмен возмутился поведением прокурора, «оказывавшего давление на свидетеля и угрожавшего свидетелю изменением его статуса». Также он высказался о действиях председательствующего в суде. Мол, она отказалась приобщить к делу ходатайство, заявленное на первом заседании, и не разъяснила суть предъявленных обвинений.
«Судья ограничила меня в праве выразить свое отношение к обвинению, отказала в праве подавать возражения — более двадцати пяти раз за два заседания, вынесла немотивированные предупреждения».
Данные действия привели к нарушению моих прав на защиту, не обеспечили гласность судебного процесса и не обеспечили право на равенство сторон в судебном заседании», – заявил Александр. А затем повторно подал ходатайство, мол, он не является субъектом преступления по статье 243, кроме того, снова настоял вызвать в суд 17 свидетелей по делу.
Муравьев напомнил, что ответственность по налоговой статье в Беларуси несут физические или должностные лица юридического лица, которое обвиняют в неуплате налогов. Кроме того, есть постановление пленума Верховного суда: субъектом такого преступления может быть лицо, фактически осуществлявшее руководство компанией, но документ вступил в силу 4 апреля 2015 года, то есть уже после событий, вменяемых в вину Муравьеву. Должностным лицом ни одной из четырех белорусских компаний он не был, а обратной силы постановление пленума не имеет. В итоге судья и гособвинитель решили, что Муравьев пытается затянуть процесс. Далее произошел следующий диалог:
Судья: Муравьев, не надо меня учить, как и кто должен реагировать…Вы конкретно скажите, что хотите?
Муравьев: Я хочу, чтобы суд вынес решение…
Судья: А выпустить вас прямо сейчас из клетки не могу. Я еще дело не слушала, кроме допроса одного свидетеля.
Кто выступал в суде
Допросили директора ЗАО «Мотовело Интер», одной из четырех компаний, в которых, по оценке следствия, Муравьев «осуществлял фактическое руководство» Ирину Фокину. Она рассказала, что занимала должность с 2013 года, но с Муравьевым знакома с 1994 года – должность предложил не он. На вопрос о том, общалась ли она с Муравьевым по вопросам «Мотовело», Фокина ответила отрицательно. Вопросы Фокиной также задал Муравьев. На просьбу обвиняемого прикинуть, сколько юридически значимых действий осуществлял директор и как много времени это занимало, свидетель ответила — около 50 в день и в сутки работать приходилось до 12 часов. При этом, по словам директора, Муравьева она видела на предприятии около 15 раз за более чем два года. На вопрос Муравьева, какой могла быть его выгода от того, что «Мотовело Интер» не доплачивало налоги, Фокина затруднилась ответить.