15 сентября в Беларуси. Самое важное из 38 дня протестов – и при чем тут $1,5 млрд от Путина

Боль • Ирина Михно

Народный протест не останавливается. И мы продолжаем вести свой текстовый стрим о самом важном за утро, день, вечер и ночь в Беларуси – для тех, у кого нет времени каждые пять минут обновлять соцсети. 

Но если вам все же хочется получать самую быструю информацию, добро пожаловать в наш телеграм. А за воодушевляющими постами приходите в наш инстаграм

Что нужно знать к вечеру 

Милиция завела 240 административных дел против несовершеннолетних, которые выходили на митинги. Об этом пишет «Совбелка» со ссылкой на МВД.

Сегодня судили участников воскресных мирных маршей. Один из подсудимых – студент БГУИР Михаил Клачков – рассказал, что его били в РУВД. Знаете, что в итоге постановила судья? 10 суток административного ареста. 

Беларуский свободный театр запустил кампанию за немедленное освобождение Марии Колесниковой: «Для нашего театра Мария Колесникова является коллегой по профессиональной принадлежности к цеху исполнительских искусств, а потому мы не можем пройти мимо ее ареста и содержания в тюрьме по надуманным основаниям». Стоит уточнить, что театралы добиваются освобождения всех политических заключенных. 

На фото – Юлия Шевчук, актриса и режиссер Свободного театра

К инициативе театра #FreeKalesnikava уже присоединились тысяча выпускников, преподавателей и студентов Белорусской академии музыки. 

10 суток и штраф 405 BYN – столько дали жительнице Гродно, которая во время женского марша сорвала с милиционера в гражданском медицинскую маску. 

Что нужно знать ко дню 

Верховная Рада Украины, вслед за ЕС, тоже не признала результаты выборов в Беларуси. Прям праздник какой-то! 

Потерялся доступ к сайтам госзакупок и товарной биржи. В своем телеграм-канале «Кибер Партизаны» взяли ответственность за взлом двух ресурсов на себя: они объяснили это местью за размещенное на государственном сайте объявление о закупке 200 бронижилетов. «Нечего броники в мирной стране закупать», – написали хакеры.

Мурал на площади «Перемен» снова закрасили. 

А домой к человеку, который пытался спасти изображение, пришли силовики. 

Жителя двора «Перемен» зовут Степан Латыпов. Как сообшил авдвокат, он задержан по подозрению в уголовном деле. 

Что нужно знать к утру 

Евросоюз не признал результаты выборов в Беларуси и легитимность президента Лукашенко, потому что в ЕС считают, что выборы сфальсифицировали. Об этом заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель.  «Мы считаем выборы в Беларуси сфальсифицированными, поэтому рассматриваем Лукашенко нелегитимным президентом Украины», — заявил Боррель.

После смеха в зале Боррель поправился: «Конечно, Беларуси, о чем я только думал». 

Газета The Washington Post опубликовала колонку Светланы Тихановской. В тексте Тихановская выразила уверенность, что беларусы продолжат мирные демонстрации и забастовки. Это, по мнению Светланы, – достаточная мера для смены власти в стране. «Мы как нация прошли точку невозврата. У Лукашенко нет будущего как лидера Беларуси, и его уход из власти – лишь вопрос времени», – заявила Тихановская на весь мир. 

Журналист Клим Халецкий опубликовал в своем Facebook историю, которая в очередной раз доказывает – в Беларуси наступил правовой дефолт. Эта история о том, как судили девушку, но, кажется, «приговор» вынесли еще до начала судебного процесса. читайте ее здесь. 

Цепкало пообещал Лукашенко «обеспечить судебный процесс в Гааге». И уже даже собрал команду юристов под это дело. 

На Червякова, где силовики пару ночей дежурили около трансформаторной будки, что жители не восстановили мурал с диджеями «Перемен», восстановили мурал с диджеями «Перемен»! 

 МВД объяснило, зачем аннулировало беларуский паспорт главы всех католиков Беларуси Тадеуша Кондрусевича, из-за чего архиепископа не пустили в страну. «Во избежание необоснованного использования [паспорта]». Оказывается, так можно. 

Что нужно знать к ночи

Так называемый президент Лукашенко отправился в Сочи, чтобы пообщаться с Путиным без камер и журналистов. Естественно, фото и повестка этой встречи все же появились в сети. Если кратко, Путин заявил, что начать работу по изменению беларуской конституции – это своевременно и целесообразно. И пообещал, что даст Беларуси кредит на 1,5 миллиарда долларов, а еще вакцину от коронавируса. Лукашенко, в свою очередь, пообещал рассказать Путину, «как все на самом деле» в Беларуси, и поблагодарил его за поддержку. А заодно зачем-то опять вспомнил про НАТО. Но это не самое главное, важно как раз то, что такого отличного стендапа соцсети не видели давно.

Беларуские кибер партизаны пару дней назад грозили обрушить налоговую, энергетическую и банковскую системы, если 13 сентября, задержат «хотя бы одного» протестующего. В итоге по сведениям МВД в этот день в стране задержано не менее 700 человек, а пресс-секретарь Министерства по налогам и сборам Беларуси Сергей Шкут сообщил, что на сайте налоговой наблюдались «отдельные проблемы с личными кабинетами». 

В СИЗО у Колесниковой ухудшилось здоровье. Адвокат Марии рассказала: «У нее аллергия на пыль, наверное, ее обеспечили не очень свежими матрасом, подушкой и постельным бельем и у нее обострилась аллергия. Она кашляет сильно, нос заложен, отек носоглотки, чешутся и зудят глаза, ей медицинскую помощь оказывают, но мы написали заявление на имя начальника тюрьмы, чтобы поменяли ей инвентарь по возможности и обеспечили передачу лекарств».

Лайфхак от юриста для беларусов: что делать, если вам звонят и вызывают в РУВД из-за участия в митингах – подробная инструкция здесь

В МВД пожаловались, что беларусы шлют фото своих гениталий милиционерам. Нет, это не фейк – подробности читайте здесь

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Как правило, эти лидеры плохо заканчивают». Обсуждаем единственный вариант, как беларуский протест победит Лукашенко

Боль • Мария Мелёхина

Помогут ли беларусам страны Запада, сколько диагнозов нужно, чтобы устроить импичмент Лукашенко, и почему дефолт не так страшен, как кажется, – KYKY обсудил с политическим обозревателем, аналитиком Sense Analytics Артемом Шрайбманом. Бонусом в середине разговора становится понятен единственный способ, каким авторитарные режимы могут подавляться мирными протестами.