Кто, по-вашему, счастливее других? А кто богаче? Появилось большое исследование о беларусах — оно мно-о-огое объясняет

Боль • Ирина Михно

Сейчас многим кажется, что Беларусь разделена между двумя типами людей, которые друг другу желают всего самого плохого. Так вот, этих групп вовсе не две, и некоторые из них сильно богаче и счастливее остальных. Независимый социолог по инициативе общественной кампании «Годна» провел исследование того, что называется беларуской национальной идентичностью. KYKY экономит ваше время и пересказывает самое интересное. Исследование проводилось в октябре 2021-го, чтобы замерить изменения в беларусах после событий 2020-го.

Если вы хотите, чтобы команда KYKY продолжала писать, работать и изучать быт беларусов – подпишитесь на наш Patreon за мерч и другие бенефиты. Или сделайте быстрый донат прямо на нашем сайте (окно для донатов – прямо под этим материалом).

Как изменились беларусы?

Перед тем, как перейти к рассказу про единый собирательный образ беларуса, мы расскажем, какие люди его формируют. Итак, все беларусы делятся на четыре типа (почти как «бараки» в классификации Вадима Прокопьева, но не совсем):

«Cознательные» — это люди, которые определяют себя беларусами, хотят жить в свободной стране и говорить на мове. Для них важно, чтобы народ мог влиять на действия власти или даже контролировать её. Портрет типичного сознательного беларуса выглядит так: мужчина с высшим образованием и высоким доходом, проживающий в Минске. Скорее всего, он айтишник и пока не женат. 

«Советские» — им ближе российско-советская культура и традиции. Демократия, свобода и гражданские права их не особо волнуют — «cоветским» людям присущ правовой нигилизм. Они думают, что власть может себе позволить иногда игнорировать законы, так как в их картине мира интересы государства более важны, чем права и свободы граждан. Поэтому они считают, что государство, например, может принуждать человека работать. Беларуский «советский» человек — это мужчина (или женщина), который окончил техникум и сейчас, вероятнее всего, работает на стройке и имеет небольшой доход. Он женат, у него есть несколько детей, их большая семья живет, например, в Гомельской области. 

Фото: Frank Herfort

«Конформные» — для них не так важен вопрос национальности, но ценны гражданские права. Типичный «конформный» — это женщина с высшим образованием из Минска. Вероятнее всего, она еще не замужем. 

«Равнодушные» — им чужды любые проявления национального самосознания. Образ этого типа — молодая женщина с низким доходом, которая все еще живет с родителями. 

Каких «типичных беларусов» больше? До 2020-го в Беларуси было больше «советских» и «равнодушных», но уже к концу 2021-го стало больше «конформных» — если раньше «конформным» был каждый четвертый беларус, то сейчас к этому типу относятся 40% наших граждан. Это говорит о том, что в стране актуализировались вопросы гражданских прав, однако вопросы национальности пока не волнуют многих беларусов (но отметим, что процент людей, для которых важно быть беларусом и любить Родину тоже немного вырос). Что интересно, этот сдвиг произошел как раз благодаря «советским» людям — именно они стали чаще заявлять о соблюдении абсолютно всех прав в Беларуси.

К слову, кроме прав и свобод, значительная часть беларусов (25%) также верит в сверхъестественное — например, в астрологию и гадания на картах таро.

Сама по себе вера в гадания — это пережиток мировоззрения традиционного общества, в котором людям было проще объяснить непонятные (или неприятные) им события злостью Зевса или високосным годом. Поэтому людям, которые до сих пор верят в подобное, не сильно хочется перемен — они их попросту пугают. Из всех типов беларусов более склонны к вере в магию и астрологию «советские». 

Кто имеет право зваться беларусом?

Самый главный критерий, который делает человека беларусом (по мнению самих же беларусов) — это быть воспитанным на беларусской культуре и считать ее своей. Что важно, под культурой понимают не символы вроде флага и языка — в 2021-м большинство считают, что знание беларуского языка не является важной характеристикой настоящего беларуса — скорее принадлежность определяет ментальность. 

Впрочем, такие критерии «настоящего беларуса» озвучивали и до 2021-го, важнее, что появился еще один момент — место проживания. Те, кому важен этот критерий, считают, что уехавшие беларусы больше не могут называться беларусами.

И чаще всего такие мысли возникают у «конформных» и «равнодушных» (в сумме 63% населения). 

Собирательный образ типичного беларуса к 2021-му также сильно изменился — за счет надлома стереотипа о терпимости и слабости нашей нации. После августа 2020-го многие люди почувствовали «национальную гордость» — и им стало менее неприятно идентифицировать себя с другими беларусами. Во многом и потому, что образ беларуса стал отделяться от образа «крепкого хозяйственника», который долгие годы пропагандировало государство. Сейчас типичный беларус озабочен не стабильностью, а развитием и прогрессом (занимательный факт: хотя сами беларусы стали воспринимать представителей их же нации позитивнее, они думают, что в глазах жителей других стран образ беларусов приобрел более негативный оттенок). Кроме того, беларусам стало важно идентифицировать себя как представителей отдельного народа — происходит отрыв от русско-советского убеждения о единстве народов.

Фото: Альфред Микус

Беларусы практически не используют беларуский в жизни, но считают его родным языком и описывают образ беларускоговорящего человека как положительный. Однако не все — например, «равнодушные» по-прежнему считают, что мова — «язык села». Факт объясняется за счет того, что этот тип беларусов в принципе не считает родной язык важным, так как ему ближе убеждение о «единстве трех братских народов».

С мнением по поводу родного языка ситуация не сильно изменилась, а вот с восприятием символики произошли фактически тектонические сдвиги — количество людей, поддерживающих красно-зеленый флаг, сильно сократилось (почти на 20%). При этом все больше людей начали отмечать, что им не близки оба флага — и БЧБ, и красно-зеленый. 

А теперь – про счастье беларуса.

Если говорить про субъективное счастье, то среди типов беларусов самый несчастный — «равнодушный». Самый удовлетворенный жизнью — «советский» (да-да, тот самый, окончивший техникум, живущий в большой семье на небольшую зарплату). 

Многие беларусы воспринимают счастье через самореализацию в работе — и только треть считает, что их жизнь удалась (но с пометкой, что могло быть лучше). Для наглядности приведем цифры: большая часть беларусов оценивает свой уровень счастья на 5 из 7. Почти никто из беларусов не поставил своему счастью высший балл, а оценку в 6 баллов своей жизни дали люди из Минска с высокой зарплатой. Уточним, что, кроме карьеры, уровень счастья беларуса часто зависит от того, чувствует ли он уважение со стороны окружающих, и доволен ли своей внешностью и духовной составляющей. 

Что там по расколу?

Вас едва ли удивит факт о том, что в беларуском обществе после августа 2020-го произошел раскол — давайте разберемся, что происходит прямо сейчас. Во-первых, в стране по-прежнему есть люди, думающие, что государство ведет Беларусь в правильном направлении — это «советские» люди. Во-вторых, в стране все еще есть люди, которые думают ровно наоборот — это «сознательные» люди. Но два этих типа объединяет одно — они одинаково переживают из-за экономической незащищенности. Второе место по уровню глобальных переживаний беларуса занимает пандемия, и только третье — политическая нестабильность. Но! Эта проблема волнует преимущественно «сознательных». Социальные проблемы по уровню важности стоят на последнем — четвертом месте.

Но вернемся к расколу: к концу 2021-го беларуское общество разбилось на три части. Помимо ярых сторонников и противников власти, которые враждуют между собой, среди беларусов появились и недоверчивые. И количество последних примерно равно двум первым.

При этом между двумя враждующими группами беларусов накал не становится меньше. Представители и сторонников, и противников власти ощущают несправедливость и незащищенность. Например, у сторонников перемен эти чувства особенно обострил случай с перестрелкой в квартире IT-менеджера Андрея Зельцера, в ходе которой Андрея застрелили сотрудники КГБ. А людей, поддерживающих власть, триггерят новости о том, как чиновникам, судьям и другим представителям системы пытаются как-то навредить — например, поцарапать им машины.

И исследователи считают, что мелкий вандализм может перерасти в более радикальные действия со стороны противников режима — поскольку они не перестают чувствовать себя угнетенной частью общества. 

 

Важно: что сторонники, что противники власти живут в разных информационных пузырях, таким образом только укрепляя свои убеждения. Они не заглядывают в пузыри друг к другу, и на этом фоне в беларуском информационном поле развивается и третий пузырь — российский, он существует наравне с оппозиционным и государственным.

ЕС или РФ? Вопросы геополитики

Беларусы по-прежнему «разрываются» между Россией и Европой. Как вы могли догадаться, к европейским ценностям больше тяготеют «сознательные», а к российским — «советские». Но есть и доля людей, которые поддерживают статус-кво: либо и с Западом, и с Россией, либо ни с кем. При этом большинство беларусов хотят, чтобы Беларусь была независимой страной — либо в союзе с Россией и ЕС одновременно, либо вне политических союзов вообще. 

Самой нежеланной геополитической комбинацией к концу 2021-го стала интеграция с Россией — лишь треть беларусов поддерживает ее углубление. Но даже среди  сторонников интеграции нет решительного одобрения интеграционной инициативы. В целом, чтобы избежать этого сценария, беларусы готовы на любую альтернативу, из-за чего геополитическая ориентация автоматически становится более прозападная. 

Исследователи предложили беларусам сыграть в игру — представить, что на референдуме их голоса действительно зачтутся, и ответить на вопрос: Беларусь вступает в ЕС или входит в состав РФ? Сторонники власти категорично и все вместе проголосовали против интеграции с ЕС, однако среди них только половина согласилась на интеграцию с РФ. Сторонники перемен же единогласно «за» вступление в ЕС и единогласно против Беларуси в составе России. 

Что стало с трендом на солидарность?

В 2020-м в беларуском обществе появился тренд на солидарность и развитие правовой культуры. Давайте разбираться, что с ним стало к концу 2021-го. Что касается солидарности, беларусы по-прежнему готовы и хотят помогать друг другу — чаще всего эта черта присуща «сознательным». Больше всего их беспокоит политическое положение страны, поэтому они готовы оказывать почти все виды поддержки разным беларуским фондам и движениям. Однако теперь оказание помощи вызывает у них страх за свою безопасность. В общем, только десятая часть беларусов реально оказывает поддержку благотворительным организациям. 

А вот уровень правовой культуры в стране остается низким — это последствие долгого существования режима пока не удается исправить. Например, беларусы склонны к оправданию коррупции, к использованию личных связей в своих целях. По сути, считают исследователи, нарушение принципа равных возможностей на рынке труда — социально приемлемое явление в нашей стране. Да и в целом беларусы готовы обходить закон, когда речь идет о личных интересах (например, когда нужно сдать курсовую и налоговый отчет или помочь близкому человеку не сесть в тюрьму). При этом, если говорить об уголовно наказуемых вещах (возьмем за пример ту же коррупцию), беларусы могут их оправдывать, но сами в подобных вещах участвовать не хотят. Что еще интересно, беларусы, зная о преступлении вроде взятки, предпочтут закрыть глаза и дальше заниматься своими делами. Как говорят исследователи, эту черту беларуского характера можно описать известным «моя хата с краю». 

Действительно, в 2020-м куда больше беларусов заговорили о гражданских правах, о справедливом отношении к людям со стороны властей, о роли людей в государстве, но, как считают исследователи, этот тренд не повлиял на формирования глубокого правосознания на личном уровне.

И все потому, что как таковая система государства не изменилась — но когда она начнет меняться, измениться и взгляд беларусов на право и закон. Как говорят исследователи, для формирования правосознания, существенно отличающегося от того, что распространено в беларуском обществе прямо сейчас, нужно время (и значительные усилия).

Фото: Frank Herfort

Вместо вывода: 

Прямо сейчас в беларуском обществе куча проблем. И одна из главных — пожалуй, социальная. В стране по-прежнему есть люди, которым ближе советско-российская система ценностей. И это как раз те, кто не хочет перемен, потому что их и так все устраивает. Они более удовлетворенны жизнью, хотя их материальное положение куда хуже, чем у среднестатистического «змагара». Но сторонники перемен варятся в другом пузыре, поэтому, вероятно, не думают об этом.

И несмотря на то, что люди внутри страны разделились на три лагеря, два из которых постоянно враждуют, вместе они начинают подхватывать идею пропаганды о том, что уехавшие — больше не беларусы.

При этом тренд на солидарность затихает — потому что люди банально боятся делать хоть что-то внутри страны, они живут в страхе. Но есть и хорошие новости: после 2020-го в сознании беларусов действительно умер стереотип о беларуской памяркоўнасці.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Соцсети воюют: этично ли снимать сериал «Окрестина», пока там держат невинных людей? Мы спросили тех, кто реально прошёл Окрестина

Боль • Ирина Михно

Режиссер и сценарист Андрей Курейчик начал снимать «первый художественный сериал «Окрестина» — и в беларуских соцсетях поднялась волна хейта. Основная претензия к Курейчику и команде — что делается это ради хайпа и денег, раз в это же время людей на Окрестина продолжают мучить без вины. KYKY разбирается в вопросе с помощью людей, которые видели Окрестина и другие ИВС не в кино, а в реальной жизни после 9 августа 2020-го.