«Божьи коровки не курят в кроватке». Как я встречала Новый год с работниками МЧС

Места • Ольга Родионова

В праздничные дни мы становимся расслабленными и беспечными и радуемся жизни с семьей и друзьями. Не задумываясь, о том, что в это время есть люди, обеспечивающие безопасность нашей жизни, и, к сожалению, беспечности. Это медики и работники МЧС. KYKY стало интересно: а как же они встречают на работе Новый год. И чем эта ночь отличается от остальных 365 в году для службы спасения.

Празднование всем на зависть: блондинка и 14 пожарных

Скажу честно, к МЧС у меня давняя симпатия. Лет пять назад министр Владимир Александрович Ващенко, совершенно замечательный и веселый человек, предложил журналистам и блогерам полететь в Гомель на вертолете. Этот вертолет снимался в последней части «Крепкого орешка», да и сам министр внешне похож на Брюса Уиллиса. Пожалуй, и сейчас МЧС – самое открытое министерство Беларуси. Поэтому уговаривать их пиар-службу осуществить мою мечту – подежурить сутки вместе с караулом пожарной части – пришлось недолго.

Итог – в эту новогоднюю ночь я пошла в Советский РОЧС в «костюме Снегурочки», то есть с большим вишневым пирогом, оливье и термосом с иван-чаем. Оказалось, спасатели сами уже накрыли «легкий» праздничный стол в комнате отдыха. Разумеется, без алкоголя. А «для уюта» в части живут два вида безымянных питомцев: аквариум с рыбками и черепаха. «Несколько дней во дворе еще жила собака, которую мы спасли, когда она тонула. Все очень к ней привязались. Она оклемалась, и ее забрал к себе домой один из наших работников – что ж еще было делать?»

Раскладываю по ложке оливье ребятам. Время — 23:10. Команда абсолютно спокойна. «Сейчас время затишья, никто даже петарды еще не запускает. Поэтому и мы можем немного расслабиться, – рассказывает начальник караула. – Вообще люди стали подходить к празднованию более экологично. Вызовов меньше. Помню, лет пять назад был аврал: один пожарный расчет возвращался в часть, второй тут же выезжал. Причем причины были какие-то нелепые. Кто-то оставил зажженную свечку и вышел к соседям – спичка упала, огонь перекинулся на шторы. 

А квартира выгорает быстро – даже большой частный дом может сгореть дотла за час».

В комнате отдыха висит телевизор, по которому идет какой-то новогодний огонек. Играем в игру «Угадай, это Киркоров или не Киркоров?». Я постоянно проигрываю, потому что не отличаю Лепса от Тимати, а Басту – от Баскова.

Время движется к полуночи.

Переключаемся на телеканал «Беларусь 2». Вот и новогодняя речь президента. Я от нее начинаю грустить и пугаться. Но страшно не очень, потому как Белоснежку спасут семь гномов – а я под вдвое большей охраной, чем эта сказочная принцесса.

Бьют куранты. Пьем колу и сок, кричим: «Ура!» Оживает стоящая на столе рация: «Всем привет, это «Молния», с Новым годом». «Молния» — это позывной центрального пульта, та главная связующая часть, куда мы, простые люди, попадаем, набирая 101 или 112. У нашей части позывной — «Звезда-4». Вообще все позывные МЧС какие-то поднебесные.

Регламент следующий: «Молния» передает информацию в ближайшую районную часть к месту происшествия, откуда уже по тревоге выдвигается боевой расчет спасателей. Первый прибывший расчет оценивает ситуацию и передает «Молнии», надо ли еще люди – или пять машин для тушения одной дымящейся мусорки ни к чему.

00:01. Играет гимн Беларуси. Сразу после него на канале начинаются «Пираты Карибского моря». 

«Хотите куриный шашлычок?» – спрашивают у меня. Интересуюсь: «А где вы его взяли?» – «Пожарили на заднем дворе». «А разве это можно?» – «Ну, все мы живые люди. И там ничего не может загореться. Как вы себе представляете пожар в одной из самый старых в городе пожарных частей?» – ребята смеются. А я надеюсь, что не «спалю» их этим репортажем руководству.

В городе Минске к этому часу всё спокойно.

0:40. Выходим на улицу. Из домов по соседству весело высыпаются первые робкие «петардисты» – их самих не видно, в отличие от запускаемых в воздух их честно заработанных денег.

«Смотрите, бедные птицы сходят с ума каждый год», – показывает мне лихорадочно мечащуюся в небе стаю Роман. Я вдруг понимаю: никогда не задумывалась, насколько фейерверки становятся стрессом для пернатых.

Ну а поскольку вызовов по прежнему нет и в Минске всё спокойно, ребята продолжили выдавать мне инсайты. Пожалуй, запишу их:

Несколько интересных фактов о пожарных

1. Время от поступления звонка в Центр оперативного управления до выезда расчета из части — не больше двух минут. «В среднем я в боевой готовности по тревоге примерно за 30-40 секунд, – говорит Денис – Дальше зависит от времени года, суток, пробок, когда мы прибудем. Но в среднем это минут 5-10. На тушение нам иногда и 20 секунд хватает. Так что время — наш главный козырь».

2. Анекдоты про «как пожар — хоть увольняйся» ничего общего с МЧС не имеют. В части есть спортзал, инструкциями прописаны тренировки и сдачи нормативов. Зимой — реже, летом раз в пару недель сдается «стенка», стоящая на территории части. До нее с отметки надо пробежать метров 30, потом с помощью лестниц с крюками взобраться на высоту четвертого этажа. Норматив — 34 секунды.

3. Кстати, пожарник — это такой жук. А человек, работающий в службе спасения, – пожарный.

4. МЧС работает в связке с другими экстренными службами. Если на пожаре или ДТП нужна скорая или милиция, «Молния» их туда отправит.

5. Чаще всего на вызов выезжает две машины, может быть и больше. Водоизмещение большинства автоцистерн 2 5000 - 5 000 л. В секунду из брандспойта выливается 8 л. При несложных математических расчетах получаешь, что воды для тушения возгорания без дополнительной дозаправки огнетушащих средств хватит всего на 10 минут. А пожары порой и несколько часов тушат. Вот и считайте количество необходимой для этого техники.

6. Брандспойты выглядят теперь как на фото ниже. И называются «ствол пожарный». Шлангов тоже больше нет, есть только «рукава».

7. В боевом расчете шесть человек (водитель, начальник караула, четыре пожарных). «В кино показывают, как пожарные заходят в дым и выходят с пострадавшими на руках — очень красиво и героически. Но глупо. Мы заползаем на карачках. Просто физика: продукты горения все сверху – увидеть стоящего или лежащего человека и вытащить его, например, за ноги — вот, что я должен сделать. Помню свой самый первый пожар, дым, мы выгоняем хозяина, а он говорит: «Не могу идти». Мы на него уже чуть не ругаемся, иди, мол, давай. А он всё твердит, что не может. Оказалось, у него была нога сломана, в дыму поди разберись... Ну, вынесли на плечах».

8. В американском кино везде стоят красивые красные колонки, которые в клипах поп-исполнителей начала 90-х очень любили взрываться потоками воды. Собственно, это гидрант – возможность быстро подключить к «рукаву» воду. Предназначен для тушения пожаров водой из цистерны, открытого водоема или водопроводной сети. У нас они расположены в люках, а чтобы быстро получить доступ к воде, наши ребята возят с собой колонку, которую накручивают на гидрант – и таким образом поднимают его выше.

9. Самый сложный объект в плане пожарной безопасности — метро. К счастью, у нас оно не горело. Самый сложный выезд на чрезвычайную ситуацию в метрополитене был 11 апреля 2011 года – при взрыве на станции «Октябрьская». Впрочем, ребята отказались говорить про это.

10. Большинство сотрудников боевого расчета приходит в МЧС после армии. И как сотрудники министерства внутренних дел по выслуге 20 лет, пожарные имеют право выйти на пенсию. Но сначала надо достичь возраста аж 48 лет.

11. В части есть помещения и для отдыха, и для еды, есть душ, спортзал и даже бильярдный стол. Но распорядка дня никто не отменял. 

12. Родным спасателей приходится с пониманием относиться к их работе в праздничные дни – график известен сильно заранее. «Моя» команда, к слову, будет работать и в ночь на 1 января 2021 года. Роман говорит, что до сих пор не сказал маме, что ушел из инспекции в «поле»: «Не хочу, чтобы она волновалась».

13. В каждой части обязательно есть машина с пожарной автолестницей. В зависимости от высоты объектов в районе определяется её длина (в части, обслуживающей район Национальной библиотеки, самая длинная — 90 метров). В этой части это АЛ-30, что означает, что пожарные запросто поднимаются на рабочую высоту 9 этажа. Нет, им не страшно. Водителя машины с автолесницей называют «космонавтом» и «бравым воином». Это такой внутрикорпоративный юмор, без которого работать сложно. Водитель может помогать «в тылу», в зону поражения он не заходит, развернуть «рукав» или оказать помощь пострадавшим — да, а в огне есть кому работать – у всех распределены задачи.

14. Сейчас на вооружении МЧС есть и спасательная техника на воде. «Самое неприятное происшествие прошлой зимы – когда два парня решили перейти Свислочь по льду. А лед был самый капризный — когда он держит, но если треснет, то пойдет тут же обламывающейся паутиной. Очень сложно быстро работать. Но спасли, конечно, бедолаг», – вспоминает Роман.

15. Котиков с деревьев они тоже снимать умеют. И такие вызовы поступают. «Но спасение людей приоритетнее. Если мы возвращаемся с вызова и где-то рядом котик — снимем, конечно. Тем более, если он сутки кричит и мешает людям. Но вы недооцениваете котиков, они сами отлично слезают с деревьев.

Был смешной случай, когда мужчина полез за котиком и сам застрял на дереве — мы приехали, сняли обоих».

16. В протоколах МЧС есть пункт «помощь населению». Это экстренные случаи, когда, например, пожилой человек упал, подняться сам не может, а у тех, кто рядом, не хватает сил. Спасатели помогут, приедут, как и положено, впятером. Но злоупотреблять этим не стоит, попросите лучше соседей. 

17. Мы все иногда оказываемся в нестандартных ситуациях – и не всегда получается быстро сориентироваться. Например, разбили градусник, произошло ДТП, увидели горящий лес и т.п. Благо, у беларусов появилось приложение «МЧС Беларуси: Помощь рядом». В его разделе «Что делать?» собраны около 50 тем с ситуациями – и спасатели открыты к добавлению новых. Ну и по старинке по звонку в 101 или 112 вам могут дать экстренные рекомендации.

Тем, кто ложится спать — спокойного сна

2:30. По регламенту первый «звездный» боевой расчет идет отдыхать. Мне хочется спеть им колыбельную, но я вовремя вспоминаю, что у меня нет ни слуха, ни голоса. 

03:00. Сижу в диспетчерской с Александром. Он мониторит происшествия в городе. К этому времени – две дымящиеся и погашенные мусорки. К счастью, от петард и фейерверков сегодня никто не пострадал. Сработал пожарный датчик на улице Леонида Беды – расчет приехал через 4 минуты. Задымления не обнаружил. 

04:00. В часть буквально на 10 минут забегает жена одного из спасателей. Видно, с подругами гуляла мимо. Решила убедиться, что всё в порядке. Всё в порядке.

Женщины, выходящие замуж за героических мужчин, посоветуйте: какие медпрепараты надо принимать для таких стальных нервов, как у вас?

Мы какое-то время болтаем с Александром на житейские темы. Система мониторинга не требует вызовов. Всё в порядке. В Минске — спокойно. Отличился только Борисов – там кто-то не удержался и «зажег». Похоже, люди действительно стали праздновать более осознанно. К шести утра первого января нарушений в работе систем жизнеобеспечения минчан не зарегистрировано. Когда-то над рекламой МЧС издевался весь город, но, кажется, не только божьи коровки больше не курят в кроватке.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Это хуже, чем война». Как на наших глазах сгорает Австралия

Места • редакция KYKY

В Австралии — природная катастрофа. С сентября 2019-го из-за пожаров сгорели около пяти миллионов гектаров леса – это больше, чем вся Минская область – и больше, чем целая Дания. За несколько месяцев пожары стали видны даже из космоса — спутники вместе с огнем различают и шлейф дыма, который добрался аж до Новой Зеландии. KYKY собирает хронику и прогнозы пожаров, которые мы очень недооценивали.