Как выжить зимой в деревне без центрального отопления и газа? Легко!

Места • Антон Суряпин
Когда в Минске ненадолго пропадает электричество, интернет и отопление, в соцсетях рождается бунт. Мол, как это – оставить человека без благ цивилизации? KYKY разыскал молодую семью, которая в принципе живет без центрального отопления. Последнее в контексте минувших морозов в -25 может показаться и вовсе ужасом (спойлерим: на самом деле, нет). Итак, как выживать в деревне и в условиях, которые минчанам могут показаться спартанскими?

Татьяна и Алексей — молодая семья. Они познакомились в интернете. Леша работал в Жодино, Таня в Слониме. Девушка переехала в Жодино к любимому и уже там после свадьбы ушла в декретный отпуск. Их старшему сыну сейчас почти три года. Вскоре семью ждет пополнение – Татьяна на восьмом месяце беременности. Около года назад семья решила переехать в деревню, которая находится в 11 километрах от Слуцка. В детстве Леша и Таня проводили лето в деревнях, поэтому к сельской жизни оказались подготовлены.

Дом достался Татьяне по наследству. Перед заселением молодые люди сделали ремонт. Ездили сюда из Жодино каждые выходные, наматывая по 170 километров в одну сторону. «Дом был в нормальном состоянии. Но мы решили, что если уж делать ремонт, то основательно. Поставили стеклопакеты. А со стен сняли обои, по-новому замазали стыки между бревнами, обработали древесину против короедов. И вместо обоев решили отделать внутренние помещения блок-хаусом. Огромное преимущество деревянного дома – он долго держит тепло», – рассказывает хозяйка.

Интернета.нет

Проводного интернета в деревне нет. 3G-сеть сотовых операторов зависит от погоды: в ясный и безветренный день нормальный сигнал ловится неплохо. В непогоду остается рассчитывать только на 2G-подключение. Семью это не особо расстраивает: «Поверьте, в деревне столько интересных занятий, что интернет – это только по вечерам. Ребенок, живность, а летом сад и огород… Все и всё требует ухода».

Татьяна вяжет, прядет, ткет, сама печет хлеб и экспериментирует с кулинарией. Все это выкладывает в свою группу Вконтакте. На вопрос, как это получается делать при нестабильном доступе к сети отвечает: «Зимой жду ясную погоду. Летом замечательно – можно выйти на улицу и там словить нормальный интернет».

Жизнь без газа и отопления

Деревня насчитывает около 60 дворов и, несмотря на близость к городу, не газифицирована. Раньше на местном уровне поднимался вопрос о газификации, но поскольку здесь постоянно заселены всего около двадцати дворов, газ не провели. Минувшие лютые морозы семья спасалась печками. Их в доме, как зачастую в этих краях, две.

Первая стоит на кухне. Это так называемая «русская печь». Функция печи – не только обогревать, но и готовить пищу (в далекие времена про газовые баллоны еще никто не знал). Печь, доставшаяся молодой семье, сложена «в полтора кирпича». Это значит, у нее довольно толстые стены, которые дольше прогреваются от огня, но и тепло держат дольше. Таня и Леша пользуются газом из баллонов для приготовления еды, но иногда устраивают эксперименты и с печью. Героиня с радостью делится с нами фотографиями курицы и кулебяки:

Как реставрировали печь номер один

По словам Татьяны, перед заселением в печи было несколько трещин, но их заделали по всем правилам: «Это особая технология. Нужна специальная глина, которая скатывается в комочки и закидывается в трещины со всей силы. Похоже на игру в снежки. При этом печь должна быть холодной и затапливать ее нельзя еще неделю, пока глина полностью не просохнет при комнатной температуре».

Затем печь покрасили снизу в персиковый цвет, подходящий под цвет стен. Сверху в белый — это нужно для того, чтобы своевременно заметить, если вдруг появится трещина, и дым с угарным газом начнет выходить в дом, а не через дымоход. В старину печи белили к Пасхе. О «русской печи» из соседнего дома, откуда родом дедушка хозяйки дома, есть своя легенда. Рассказывает Татьяна: «Война. Моему дедушке и его брату пришла повестка. За день до отправки их мать поставила в печь хлеб. Когда испекся, достала. А на утро, когда нужно растапливать печь заново, она увидела, что забыла достать один каравай. Это называется «забывной хлеб». Специально его не сделаешь, так получается случайно. «Забывной хлеб» имеет очень большую силу, ведь печь — сердце дома. Считается, что все поколения всего рода отдают свою силу этому хлебу. Мать призывников отрезала от каравая и дала каждому сыну по куску. На войне ранило обоих. Оба выжили. Причем, брата моего деда ранило так, что его уже успели скинуть к трупам. По семейной легенде считается, что помог именно этот хлеб. У моей мамы хранится малюсенький кусочек того самого хлеба с войны».

Печь номер два

Вторая печь чаще всего называется «груба» или «группка». Ее обычно строят посреди жилого помещения либо так, чтобы ее стены выходили во все комнаты дома. Пищу в ней не приготовишь, но со своей функцией – обогревать – она справляется отлично. Судите сами: по словам хозяйки, печь-грубу затапливали вчера в 18.00 и закончили топить в 22.00. Сегодня в 15.00 в ней еще тлели угли, а сама конструкция была такой горячей, что продержать на ней руку больше 15 секунд было нереально.

Жилая комната, из которой затапливается «группка». Здесь тепло. Единственное — хозяева завесили окно одеялом, которое уменьшает теплоотдачу. Потому что прямо под подоконником кровать.

Печные лайфхаки

1. Юшка и защита над трубой

Сверху печей находится металлическая юшка (еще называют заслонкой дымохода). Ее нужно открывать всегда, когда в печи активно горит пламя, чтобы дым не шел в дом. Другими словами, юшка – ворота на пути между печью и открытым небом через дымоход. Как только дрова прогорают, юшку следует частично закрыть. Потому что более тяжелый холодный воздух начнет поступать через дымоход в дом.

На улице, над трубой, установлена металлическая защита. Она нужна для того, чтобы снег и дождь не попадали внутрь: «Если нет этой защиты, бывает, откроешь юшку, а из-под нее как шухнет! Посыпется много размокшей сажи. Очень неприятно», – говорит Татьяна.

2. Одна печь топится с утра, вторая – вечером

Чтобы в прошедшие 20-градусные морозы не мерзнуть в доме, семья топила обе печи, но не одновременно. Большая печь на кухне затапливается с утра. А сравнительно небольшая «группка» – на ночь. «Мы спали не в трех одежках, а как обычно и под обыкновенным одеялом», – говорит хозяйка.

3. Чугун с углями как радикальный способ обогрева

Татьяне бабушка рассказывала о старинном способе прогрева хаты. Раньше, когда зимы были более суровыми, чтобы углы дома не промерзали, в них ставили большие чугуны с жаром внутри. «Жар» – это прогоревшие, еще красные, но уже не дымящиеся угли из печи. Такие чугуны ставили и в сенцах — помещении между жилой частью дома и крыльцом. Молодой семье минувшими морозами не повезло – в сенцах из-за мороза пополам разорвало водяной кран, который открывал воду, поступающую из колодца. К слову, вода в колодце семьи также покрылась льдом. Теперь им приходится ходить к соседнему, через пару домов, более глубокому и оттого не промерзшему источнику.

4. Стоимость печного отопления

С экономической точки зрения отопление дровами выходит дешевле, чем газовое. Недавно Татьяна ходила на почту, перед ней люди платили за газ. Кто-то 60 рублей, кто-то 80. За предыдущий, не самый холодный месяц. Семья к зиме покупала дрова. Отдали 130 рублей. Топятся ими уже второй месяц, и еще на несколько недель есть в запасе.

Наконец, задаем обобщающий вопрос хозяйке дома о том, можно ли выжить лютой зимой в деревне: «Нужно проще ко всему относиться. Не мерзли. Ничего себе не отморозили. Если нет газа, но есть печка – не пропадешь».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Женщины имеют право получать удовольствие! Афиша от дуэта «Ландыш и Сахара»

Места • Ирина Михно

Аня Жданова и Маша Лысенко из музыкального дуэта «Ландыш и Сахара» живут по простому принципу: «от серьезности – камни в почках». Девчонки играют в роскошную жизнь, ибо уверены, что даже в шапке из помойки можно чувствовать себя богемой. Специально для афиши KYKY дуэт примерил пять разных луков для событий недели. «Мы являемся проводницами в премиум класс, но при этом помним, откуда каждая из нас вышла», – иронизируют «ландыш и сахара».