О терактах в Турции скоро будут говорить, как об очередном ДТП

Места • Елена Салапура
Начиная с 2015 года в Турции было около сорока террористических актов. Ответственность за них регулярно берет на себя «Исламское государство», но у правительства Турции есть еще одна проблема – курды. Елена Салапура поговорила с гражданами Турции о том, чего они опасаются и почему любят власть, которая не может их защитить.

28 июня 2016 года в Турции случился очередной крупный теракт. На международный аэропорт имени Ататюрка в Стамбуле было совершено нападение. Террористы-смертники расстреляли людей, а после привели в действие взрывные устройства. В результате теракта погибло более 40 человек, 239 получили ранения. Ответственность взяла на себя группировка «Исламское государство». Страну преследует злой рок или виной всему ошибки в руководстве двенадцатого президента Турции Реджепа Эрдогана?

По мнению политолога Всеволода Шимова, Турция является одной из ближайших целей «Исламского государства», поскольку она вовлечена в антиигиловскую международную коалицию. Есть и другое мнение, отличное от позиции колумниста «СБ – Беларусь Сегодня» Шимова. Российские СМИ публиковали снимки бензовозов, которые возят в Турцию нефть из ИГИЛ. Таким образом, турецкие власти могут финансировать террористов.

Фото: 24today.net

Еще одним дестабилизирующим фактором является конфликт с курдами. Деструкция Ирака и Сирии привела к тому, что курды этих стран создали свои государственные образования – автономии. Турецкие же курды на протяжении долгих лет испытывают притеснение и дискриминацию со стороны властей.

Что граждане Турции говорят про курдов

Айджахан Ёллыбаева утверждает, что курды боролись за территорию всегда, но ситуация усугубилась после начала масштабной военной операции в Сирии. Турецкие власти, воспользовавшись моментом, начали вытеснять этот народ, причисляя их к террористам. Сама Айджахан – родом из Туркменистана, но живёт в Турции уже много лет: «За всё время, что я здесь, между турками и курдами – негласная война. Мои друзья обходят их стороной, если в ресторане официант – курд, то они уйдут оттуда и больше не появятся. В 80-90-е годы было хуже. Курдов ненавидели. Полицейские могли их избивать без причины, оскорблять. Потом ситуация улучшилась, но конфликт до сих пор не исчерпан».

Айджахан Ёллыбаева, фото из Facebook

Власти действительно по сей день обвиняют курдов в терактах на территории Турции. Это подтвердил Буньямин Танрыверди, курд. По внешности от турка, на мой взгляд, он отличается мало: спортивное телосложение, тёмные волосы, глаза. Служил в турецкой армии, получил высшее образование в частном университете торговой палаты Стамбула. Буньямин имеет своё дело в Беларуси, периодически сюда приезжает. Начав работу над материалом, я рассказала Буньямину, что буду писать о его стране. Он был очень удивлён тем фактом, что в Беларуси интересуются обстановкой в Турции, в частности, вышеупомянутым этническим конфликтом. Когда узнал, что я хочу подробней рассказать о нём, ответил: «Мне сложно говорить об этом, не хочу». Разговаривая с ним на темы, которые не касаются политики, я сделала вывод, что он умный и образованный человек. Подумать не могу, чтобы он решился на убийство тысячи людей!

«Вербуют малограмотных бедных курдов, чтобы те совершали теракты»

Житель Стамбула Туна Мерт тоже считает, что не все курды – террористы. «У меня есть друзья курды. Они не несут никакой опасности. У них мирные профессии: врач, учитель, юрист. Есть люди, которые хотят устроить хаос в стране, вот они и вербуют малограмотных и бедных курдов, чтобы те совершали теракты», – говорит Туна.

Туна Мерт, фото из Facebook

Выходит, курды совершают теракты не от имени Курдистана, а от ИГИЛ? Правда остаётся где-то посередине. Плохо это или хорошо, что народ, который имеет свой язык, культуру и обычаи не имеет территории и кочует по разным землям?

Айджахан Ёллыбаева говорит: «Это нахальство: жить на земле, где тебе разрешено, и просить большего методом насилия. Были бы они еще и честными людьми!..

Приведу пример. На улицах городов полно попрошаек – курдов. Они прибегают к хитрости и делают всё, чтобы ты отдал им деньги. Однажды мы с моим женихом, а он коренной турок, наткнулись на такую попрошайку. Человек чистил обувь прохожим за деньги. Когда мы проходили мимо, он специально уронил щетку. Мой жених сказал ему об этом. Курд, якобы в знак благодарности, уговорил нас обратиться к нему за услугой. В итоге мы заплатили 20 лир (8 долларов)».

Теперь вопрос: зная врага в лицо, почему лидер Турции не принимает должных мер, чтобы защитить свой народ? Всё ли делается в стране, чтобы предотвратить действия боевиков?

Еще несколько слов про врагов Турции

Турцию обвиняют в чрезмерной мягкости к одной из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций «Аль-Каида». Известно, что на севере страны охрана границы оставляет желать лучшего. На территории Сирии ведутся боевые действия. Боевики ИГ пытаются захватить нагорье Джебель аль-Акра в провинции Латакия. Есть мнение, что оружие они получают из Турции. ИГ взяли под контроль богатые месторождения нефти на территории Сирии, появились чёрные схемы нелегальных поставок.

После начала антитеррористической операции России в Сирии существует вероятность того, что часть боевиков с территории страны, спасаясь от бомбардировок российской авиации, бежали в Турцию, где создали подпольные террористические группировки. Сбив российский самолёт, турки продемонстрировали России нежелательность её присутствия в ближневосточном регионе. Президент Эрдоган, рассчитывая на политическую и экономическую поддержку США и стран Запада, на месяцы испортил отношения с Россией. А ведь она является одним из главных экономических партнёров Турции. После действий своих ВВС страна не получила желаемых политических и экономических бонусов. А тут ещё депутаты бундестага ФРГ, 2 июня 2016 приняли резолюцию и признании преступлений против армян в Османской империи в 1915 году геноцидом. Эрдоган растерялся. Он был вынужден идти на мировую с Россией.

Турции нужно менять политику

Свидетельствует ли факт извинений (которые впрочем, извинениями не были) о пересмотре внешней политики Турции как в отношении России, так и ИГ? Можно ли расценивать теракт актом мести террористической организации? Политологи считают, что Турции необходимо менять политику, как в отношении ИГ, так и в отношении курдов. Лидер «Рабочей партии Курдистана» (РПК) Абдулла Оджалан с 1999 года находится в тюрьме – отбывает пожизненный срок.

Мальчик с портретом Абдуллы Оджалана, фото: bykvu.com

В 2013 году начались переговоры о прекращении насилия со стороны курдов и временно так называемая война прекратилась. Но в июле 2015 турецкая армия начала наносить удары по позициям «Рабочей партии Курдистана» в Ираке, и перемирие закончилось.

«Жители Турции живут в страхе – говорит Айджахан. – Люди выражают свое недовольство, но это не заходит далеко. Пошумят пару дней и успокаиваются. На выборах рейтинг действующего президента составил 60%. Может быть сейчас он и стал меньше, но я этого не заметила. Жители Турции уважают и поддерживают Эрдогана. Во всём ведь винят курдов и ИГ».

Если президент Эрдоган не поймет, что двойные стандарты в борьбе с терроризмом недопустимы, о терактах в Турции будут говорить так, словно об очередном ДТП.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«В «Граффити» занимался сексом под лестницей. Видел ноги охранника, он явно заметил и мои». Иван Шило для афиши

Места • Ирина Михно

Журналист Иван Шило провел детство в провинциальном Солигорске, а юность – в Польше. Сейчас он живет в Минске, ездит на велосипеде, ходит в спортзал, ест фаст-фуд и призывает всех быть терпимее друг к другу. Признается, что для афиши KYKY, герои которой рассказывают, что наденут на минский ивент, «хотел собрать себя как девушка из клипа «Экспонат», а по итогу взял на съемку всего пару шорт».