«Полицейские флиртуют, а мафия контролирует вывоз мусора». Сколько стоит жизнь в Неаполе — считаем на личном опыте

Места • Ирина Михно

Думали, мафия осталась в фильмах про крестного отца? Тогда вы точно мало знаете про юг Италии. Грузинка Самая Рзаева, которая сейчас работает с беларусами, уже полтора года живет в Неаполе — а теперь рассказывает KYKY, как выглядит такая dolce vita и сколько она стоит (спойлер: если сравнивать с Литвой или Эстонией, совсем недорого).

Если ваше guilty pleasure — считать деньги других людей, и поэтому вам нравится такие материалы KYKY — поддержите нашу работу и подпишитесь на наш Patreon за мерч и другие бенефиты или сделайте быстрый донат без обязательств тут.

Где самые добрые силовики

Самая Рзаева: «Я родом из Грузии, но сейчас работаю с беларусами «на удаленке». В Неаполе оказалась совершенно случайно, можно сказать, город сам выбрал меня. В 2020-м сестра уговорила подать заявку на обучение в магистратуре в местном университете — я не хотела. Думала, да какая южная Италия? Там же, наверное, вулканы, мафия (смеется). Мне хотелось учиться в Швеции, Германии, поэтому, когда узнала, что получила стипендию в Неаполе, не особо обрадовалась. Потом подумала, что это лучше, чем ничего, за пару недель сделала визу — и вот я здесь. 

Хорошо помню первый день в Неаполе — когда мы доехали из аэропорта до города, мне сразу захотелось уехать обратно, потому что вокруг был какой-то хаос. Интернета не было, вай-фай ловить не получалось, и мы никак не могли найти нашу квартиру. А когда подходили к местным, от нас шарахались, потому что практически никто здесь не говорит по-английски. Мы с чемоданами бродили по центру Неаполя около часа. В итоге нам попался добрый дедушка, он согласился помочь, но внезапно спросил: «А какая пиццерия на вашей улице?». Для меня это был первый культурный шок — только когда мы сказали итальянцу, какая возле нас пиццерия, он показал, куда нужно идти. Мы в Грузии по хинкальням локации не определяем (смеется). 

С того момента прошло уже полтора года, и сейчас могу сказать, что Неаполь мне нравится. Во-первых, это очень компактный город. Я живу в историческом центре, до университета пешком 10 минут, примерно столько же до набережной и тусовочных улиц. И люди тут очень добрые и открытые, даже полицейские, что для человека из постсоветской страны тоже уникально. Грузинские силовики, конечно, не такие, как в Беларуси и России, но тоже довольно серьезные ребята. А итальянские полицейские могут с тобой и пошутить, и пофлиртовать. Люди в Неаполе очень расслабленные, живут так, будто у страны всегда каникулы. В первые месяцы жизни здесь меня это даже немного возмущало: ну как так-то? Сидят днем в барах, пьют игристое — и это в обычный вторник! Спустя время я стала смотреть на это иначе: а почему бы и нет? В Неаполе люди любят жизнь и не ищут поводов типа юбилея или Пасхи, чтобы расслабиться. Здесь не бывает скучно. 

При этом город очень колоритный. Например, даже в центре белье сушат на бельевых веревках. А те, кто живет на первых этажах, просто выносят сушилки на улицу. Я тоже так делаю, потому что вещи сохнут в разы быстрее — тут же всегда солнце и очень жарко. Даже зимой погода редко бывает ниже +10 +12 градусов. 

Рядом с Неаполем много островов. Например, Капри, который в Восточной Европе почему-то называют островом миллионеров, будто там могут отдыхать только люди уровня Абрамовича. Когда ты живешь в Неаполе, можешь доехать до Капри и обратно за 30 евро. Отдых на пляже бесплатный.  

Плюс, итальянский язык несложный. Я начала его учить, как только приехала, и сейчас продолжаю два раза в неделю ходить на бесплатные курсы от муниципалитета. За полтора года смогла выучить язык на базовом уровне, и сейчас уже могу объясняться в барах и госучреждениях. 

Зачем мафия контролирует мусор

В Неаполе действительно есть мафия — Гаморра. Местные не любят, когда спрашиваешь про нее, не хотят, чтобы город ассоциировался с мафиози.

Из обычных людей фактически никто не знает, кто состоит в мафии. Как-то я общалась с местным журналистом, он сказал, что тех, кто пытался делать расследования про Гаморру, либо находили мертвыми, либо не находили вообще. Обычно мафиози известны под никнеймами – в прошлом году, например, в аэропорту Рима арестовали одну из Гаморры. Ей лет 70, а прозвище у нее было «малышка».

Я лично не сталкивалась с мафией никогда. Один раз только ходила в неаполитанский район Скампия — он считается районом мафиози, но там везде на стенах написано «мы не Гаморра». Местным очень не нравится, что их принимают за этих людей. Еще был случай, мы с друзьями шли по испанским кварталам — там живут люди, которые говорят только на неаполитанском. Раньше, лет 10 назад, чужаков в эти кварталы вообще не пускали, сейчас же там работает куча баров, ходят толпы туристов. Мы почему-то решили свернуть с главной улицы на параллельную, и там стояли ребята, которые обратились к нам со словами «лучше вам тут не ходить» — едва ли это были мафиози, но кто знает.

Честно, я мало понимаю, чем занимается мафиозная структура в Неаполе (и пока живу здесь, погружаться в тему не очень хочется (смеется). Насколько я знаю, один из основных ее профилей — наркотики. В городе, даже в дневное время, запускают салюты — это означает, что в Неаполь привезли новую партию. Еще все точно знают, что мусорный кризис в городе был связан с вмешательством мафии. Недавно российский блогер Руслан Усачев снял фильм про Неаполь, который назвал «Мусорная столица Европы» — я с этим определением не согласна. Сейчас в Неаполе относительно чисто на улицах. Да, где-то возле баков лежит мусор, который не успели вывезти, но это и не сравнится с тем, что творилось в городе в 2010-м. Тогда мусор был буквально везде, потому что мафия просто не давала местным компаниям вывозить отходы (как пишут в СМИ, неаполитанская мафия контролирует, в том числе, вывоз мусора из города, зарабатывая на этом деньги. В 2010-м мафиози «прижали» несколько фирм по переработке отходов, из-за чего убирать мусор в городе стало просто некому — Прим. KYKY). Говорят, что из-за мафиози в Неаполе до сих пор нет и приложений по вызову такси типа «Убера» и «Болта», потому что мафия «крышует» местных неаполитанских таксистов.

Из криминального в Неаполе самое частое — мелкие кражи. Тут же все катаются на мопедах, и часто воры просто пытаются вырвать у тебя из рук телефон и поехать дальше. А про убийства тут я слышу очень редко. 

Местная власть, насколько я вижу, с мафиози вообще никак не борется. Возможно, чиновники не в силах как-либо повлиять на этих людей, либо тоже их боятся. Не исключено, что и сама власть связана с мафией. А неаполитанцы, такое чувство, просто привыкли: «Ну мафия, ну и что?» — говорят мне местные. Да и я сама, если честно, вообще не ощущаю в городе присутствие мафиози. Здесь живется так же, как жилось в Тбилиси, Москве и других городах. Есть район, где много студенческих общежитий – говорят, что его тоже держит мафия. Там жила моя подруга-беларуска, и она тоже говорила, что у них все в порядке и никто не понимает, что именно «держат» у них мафиози. 

А я жила в доме, на первом этаже которого находится самая известная в Неаполе пиццерия. Моя квартира была на третьем этаже, а на втором жил милейший дедушка.  Ежедневно два раза в день он выходил на балкон и пел для туристов песни. Я слушала их и думала: «Как же мило!». Только через год мои итальянские друзья рассказали, что дедушку зовут Антонио и он недавно вышел из тюрьмы, а сейчас находится под домашним арестом. Не может ходить на работу, поэтому и поет себе на балконе. И для Неаполя это в порядке вещей — подумаешь, сидел в тюрьме — и что такого? 

Сколько стоит dolce vita

На юге Европы зарплаты меньше, чем в среднем по ЕС. Плюс Неаполь не очень индустриальный город, скорее, туристический. Работая в хостеле или отеле, можно зарабатывать около 1000-1500 евро. Думаю, в целом по городу зарабатывают около 2000 евро. 

Вообще, в Неаполе люди часто говорят, что живут в нищете, но мне, человеку из постсоветской страны, так совсем не кажется (смеется). Недавно я была в гостях у своей подруги в деревне — высоко в горах, в двух часах езды от города. Мы едем, итальянка мне рассказывает, мол, деревня бедная, на самом юге страны. Я все это слушаю, а вокруг вижу идеальные дороги, рестораны. Старички пьют кофе в барах, дети играют на качелях, около домов стоит по 2-3 машины, да и сами дома выглядят идеально. 

И я не могу представить, чтобы в Грузии или Беларуси семья в глубокой провинции могла жить так же, не думая, что нужно ехать на заработки. А в Италии люди говорят, что это нищета, потому что сравнивают свою жизнь с жизнью в Северной Европе, Великобритании. В этом смысле очень видна разница: в самых бедных регионах не самых богатых европейских странах живут лучше, чем у нас. И думать об этом очень больно. 

Что касается моего дохода, я получаю стипендию от университета — это 6000 евро в год, то есть где-то по 500 евро в месяц. Этих денег мне хватает, чтобы закрыть базовые потребности. Плюс у меня есть доход от работы. 

У студентов в Неаполе есть культура арендовать не целые квартиры, а комнаты — здесь это очень распространено. Маленькую комнату можно снять за 250 евро, за 350 — уже побольше, но все равно придется с другими жильцами делить ванную. Я же снимаю очень большую комнату в центре города со своей ванной и плачу за нее 400 евро (напополам с сестрой). 

Студию в Неаполе можно арендовать за 700-800 евро, а целую квартиру, большую и стильную — за 1000-1500. Мои друзья, например, большой компанией снимают двухэтажный лофт за 1500 евро, и это выходит даже дешевле, чем по-отдельности арендовать комнаты. 

Еще почти во всех домах в Неаполе нужно платить за лифт — и чтобы подняться, и чтобы спуститься, как в Тбилиси. В городе так исторически сложилось, что услуги лифта не включены в коммунальные платежи, поэтому ты каждый раз платишь за них сам по 5-10 центов. В моем доме лифт тоже платный, но я живу на втором этаже, поэтому не пользуюсь им.

Не знаю, насколько этот факт связан с платой за лифт, но местные часто используют ведро, чтобы что-то поднять в квартиру или спустить вниз. Например, если на первом этаже дома есть магазинчик, они просто звонят продавцу, говорят, что им нужно, спускают ему ведро с деньгами – и таким же образом поднимают наверх продукты. Либо просто кричат прохожим: «А купи мне молока», — и действуют по той же схеме. Это еще одна культурная особенность Неаполя. 

Город, где не любят работать

В Неаполе есть метро, но оно маленькое, как в Минске: всего две ветки. Одну из станций сами неаполитанцы называют «самой красивой в мире», но я до сих пор не поняла, почему. Это просто станция, которую разрисовали на морской мотив — ничего самого красивого я там не увидела (смеется). 

Одна линия метро работает ужасно: поезда ходят медленно и закрывается она часа в два дня, вторая работает чуть лучше. Проезд в метрополитене стоит 1 евро 10 центов. С автобусами тоже беда: они часто задерживаются или вовсе не приезжают. Но городской транспорт у местных жителей мало востребован. Тут у всех свои машины и скутеры, это самый удобный вид транспорта, учитывая узкие неаполитанские улочки. А вот велосипедов мало — на них по местной брусчатке ездить невозможно. 

С такси ситуация интереснее. Вызвать машину в приложении нельзя, потому что «благодаря» мафии таких приложений просто нет (буквально на днях что-то появилось, но это скорее местная разработка). Просто выйти на улицу и поймать машину не получится. Если хочешь поехать на такси, нужно найти стоянку таксистов, которых в городе не так много. А потом еще подождать, пока они между собой договорятся, кто именно тебя повезет. Да и стоит эта услуга дорого: недавно за 10-минутную поездку от дома до аэропорта я заплатила 20 евро. 

Есть и второй вариант — написать таксисту в WhatsApp. Весь городской транспорт заканчивает работу часов в 11 вечера, поэтому если ты не хочешь после гостей ночью идти домой пешком, у тебя нет выбора — ты пишешь в WhatsApp, номера обычно передаются от знакомым к знакомым. Таксист собирает несколько таких заказов, укомплектовывает свой минивэн (почему-то тут у всех таксистов минивэны белого цвета), забирает всех и развозит по нужным адресам. Цена на поездки фиксирована — 5 евро, получается это что-то вроде частной маршрутки. Говорят, Одесса в Украине — это как Неаполь в Италии (смеется). 

По выходным здесь все ходят в бары, но это не такие заведения, которые привыкли видеть в Западной Европе. В Неаполе бары очень маленькие, столиков внутри нет, поэтому все пьют свои напитки, стоя на улице, а потом идут во второй бар, в третий и так далее — занимаются бар-хоппингом. 

Пиво в обычных барах стоит 1-2 евро. Апероль, джин-тоник и т.п. — 3,5-5 евро. Есть заведения и в духе «дорого-богато», там коктейли продают по 6 евро, это считается высокой ценой на напиток здесь. Самые дешевые бары расположены в испанских кварталах. Вот там апероль стоит всего евро, но и подают его в маленьком пластмассовом стакане. И, такое чувство, совсем не разбавляют — после пары-тройки таких аперолей можно улететь в космос.

Основа основ в Неаполе — пиццерии. Пиццу едят все и всегда, студенты на обед, бизнесмены — на ужин. Стандартная и огромная маргарита стоит около 4 евро. Есть и другие рестораны, но все они традиционные итальянские. Неаполь в этом смысле нельзя назвать космополитичным городом, где есть привычные европейцам кофейни и сетевые заведения. Тут работают типичные итальянские забегаловки, их называют траттория, где, кроме пиццы, подают пасту и другие национальные блюда. 

Тут очень развита культура аперитива — перед ужином, часов в 7 вечера, ты должен обязательно выпить апероль или пиво, вместе с которыми в баре или ресторане тебе принесут бесплатные закуски. Ужин в городе начинается в 9 вечера, не раньше. На меня смотрят как на сумасшедшую, когда я говорю, что ем в 7 часов. Из обязательного еще — совместный ланч по воскресеньям. То есть сначала вы вместе выпиваете до 6 утра на улице, а потом готовите у кого-то на кухне лазанью на обед. 

Итальянцам очень важно проводить время с семьей и друзьями. В их картине мира лучше заработать меньше, но быть счастливее. Например, у них не принято, чтобы студенты сами зарабатывали на жизнь. Когда мои итальянские друзья узнали, что мы с сестрой в 24 года сами себя обеспечиваем, у них был шок: «Как, зачем? Вы же еще учитесь». И когда я по 18 часов работала после начала войны в Украине, они тоже возмущались: «Нельзя столько работать, с ума сошла». 

Думаю, они плохо меня понимают, потому что в целом мало знают о жизни в Восточной Европе — в итальянских СМИ об этом регионе почти не говорят. То есть о войне в Украине мои друзья знают, но что творилось в Беларуси в 2020-м — нет. При этом им интересно, когда я рассказала в двух словах о беларуском протесте, они сами пошли гуглить и читать новости. До этого про Беларусь они фактически ничего не знали, а Грузия у многих и вовсе ассоциировалась со Сталиным. 

Еще я заметила, что итальянцы редко путешествуют, не понимают, в чем кайф поездок. И мне говорят: «Да что ты такая дерганая, зачем ты постоянно копишь на эти перелеты?» То есть ментально мы очень разные. 

Болит? — Приходи через две недели

Сервис государственной медицины в Неаполе — моя личная боль. Здесь есть система ранжирования по оказанию помощи. То есть идешь ты в клинику, говоришь, что тебя что-то беспокоит, тебя осматривают и решают, сейчас лечить или через время. Недавно моя подруга обратилась к врачу с острой зубной болью, а ей сказали: «Все понятно, приходи через две недели». Пришлось идти в очень дорогую частную клинику. Поэтому я стараюсь лечиться дома, когда приезжаю летом в Грузию. 

Плюс в Неаполе в целом в государственных структурах полный хаос. Особенно если ты не знаешь итальянский, ничего с первого раза не поймешь — на английском почти не говорят. Да и даже на работе итальянцы любят отдохнуть. Помню, пришла забирать свой ВНЖ — в рабочие часы — а женщины там сидят, кофе пьют, песни поют. Для них работа — вещь второстепенная.

Единственная академия Apple 

Очень советую беларуским и украинских студентам, которые не знают, куда им бежать, присмотреться к Неаполю и Италии в целом. Тут работает система, согласно которой каждый иностранный студент может получить стипендию в размере 6000 евро на обучение в местных университетах — ее называют «региональная стипендия». Но, конечно, обучение будет на английском. 

Например, в Неаполе есть Apple Developer Academy — единственная академия Apple в ЕС. Каждый год она набирает около 400 студентов со всего мира, которым дает стипендию. Плюс, студентам выдают технику, а обучение проводят специалисты Apple. У меня там учится друг-беларус. Поступить могут все желающие старше 18 лет — даже без опыта работы в ИТ, нужен только аттестат о школьном образовании. А если опыт в сфере есть, можно записаться на стажировку, получить стипендию и заниматься разработкой стартапа. Это очень хорошая возможность для тех, кто хочет попасть или закрепиться в ИТ – просто о ней мало кто знает. 

Я вижу, беларусы часто думают, что литовский ЕГУ — самый легкий и доступный вариант, но на деле география куда шире. Есть куча более крутых и доступных мест, и Apple Developer Academy – одно из них. 

Вместо вывода 

Если говорить про деньги, в месяц я трачу на квартиру 250 евро, включая коммуналку и расходы на интернет. Около 100 евро уходит на продукты. Еще 150 евро тратится на тусовки, выпивку и одежду. Если вы не одеваетесь в Gucci и не любите ходить по ресторанам, 500 евро на месяц жизни в Неаполе впритык, но вам хватит. Вы закроете базовые потребности, живя в скромной квартире или снимая комнату. Но если захочется путешествовать, конечно, этих денег не достаточно. При таком раскладе тут можно жить на 700-800 евро. 

Уже в октябре моя учеба заканчивается. В Италии, если у тебя местный диплом, ты можешь получить визу на год на поиск работы — у меня пока нет планов на жизнь, но эту визу я собираюсь оформить. Еще год назад я думала, что жить в Неаполе — несерьезно, будто ты всегда на отдыхе. Но сейчас меня все устраивает. Говорят, что Неаполь либо любишь, либо ненавидишь – так вот я этот город люблю. 

Неаполь — это та самая Италия, которую нам показывают в фильмах — например, в сериале HBO «Моя гениальная подруга» или в фильме Паоло Соррентино «Рука бога» (сам Паоло, кстати, из Неаполя). Но тут ты живешь в отрыве и от коллег, и от друзей — и, пожалуй, это единственная причина, из-за которой я могу решить уехать отсюда. 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Куды ехаць, калі не ў Польшчу ці Грузію? Колькі каштуе жыццё ў Сербіі — асабісты вопыт і падлік

Места • Ирина Михно

З пачатку вайны з Украіны выехалі мільёны людзей, некаторыя беларусы зрабіліся двойчы бежанцамі. Але ж і сама Беларусь перажывае новую хвалю міграцыі – і вам добра вядома, што найбліжэйшыя краіны зараз літаральна перагружаныя ўцекачамі. Але што, калі разглядаць менш пракладзеныя маршруты? KYKY паразмаўляў з беларускай Дар'яй Трафімавай, якая ўжо восем гадоў жыве ў Сербіі — пра кошты, менталітэт і адрозненні гэтай краіны ад краін ЕС.