США нараспашку. Почему американцы уважают ближнего

Места • Павел Сыроежкин
Белорус Павел Сыроежкин, бывший солист группы «Чук и Гек», девять месяцев живет в Майами. Растит сына, ходит на пляж и замечает вокруг себя тонкие вещи, ради которых стоит любить Америку. Это, например, полицейские, которые поздравляют тебя в аптеке с Днем Отца, дорожные рабочие с отбойными молотками и официанты «Старбакса», одинаково приветливые к яппи и строителям в грязной одежде.

Спроси меня лет десять назад, с чем у мня ассоциируется город Майами, и я бы без раздумий выдал целую галлерею образов, сформированных фильмами «Лицо со Шрамом», «Плохие Парни» и им подобными. Присовокупил бы сюда немного спортивно-поджарого шика пляжей Майами-Бич, добавил бы люксового описания яхт и вилл разномастных звезд и знаменитостей, которые с начала века усиленно скупают здесь недвижимость и пускают корни, да, пожалуй, этим и ограничился бы.

Теперь же, проведя в округе Майами-Дэйд девять месяцев своей жизни, могу уверенно констатировать, что нынче этот городишко будет вызывать у меня в памяти абсолютно иные образы. Да, здесь по-прежнему запросто можно встретить Дэнзела Вашингтона в обычном баре и без охраны, или Леброна Джеймса в отделе органических продуктов, но все-таки нынче это дополнительные декорации в моей жизни здесь. В этом небольшом очерке я попробую тезисно и лаконично описать то, что мне как новоприбывшему, «замкадышу» и «понаехавшему», более всего импонирует. Равно, как и несколько позже во второй части, я непременно поведаю о том, что же меня больше всего раздражает, и что именно мне не нравится в пресловутом американском укладе жизни. При этом я полностью отдаю себе отчет в том, что тема сия не нова и достаточно избита. Тем не менее, позвольте этот материал считать моим персональным завершающим штришком к общей картине восприятия вами жизни в США, если данное полотно еще не завершено.

За что уважают латиноамериканских дворников

Итак, первое что бросается в глаза, это уважение американцев к любому честному труду. Эта страна была построена работягами, которые засучив рукава, пусть не всегда тактично и дипломатично по отношению к другим народностям, но завоевывали, покоряли и выкупали новые земли на Американском Континенте. Тут вы никогда не встретите пренебрежительного отношения например, к профессии дворника. Отнюдь! Это важнейшая человеко-единица любого кондоминимума, благодаря которой в холле здания всегда до блеска начищены полы, приятно пахнет, кнопки лифта не оплавлены, а в самих элевэйторах не заткнуты жвачки по всем щелям.

Более того, этого человека (чаще всего латиноамериканского вида) все дружно уважают за то, что он со своей скудной зарплаты платит налоги Дяде Сэму и не живет на пособие за счет американских налогоплательщиков.

Всем домом ему дарят подарки на Рождество и День Рождения, с ним здороваются, и справляются о здоровье его семьи, ибо в Америке пословица «из грязи в князи» актуальна как нигде – возможно, завтра вы элементарно поменяетесь местами.

Павел с женой

Еще пример. Обычно я пишу 30 минут по утрам в «Старбаксе» за углом, во время прогулки с малышом. Карапуз мирно сопит в коляске, а я стучу по клавишам, и исподлобья наблюдаю за людьми в очереди. Заходят двое. Первый, здоровенный афроамериканец в испачканной цементом строительной робе, каске, и грубых грязных «Катерпиллерах» на ногах. Второй – типичный яппи, в приталенном костюме, гладко выбритый и с кожаным портфелем «Данхил» под мышкой.

В нашей родной «синеокой» хостес и администрация заведения общепита, случись туда зайти аналогичным прототипам наших героев, стремглав бросилась бы освобождать столик для второго персонажа, наспех позабыв про первого, ибо в их глазах второй выглядит гораздо более платежеспособной единицей. Так-то оно так, но только не в Америке! Первый работяга вполне может работать на крайне опасной, а значит высокооплачиваемой высотной работе на соседнем небоскребе через улицу (и получать порядка $100/час), а второй мог элементарно купить (или даже взять в рассрочку, которая оформляется здесь на все) костюм неаполитанского кроя на последние деньги, дабы потом рассекать по Оушен-Драйв в таком же арендованном «Ягуаре» и пускать пыль в глаза потенциальным клиентам, и представительницам прекрасного пола. Все слышали про мультимиллионеров в потертых старых джинсах, и с дешевыми электронными часами? Так вот, они все американцы.

За сколько минут прохожие окажут лежащему на тротуаре помощь

Следующее мое личное наблюдение касается распространенного стереотипа о том, что хоть американцы при встрече каждый раз и спрашивают как у вас дела, на самом деле, им якобы нет никакого до них дела. Представьте, есть. Двое друзей, один из которых живет в наших широтах, а второй на лето уехал в США по студенческому обмену, провели показательный эксперимент. Его целью было установить, какая нация более открыта для помощи совершенно постороннему человеку и как скоро готова придти на помощь. Все обстояло крайне просто: абсолютно нормально одетый молодой человек ложился прямо на тротуар и ждал, как скоро на него обратят внимание и спросят, все ли с ним в порядке? Вполне можно допустить, что у человека что-то случилось с сердцем, либо еще что-то, и ему нужна срочная медицинская помощь. Его снимали скрытой камерой и засекали время. Для чистоты эксперимента его дублировали летом на открытой улице (может, солнечный удар приключился, кто его знает?) и в помещении торгового центра. Ну что, вы уже догадались о результатах?

В случае с нашими соотечественниками первая девушка, осмелившаяся наклониться и узнать, все ли у лежащего ничком на земле парня в порядке (повторюсь, абсолютно нормально одетого и не дурно пахнущего), подошла через....53 минуты!

То есть почти час потенциально больной человек в ситуации, когда счет может идти на минуты, лежал посреди оживленной улицы среди спешащих по своим делам прохожих, практически переступавших через него.

Только представьте себе, что это мог быть ваш родной и близкий человек! «Опять алкаш какой-то нажрался среди дня» – наверное, думало большинство. Что ж, в официально «самой пьющей стране мира» такое мнение вполне имеет право на существование. В торговом центре временной рекорд мог быть обновлен, но парня грубо поднял с земли наряд милиции через полчаса. Как говорится, и на том спасибо.

Фото: Rob Cartwright

В Америке события развивались следующим образом. Первый раз вопрос «сэр, с вами все в порядке?» прозвучал через 3,5 минуты. Команда решила, что это статистическая погрешность, и снова уложила «пострадавшего» в другом месте. На этот раз 6 минут! А в огромном «Уолмарте» ему не дали пролежать и минуты! Я думаю, это очень красноречивый и наглядный пример. И увы, не в пользу моей родины…

Почему американцы так любят детей

Но самый главный разрыв шаблона у меня произошел после того, как я сам неоднократно становился прямым свидетелем отношения рядовых американцев к своим маленьким гражданам. Детей здесь действительно боготворят! И пусть вас не вводят в заблуждение различные страшилки пропагандистского ТВ, регулярно вещающих о десятках невинно загубленных душ, забытых в машинах или заморенных голодом усыновленных детях. Население США перевалило за 300 миллионов – разумеется, на такое количество людей находится ничтожная толика и моральных дегенератов.

Однако в свете последних ужасных событий в московском метро с няней из Узбекистана, становится ясно, что, как бы проправительственные СМИ не стремились однобоко исказить ситуацию, увы, такие кошмары случаются и у нас под боком.

Продолжу. Поначалу, когда на каждом перекрестке или пляже во время нашей с сыном прогулки едва ли не каждый второй встречный начинал улыбаться карапузу, вежливо спрашивать его возраст и как его зовут, – меня это сильно удивляло. У нас так не принято. И я было даже начал списывать это на «американское лицемерие», которым у нас всех здесь стращают, но дальше события только набирали обороты. И дело, разумеется, не в моем каком-то особенном малыше. Просто американцы действительно любят и уважают своих маленьких граждан, небезосновательно полагая, что именно за ними будущее и благополучие этой страны. В магазинных очередях, на улице, в лифтах, да практически везде, если вы гуляете с маленьким ребенком – будте готовы к повышенному вниманию к вашим персонам. Но оно такое доброе, что ли, и абсолютно не напрягающее. Особенно, когда в финале знакомства улыбаясь, и расхваливая карапуза американские старички искренне добавляют «Храни его Господь». Другое дело, если они потом начинают меня чему-либо «учить», либо давать советы в воспитании моего сына (что, надо признать, иногда случается), – вот тогда разговор у нас сразу переходит в иное русло. Ну да, это уже совершенно другая история.

Фото: Gabi Ben Avraham

Однажды ночью, когда у нас активно резались зубки, мы отправились в круглосуточную аптеку за специальным гелем. И вот, стою я с коляской уже в очереди в кассу. Заприметив меня, в мою сторону направляется огромный темнокожий полицейский. Я оглянулся, совесть моя была чиста, но направлялся он явно к нам. Бряцая наручниками на поясе, страж порядка приблизился вплотную, заглянул в коляску, увидел спящего малыша, и приглушенным шепотом изрек, улыбнувшись: «Доброй ночи, сэр! Поздравляю вас с Днем Отца». Я даже и не сразу нашелся, что ответить. И не только потому, что у нас просто нет тождественного праздника, а скорее из-за того, что я абсолютно и совершенно не представляю себе аналогичную картину в наших родных «палестинах» с нашими родными блюстителями закона.

Когда мы идем гулять на океан, каждое утро переходим улицу в одном месте, где идут ремонтные работы. Так вот, целая бригада дорожных рабочих замолкает за 50 метров до нашего пришествия, глушит свои отбойные молотки и молчаливо ждет, когда мы поравняемся с ними. Затем они так же дружно желают «Доброго утра!» маленьком американскому гражданину, который постоянно им почему-то тоже улыбается всеми своими восьмью зубами, и лишь только когда мы снова удаляемся от них на те же 50 метров, возобновляют свою шумную работу. При этом в их поведении нет и намека на раздражение или ворчания в духе «расходились тут с утра». Так же поступают и газонокосильщики и прочие озеленители, коих в Майами с избытком. Тотальное уважение к покою и правам маленьких американцев здесь не вынужденная необходимость, а повседневная норма.

За что они извиняются в супермаркете

Последний панегирик на сегодня – и покончим с хвалебными одами «Пендосии». Если вы стоите в американском супермаркете перед бесконечным стеллажом или витриной и что-то мучительно выбираете (а выбирать здесь всегда есть из чего, учитывая колоссальный спектр выбора), и в это время между полкой и вами проходит незнакомый человек, он непременно извинится. Просто элементарно попросит прощения за то, что на секунду вторгся в ваше личное пространство! И уж ни в коем случае не станет между вами, повернувшись спиной и заграждая вам обзор. На мой вопрос «Простите, я вам не мешаю?» в зеркальных ситуациях, случающихся в наших универсамах, как правило в молочных отделах (увы, мне далеко не сразу удается оперативно отыскать там обезжиренные творог, молоко и кефир) – на меня, как правило, лишь удивленно таращатся.

Павел Сыроежкин

Ну вот и все, пожалуй. Это если тезисно и лаконично. Ибо писать о всевозможных различиях в менталитетах и укладах жизни «там» и «тут» можно до бесконечности. Искренне надеюсь, что кому-то мои персональные наблюдения сослужат добрую службу. Ну, а в следующий раз, дабы быть до конца объективным и сохранять баланс и золотую середину, я напишу о том, что же меня в американском быте и тамошних (или уже здешних – для меня?) привычках раздражает (а порой и открыто возмущает), и с чем у нас дела в Беларуси обстоят гораздо лучше. Такие дела. Все, ушел на пляж. Stay tune!

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Афиша: пять самых чистых вещей андеграундного художника

Места • Ирина Михно

Иван Tame, он же Tame 69 или просто Ваня Феськов, занимается иллюстрацией, татуировкой, кастом-графикой, а так же граффити. Сегодня художник расскажет о своей первой персональной выставке и попытается убедить общество в том, что ходить в одежде, запятнанной краской – не стыдно.