Сценарист Андрей Курейчик и редактор Денис Блищ о главных событиях недели

Места • Ирина Михно
«Как же надо было опуститься, чтобы приехать на Беларусьфильм и делать кино про партизан — Эмиру Кустурице, который работал с Джонни Деппом и Леонардо Ди Каприо? Ради выяснения этих деталей, может, и можно было бы сходить на его концерт», — говорит Андрей Курейчик, который вместе с шеф-редактором Onliner Денисом Блищом рассказал KYKY, зачем нужно идти на фестиваль вышиванок, почему белорусская музыка — это хорошо и для чего белорусам йога.

Барабанный бит 2014

Барабанный бит — фестиваль барабанщиков, который впервые появился в 2005 году благодаря Александру Сапеге (один из лучших ударников Беларуси — прим. ред.). В этом году событие празднует юбилей, поэтому идти туда стоит, чтобы увидеть лауреатов всех десяти лет конкурса и послушать известных за пределами родины музыкантов: Apple Tea, Слава Чернуха, Drum show «Stress», Post Scriptum Jazz.

Денис Блищ, фото из ФБ

Денис Блищ: «Десятый фестиваль „Барабанный бит“… Боже, как не хватает таким мероприятиям достойного пиара — фактически о них узнаешь только случайно. Звучит вообще заманчиво: мастера ударных установок из разных стран, в директорах фестиваля — Александр Сапега. Мне, как любителю живой, органической музыки, было бы любопытно, на какие выкрутасы способны барабанщики. На всех рок-концертах неизменно получаю удовольствие от барабанного соло, которым радуют зрителей вместо антракта маститые звезды».

Андрей Курейчик: «Наступил декабрь, у всех авитаминоз, хочется спать все время, и кажется, что брать жизненную энергию неоткуда — чтобы разогреться и прокачаться, нужно идти на такие драйвовые концерты».

Спектакль «Мабыць?»

Этот спектакль о живых, реально существующих личностях: режиссер, драматург, композитор и актеры поговорили с людьми разных профессий, записали истории их жизней и постарались вжиться в белорусов. Если вам интересно, как живет ваш сосед, приходите в ТБД и смотрите.

Андрей Курейчик, фото: imag.by

Андрей Курейчик: «Спектакль поставят в жанре интервью, такие постановки стали модным в Москве еще в начале 2000-х и вот, спустя десятилетие, пришли и к нам. Во всем мире интервью-театр — очень распространенное явление, и будет интересно посмотреть, как это сделают у нас. Потому что подобное действительно ново, и актерам интересно работать, ведь они привыкли к придуманным ролям, а здесь — реальные истории. Я не верю в спектакль без личности, мне кажется, театр — это не про нас, не про исторические события, это судьбы конкретных людей, и чем более детализирована эта судьба, тем она честнее, тем больше она отражает национальный характер и время, в котором мы живем. Александр Марченко (режиссер постановки — прим.ред.) — человек, который пытается развивать белорусскую драму, и я рекомендую ходить на его постановки».

Денис Блищ: «Что такое спектакль „Мабыць?“, я попросту не знаю. Хорошо хоть в театре драматургии бывал не единожды, хотя меня можно смело называть антитеатралом. Текст в афише абсолютно невнятный, чисто „для своих“, кто в теме. Я не в теме, и после такой рекламы никуда бы не пошел».

Венсан Дюбуа

Венсан приедет к нам из Франции. Он закончил Парижскую Национальную консерваторию и уже не раз доказал миру, что его игра на органе стоит того, чтобы в холодный декабрьский вечер встать с дивана и пойти ее слушать. Сегодня Дюбуа — штатный органист Кафедрального собора в Суассоне, до этого он получил золотую медаль на конкурсе «Royal Bank Calgary International Organ Competition» в Канаде и гран-при конкурса «Xavier Darasse» в Тулузе.

Андрей Курейчик: «Мне посчастливилось слушать орган в очень крутых соборах разных стран: в Венгрии, Германии, в старом-старом соборе в Италии — впечатления были потрясающие. Ощущения от органной музыки сравнимы с космическим полетом: это единственный инструмент на планете, который по мощности сравним с современными электронными примочками. Имя Венсан Дюбуа мне не знакомо, я плохо запоминаю фамилии музыкантов, которые играют классическую музыку, да и орган интересен сам по себе, поэтому если есть возможность посетить это событие, то идти нужно».

Денис Блищ: «Венсан Дюбуа? Мне пришлось гуглить, кто это. Меня, конечно, нельзя назвать поклонником классической музыки или органа, но кое-какие имена все же знаю. Оказалось, талантливый человек и увлечен искусством — почему бы и не послушать? Тем более, что репертуар обещают сильный, а Венсана называют мастером точной игры».

Музыкальная премия «Героі году»

Идти на событие нужно, если вы хотите узнать, кто по версии музыкального портала Tuzin.fm стал открытием белорусской музыки года. Выбирать будут из Haina, .K, Сергея Башлыкевича, Виталия Варанко і Bristeil. В номинации же «Герой года» участвуют музыкальные мастодонты Беларуси: Лявон Вольскі, Navi, Dzieciuki, Vuraj, Landau, Akute і «Ляпис Трубецкой».

Андрей Курейчик: «К белорусской музыке я отношусь хорошо. Люблю молодые проекты: группа „Соника“, абсолютно прекрасные „Александра и Константин“ — это все актуально, активно и клево. Я понимаю, что они не такие зубастые и философские, как старое поколение белорусского рока, как „Крама“, „Ляпис Трубецкой“, но они не несут гражданственность, белорусскую эстетику и моду на мову.

У белорусской музыки определенно есть будущее. Она осталась автономной, не поддалась русификации и продается здесь — я думаю, у молодых исполнителей все получится».

Денис Блищ: «Премия „Герои года“ мне близка. Во-первых, музыку люблю, во-вторых, всегда с уважением относился к тем, кто музыку играет в Беларуси. Непростое это занятие, зачастую исключительно энтузиазмом поддерживаемое. Отрадно, что на концерте выступят „Александра и Константин“, которые много-много лет назад так запали мне в душу, что я решил найти в магазине их дебютный диск. Тогда еще в интернете особо музыку не качали, а уж такую „немодную“ так и вовсе. Диск, к сожалению, не нашел, но имя группы запомнил и помню до сих пор. Отличные ребята, желаю им всяческих успехов. И не унывать, а продолжать сочинительствовать. Концерту — успеха у зрителей, организаторам — поклон за настойчивость. Не шутка это, двенадцать лет подряд делать фестиваль».

Концерт Эмира Кустурицы и The No Smoking Orchestra

У Эмира Кустурицы, югославского и сербского кинорежиссера, есть две «Золотые пальмовые ветви» фестиваля в Каннах, он снял такие культовые фильмы, как «Врямя цыган», «Андеграунд» и «Жизнь как чудо». Для справки: имя Эмир в переводе с арабского означает — князь. Но «князь» приедет не с кино, а с сербской фолк-рок-группой «The No Smoking Orchestra», к которой Эмир присоединился в 1986 году и с тех пор ездит с ними по всем уголкам мира, а песни группы делает саундтреками к своим фильмам.

Андрей Курейчик: «На этот концерт я не пойду, потому что Эмир Кустурица вызывает у меня очень противоречивые чувства. У него были прекрасные фильмы в 90-х годах, но потом я перестал его понимать: то он с Милошевичем, то с Лукашенко дружит, то он против западного кинематографа. Да, человек делает прикольную музыку, она веселая, балканская, но кроме того, что это прикольно, больше нет ничего. Как кинорежиссер Эмир для меня потерялся: я не помню, чтобы видел хоть одну его работу за последние десять лет. Сейчас он пытается что-то делать у нас в Беларуси, это забавно, я до сих пор задаю себе вопрос: как же надо опуститься, чтобы приехать на Беларусьфильм и делать кино про партизан Эмиру Кустурице, который работал с Джонни Деппом и Леонардо Ди Каприо, что должно произойти у человека, чтобы перейти на такой уровень существования?

Режиссер, которому прочили быть супер талантом восточной Европы, последние десять лет страдает фигней: то ли превратился в хипаря (вот я с гитаркой езжу по всяким клубешникам), то ли решил отдохнуть. Ради выяснения этих деталей, может, и можно было бы сходить на его концерт».

Денис Блищ: «Эмир Кустурица, как по мне, персонаж странный. Дядька определенно вышел в тираж и растерял весь свой шарм, его глубокий интерес к постсоветским странам и регулярный чес по нашим краям свидетельствует об увядшей востребованности в прогрессивных капиталистических странах. Его музыка мне так же мало понятна, как и фильмы. Стойкое ощущение закоса под интеллектуальный продукт, но с попыткой „продавать“ это народным массам. Не мое».

Дзень вышыванкі

Идти на событие нужно, если вы хотите прикупить пару вышиванок, послушать лекции по этнографии и современному искусству, научиться ткать вышиванку самому, сделать татуировку или боди-арт, собрать пару ленточек с орнаментом, поучаствовать в конкурсе и выиграть подарок или поплясать под музыку белорусских музыкальных групп.

Андрей Курейчик: «Развитие национальной культуры было приторможено, и это произошло по разным причинам: возможно от того, что белорусская литература и музыка не смогли завоевать всемирную популярность и остались в элитарном существовании — от того, что нет национального кино, во многом свою мощь потерял театр. После этого возник вакуум, пустота, которую заполнили российские каналы, сериалы, не наше кино. Казалось, что это все, мы потерялись и опять вернулись в рабство прежних времен, вот она, наша эстетика. И вдруг появились люди, которые не политическими лозунгами, а какой-то реальной эстетической провокацией возвращают белорусскую национальную идентичность и придраться в их работе не к чему, это просто красиво, прикольно, модно и приносит позитив. Возможно, кто-то не понимает, что такое вышиванки, это нормально. В любой культуре люди очень часто не знают, зачем они что-то делают, спроси любого россиянина, кто такой Пушкин, он расскажет про школьную программу и зачитает пару строк про чудное мгновение, а зачем поэт ему теперь, как и тот факт, что он создал русский язык и литературу, — не вспомнит никто. При этом все равно Россия — нация Пушкина.

Так и здесь: люди могут не понимать вышиванки, не знать, откуда они вылезли, но будут видеть бело-красно-белый орнамент и чувствовать, что это свое. Мы прекрасно знаем, что бело-красно-белый флаг у нас запрещен, но в то же время мы понимаем, что это настоящие цвета достоинства и всего прочего.

И это надо вводить во всеобщее сознание, и если запрещено делать это прямо, значит нужно искать другие пути: раздавать ленты, устраивать подобные события. И это будет еще лучше, это будет любовь не к политическим лозунгам, а к красоте. Да, я бы с удовольствием сходил».

Денис Блищ: «На „Дзень вышыванкi“ я бы сходил. Белорусское национальное сейчас в тренде, но, как и в любом тренде, широкие массы не всегда обладают глубокими знаниями о причинах внезапной моды. Вообще, считаю полезным все, что стимулирует интерес к родному — пусть по крупице, но привлекает внимание. Надеюсь, на мероприятии не будут „толкать“ так называемые „вышиванки“ в виде принтов дядюшки Ли из китайских подвальчиков, а только всамделишное от белорусских мастеров. Мой американский друг, эмигрант, как раз просил привезти настоящую „вышиванку“, чтобы дефилировать по Пятой авеню. Говорят, они дорогие».

Бесплатное воскресенье в йога-студии «Восьмая Чакра»

Редакция пишет про это событие не под заказ, а потому что нам просто понравилось название студии. «Восьмая чакра», как говорят организаторы мероприятия, сможет отправить вас в полет. Событие подойдет для тех, кто любит йогу и не любит опустошать кошелек.

Андрей Курейчик: «Мы очень нервный народ, каждый день я вижу много дерганых людей, которые ходят психованные и злые, и такое состояние наблюдается у всех: от продавцов до театральных критиков. И, чтобы появились улыбки и спокойствие, нам нужна терапия, нужна йога».

Денис Блищ: «Бесплатное воскресенье в йога-студии „Восьмая чакра“? Вы серьезно? Я мало понимаю в йоге, но чувствую, что это просто модно и крайне далеко от белорусской культуры. Тем, кто проводит такие пиар-акции, могу только сказать „молодцы“, ведь бизнес надо развивать. Тем, кому кажется интересной йога, — сходите, конечно. Я — нет, лучше вышыванкi».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Секретный Минск. Узбекский плов

Места • Дмитрий Мелеховец

Редакция обнаружила в Минске настоящий узбекский плов следующим образом. В комментариях к выпуску про чебуреки кулинар и автор книги «Как научиться готовить» Андрей Азаров посоветовал посетить кафе «Лаззат» и попробовать узбекскую кухню.