«Я родился, когда на улице было -56°C». Текст о тех, кто живёт за полярным кругом, – для тех, кто любит жаловаться на погоду

Места • Ирина Михно

Зимой в Минске принято жаловаться на отсутствие то ли солнца, то ли снега, то ли тепла, то ли мороза. Да и вообще в половине смертных грехов мы научились винить беларускую климатическую серость. KYKY решил узнать, как живут люди за полярным кругом, где, между делом, полярная ночь и 40-градусный мороз. Кто-то страдает от бессонницы и хочет уехать «на материк», а кто-то клянётся, что ни на что не променяет сугробы и северные сияния.

Воркута. При Сталине сюда ссылали в один из самых суровых лагерей ГУЛАГа. В январе световой день длится пять часов, с 8:30 до 13:30, на улице – -20°C

«Засыпаешь на ходу, даже с тахикардией от кофе». Илья Меркурьев

«Мы живем на крайнем севере. Тут банально не хватает кислорода, потому что воздух разряжен. Отсюда постоянная усталость. Плюс Воркута находится в низине – когда на улице сильный мороз, выхлопные газы от машин и выбросы предприятий задерживаются в городе. Короче, наш климат вреден для организма. Как думаете, хорошо ли мы себя чувствуем, когда температура поднимается с -30°C до -10°C за полчаса – и наоборот? Сложно вам, южанам, что-то объяснять. Чтобы прочувствовать жизнь в Воркуте, нужно здесь пожить хотя бы пару лет.

Фото: Томеу Колла

Фото: Роман Демьяненко

Я всю жизнь хожу варёный, как муха после зимней спячки. Даже если поспишь восемь часов, все равно днем хочется вздремнуть. Каждый с этим состоянием борется как может. Лично мне помогает поспать полчаса в обед и после работы. Кофе литрами пью – хотя это вредно, конечно. Кофе не насытит кровь кислородом, не вылечит сосуды от постоянных перепадов атмосферного давления. Да и толку от него мало – как ни старайся, засыпаешь на ходу, даже с тахикардией от этого кофе. Поэтому каждый год езжу в теплые страны, иногда – несколько раз в год. Я, может, и хотел бы на юге остаться, но цены на жилье там заоблачные. Денег хватает только на то, чтоб отдохнуть и набраться сил – копить-то в Воркуте сложно.

У нас есть вакансии, но хороших немного. Люди жалуются, что заработать негде. Воркута – шахтерский моногород, а кто сейчас хочет быть шахтером?.. Да и скоро добывать нечего будет: в городе почти выработали весь рентабельный уголь – лет на десять осталось. Молодые люди уезжают учиться по направлению железной дороги. И правильно делают.

Фото: Томеу Колла

Фото: Томеу Колла

Фото: Томеу Колла

Из «бонусов» у нас красивая природа северного Урала, северные олени в упряжке (хотя кому нужны эти животные? тут бы разок на солнце посмотреть) и северное сияние. Но в Воркуте тучи круглый год, а чтобы увидеть сияние, нужно чистое небо, сильный мороз и большая удача. Я сам вижу его раз в год, а то и реже. Проще на эти «зелёные волны» в YouTube посмотреть.

Если все же соберетесь к нам, приезжайте в середине июля – только заранее запишитесь на экскурсию по Тундре (чтобы мошек покормить). Ну, или в конце ноября, на день оленевода. А в самом городе особо развлечений нет, разве что музей истории. Но зато есть рыба, добытая в чистейших озёрах. Рекомендую попробовать свежего хариуса с луком и щепоткой соли. Ну, вот и всё».

Тромсё, Норвегия. В туристических гидах часто шутят, что это во всех смыслах путеводитель по «ночной жизни». В январе световой день длится три часа, с 10:00 до 13:00, на улице – -5°C

«Больше всего люблю расслабляться в горах, катаясь на лыжах». Йенс-Мортен Оверволл

«Местные ученые доказали, что в Тромсё мало людей страдают депрессиями, если сравнивать с другими городами Норвегии. У нас очень активные жители. Мои, друзья, например, каждую субботу в зимней экипировке ходят на пляж и плавают в холодном Арктическом море. Так им интереснее греться, чем дома.

А я после работы гуляю со своим псом Уэльсом. Но больше всего люблю расслабляться в горах, катаясь на лыжах. Полярная ночь меня не смущает – на моем шлеме сильный фонарь! А еще я периодически хожу в походы – в половине случаев дорогу освещает северное сияние. Вообще, у нас фантастическая природа. Поэтому большинство жителей города очень много времени проводят вне дома. В Тромсё есть и секс, и радость и фан – климат абсолютно не мешает.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Norway (@mynorway)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Norway (@mynorway)

 

И свежие фрукты и овощи тоже есть – но они дороже, чем в других городах Норвегии. У нас много туристов, но многие зарабатывают не на туризме. Работают в университете, больницах или занимаются рыболовным промыслом – тут много рыбацких лодок и причалов. Зарплаты такие же, как и во всей стране – и иногда дают премии и дешевые студенческие кредиты.

Мне нравится жить за полярным кругом. У нас светло, приезжайте и убедитесь в этом сами!»

«Как заниматься сексом в таком холоде? Купите себе много шерстяных одеял». Ренате Паулсен

«Я не чувствую усталость или хандру во время полярной ночи. Солнце исчезает из Тромсё «всего» на несколько месяцев, но у нас никогда не бывает слишком темно. В городе очень много снега и часто светит северное сияние. Да у нас светло 24 часа в сутки!

Самое главное в жизни за полярным кругом – держать себя в форме, постоянно ходить на тренировки. Я вот обожаю кататься на лыжах и собачьих упряжках. У меня дома живут 14 аляскинских хаски, зимой катаюсь на них каждый день. Так я получаю удовольствие и иногда даже участвую в соревнованиях.

У нас действительно бывает очень холодно, поэтому практически в каждом доме в Тромсё есть камин, а в новостройках – центральное отопление и кондиционер с горячим воздухом. А еще мы – народ, который пьет больше всего кофе в целой Норвегии. В Тромсё есть сауны, но местные ходят туда реже, чем туристы. И самое главное – у нас тонны зимних пуховиков, сапог и шерстяных кофт.. «Как заниматься сексом в таком холоде?» – Да просто купите себе много шерстяных одеял!»

Норильск. Город отстраивался пленными ГУЛАГа. В январе световой день длится 3,5 часа, с 11:30 до 15:00, на улице – -21°C

«В гардеробе должно быть минимум два пуховика и синтепоновые штаны». Денис Павлов

«В Норильске уже закончилась полярная ночь, световой день скоро начнет увеличиваться. А пока днем светло примерно часа три, потом начинается темень. Идешь на работу – темно, идешь с работы – тоже темно. Но, вопреки ожиданиям, электричество в городе дешевое, потому что тут есть своя ГЭС – это наше градообразующее предприятие. И еще три теплоцентрали. За свет в месяц (в двухкомнатной квартире) платим примерно 100 беларуских рублей.

Сейчас за окном -40°C. И так почти всю зиму и весну – снег в Норильске сходит только в июне. Поэтому в гардеробе обязательно должно быть минимум два пуховика (тот, что полегче и совсем теплый), ботинки, зимние кроссовки, и, конечно, синтепоновые штаны – без них в -40°C с ветром совсем грустно. У нас есть поговорка: норильчанин не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается.

Фото: Елена ЧернышоваФото: Елена Чернышова

В Норильске стоит жить ради лета, когда солнце светит даже в три часа ночи. Правда, лето лету рознь. Помню, в 2013-м стояла 30-градусная жара – тогда практически высохла река. В последние годы было много дождей, но тоже тепло – это единственное время, когда в городе можно погреться.

В молодости полярная ночь переносится легко, но с возрастом она начинает напрягать. Я не могу назвать себя счастливым человеком, мне живется крайне грустно. Конечно, хочется уехать на юг – у нас это называется «на материк», потому что сами-то живем на полуострове. Но чтобы это сделать, нужны немалые деньги, а их нет».

Фото: Елена Чернышова

«У учителей отпуск 81 день». Галина Крысенко

«Когда у нас полярная ночь, постоянно хочется спать – у организма меньше жизненной энергии. Спасает работа, ну и хобби. Я стараюсь перманентно ходить в кино, в театр, на выставки, концерты. Пью витамины и кофе по утрам.

Но у северян большие отпуска. Например, шахтерам в год дают 52 выходных дня – это основной отпуск. И еще добавляют несколько выходных дней за «вредность» работы. У учителей отпуск и того больше – 81 день, и тоже есть добавочные за «вредность». Остальных бюджетников отправляют на каникулы на 54 дня. И если раньше люди работали год, а потом разом использовали весь отпуск, сейчас горников, например, отправляю отдыхать каждые полгода. Так у нас заботятся о здоровье работников. Люди работают в шахте, каждую смену спускаются на глубину примерно 800-1500 метров. А есть графики, где смены пять дней подряд в неделю. Организму очень сложно к такому привыкнуть, плюс суровая погода и полярная ночь – всё это явно не на пользу.

Фото: Елена ЧернышоваФото: Елена Чернышова

На севере нужно соблюдать режим, но не у всех из-за рабочего графика это получается. Поэтому многие люди у нас страдают бессонницей, из-за которой потом лечат мигрени и стресс».

«Норильчане научились выращивать лук, зелень и огурцы на подоконниках». Евгений Георгиевич

«Я родился в Норильске в январе, когда на улице было -56°C и темно. О том, что такое солнце, узнал только летом – как и все дети, которые у нас в городе рождаются зимой. У нас кромешная темень «всего» три месяца в году. Солнечный свет исчезает в октябре, тогда ночи становятся все длиннее и холоднее. И за окном картина меняется от состояния зимней сказки до земного ада.

С одной стороны, зимой у нас есть сотни видов игры со снегом, даже туннели снежные мы копали в полный рост. Можно кататься на лыжах и сноуборде, не покидая черты города, а иногда даже двора собственного дома. С другой – зимой в Норильске исчезают свежие овощи и фрукты, к нам их завозят только летом. И стоят они бешеных денег… Да в Норильске даже цены на хлеб на порядок выше, чем на материке.

Фото: Елена ЧернышоваФото: Елена Чернышова

Поэтому норильчане научились выращивать лук, зелень и другие овощи на своих подоконниках – растут даже огурцы!

Но вообще сервировка стола у норильчан не особо отличается от того, что едят на материке. Если не считать вяленую оленину и максимально свежую рыбу – у нас же даже морозилки не нужны, вместо них у людей балконы.

Фото: Елена Чернышова

Норильск и жизнь за полярным кругом – это другой мир. Вы не поймете этого, пока сами здесь не побываете – на морозе, который реально жжет щеки. Здесь жить трудно, но при этом люди у нас самые добрые, отзывчивые и приветливые. К сожалению, пару лет назад мне пришлось уехать на материк, чтобы ухаживать за родителями. Но мне сильно хочется вернуться. Это странно прозвучит, но для меня в Норильске теплее и уютнее, чем где бы то ни было».

Мурманск. В январе световой день длится четыре часа, с 11:00 до 15:00, на улице – -8°C

«Я – жаворонок, даже в Мурманске по утрам не сложно просыпаться». Наталия Маркова

«Я живу на Севере с 1981 года – к такому климату действительно привыкаешь. Вот я – абсолютный жаворонок, и даже в Мурманске по утрам мне не сложно просыпаться. Как и моему шестилетнему сыну. Конечно, депрессивное состояние бывает. Но, честное слово, я не хочу уезжать из этого города. Просто круглогодично пью витамин D.

Фото: Alexander Polyarny.

Фото: Natalie Maximova

Здесь потрясающая природа – очень люблю возвращаться из поездок домой на поезде. Зимой за окном тонны белого снега: а летом – зелень, ягоды, и грибы. 
Погода в Мурманске более мягкая, чем в других городах заполярья. В моем детстве были суровые морозы, а сейчас – то -7°C, то 0°C, то вообще +1°C. Правда, летом жары тоже нет, весь август было примерно +7°C, но для нас +20°C – это уже очень душно. А наше Северное сияние?! Приезжайте, это неописуемая красота».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Отменили все поезда, закрыли города. Самолёты пока летают». Парень, который живёт в Шанхае, завёл тред о коронавирусе

Места • редакция KYKY

«Так как я больше полугода я живу в Китае, напишу тред про то, что сейчас происходит в Шанхае и что получается узнавать на месте о коронавирусе». Больше трех недель в мире бушует коронавирус – уже погибло 84 человека, заразились болезнью больше 2,7 тысяч, вылечить удалось всего 52-х. Вирус этот возник в Китае, он уже парализовал больше 20 китайских провинций и городов. Россиянин Владимир написал в свой Twitter 33 факта о том, как сейчас живет один из них.